Специализированная психологическая помощь ребенку (подростку), пострадавшему от буллинга (травли) и его родителямЦель (цели) технологического блока (далее Т-блока).Оказание необходимой поддержки и психологической помощи ребенку (подростку), пострадавшему от буллинга (травли) и его родителям в рамках межсекторного (межведомственного) взаимодействия за пределами школы, где произошла ситуация травля.
Организация доступности Доступность необходимой поддержки и психологической помощи обеспечивается за счет наличия договора о сотрудничестве с СОШ в рамках деятельности по внедрению «Комплексной межсекторной Модели противодействию буллингу» и алгоритма действий ответственного специалиста, оказывающего специальную психологическую помощь детям, затронутым ситуацией буллинга, и их семьям в рамках договора о сотрудничестве с образовательной организацией.
Целевая группа (целевые группы):Дети (подростки), пострадавшие от буллинга (травли) и их родители, в случае, когда по объективным причинам специалисты образовательной организации не могут оказать необходимую помощь.
Краткое описание деятельности.Оказание необходимой поддержки и адекватной индивидуальной психологической помощи детям/подросткам затронутым буллингом и их родителям в рамках межсекторного взаимодействия за пределами школы, где произошла ситуация травли происходит в следующих случаях:
- Когда все возможные школьные средства были использованы, а результата достичь не удалось, или он не достаточный, то есть поведение ребенка не изменилось или усугубилось.
- Когда ребенок относится к уязвимым категориям (дети-сироты, дети с ОВЗ, дети из семей вынужденных переселенцев, семей гастарбайтеров, или из семей в ТЖС и СОП), а у специалистов школы недостаточно узких специальных знаний по работе с данной категорией детей.
- Когда школьная обстановка является/представляется ребенку опасной (триггерной), а с психологом и классным руководителем не сложились еще достаточно доверительные отношения.
- Когда ситуация травли реактивировала у ребенка старую травму и запустила механизмы психологической защиты, поведение ребенка нарушено и средства школьных специалистов недостаточны.
В Ресурсном Центре (далее РЦ) с детьми, пострадавшими от буллинга работает психолог, его специализация не так важна, как важно наличие опыта работы с уязвимыми категориями детей, повышение квалификации в области работы с детской травмой и владение инновационными технологиями в сфере защиты детства. Все специалисты помогающих профессий команды РС владеют навыками помощи детям и их семьям в кризисной и экстренной ситуации, практикуют помощь разным детям, в том числе с ОВЗ, с нарушениями поведения, пограничными расстройствами личности, с ПТСР (Посттравматическое стрессовое расстройство). Работа с ребенком, задетым буллингом ведется как с целостной системой – тело, эмоции, сознание, мысли, ценности, поведение в системе его меняющихся отношений с самим собой, семьей, ближайшем окружением, сообществом и природным окружением.
Основными инструментами помощи являются: командная работа по технологии «Работа с кризисным случаем», индивидуальные сессии с применением различным из известных методов и приемов работы с травмированными и уязвимыми детьми, групповые методы: психологический тренинг, группы психологической поддержки (адаптированные), основы психодрамы, адаптированный алгоритм 12 шагов для зависимых детей и подростков, на регулярной основе в практике специалисты используют техники наблюдения и купирование агрессии, тревоги, неуверенности, актуализация ресурсов ребенка.
Индивидуальная работа с ребенком планируется и реализуется, исходя из его потребностей и личностных и средовых ресурсов. Она может проводиться только с ребенком (один на один), совместно с родителем и ребенком (семейное консультирование, детско-родительские группы или тренинги) или параллельно (в основном с ребенком и отдельно с родителем). Формат работы может быть очный или дистантный (телефон, зум, скайп и др.) На основании анализа случая после и стартовой диагностики, которая происходит на первой встрече, разрабатывается кризисный план по работе со случаем. Основные подходы к ребенку, чье поведение осознано - «сверху вниз» - ресоциализация и актуализация социальных контактов, а к ребенку, чье поведение реактивно, управляется в момент стресса защитными механизмами- снизу вверх -восстановление и нормализация психофизического состояния, устранение зажимов, восстановление сенсорно-моторных реакций, чувствительности, владения телом, телесных границ, самосознания и владения своим телом, эмоциями, мыслями и поведением.
Описание природы проблем и потребностей целевой группы (в контексте противодействия буллингу (травле) На уровне педагогов и специалистов школы, дефицит проявляется в недостаточно компетентном определении степени, травмированной ребенка и диагностики его ресурсов, что сказывается на качестве и уместности выбранной программы помощи конкретному ребенку, затронутому ситуацией буллинга. Таким образом, основная потребность педагогов, видится в максимальном сокращении трудных случаев буллинга с тяжелым травмирующим эффектом. Педагоги испытывают потребность в умении распознавать ранние риски возникновения буллинга
Основной дефицит у детей – учащихся СОШ, всех возрастных групп, лежит в области доверия к взрослым. Из-за низкого уровня доверия дети не обращаются за помощью, случаи травли не раскрываются на ранних стадиях, травматические последствия буллинга запускаются, школьная помощь оказывается не в полном объеме. Появляется необходимость во внешней специализированной психологической помощи.
Содержание деятельности Отбор и формирование целевой группы происходит из числа учащихся СОШ и СПО, нуждающихся в индивидуальной помощи профессионального психолога, после того как средства образовательной организации уже использованы, а результат не достигнут. Взаимодействие с образовательной организацией идет на основе соглашения о сотрудничестве, где прописаны обязанности сторон по формированию целевой группы, ее количеству, объему помощи и разделению ответственности за результаты взаимодействия.
В деятельности в рамках этого технологического блока модели можно выделить 4 этапа:- Предварительная гипотеза. - сбор данных, выявление фактов и анализ информации, выдвижение гипотез/ы.
- Диагностика и построение контакта – обычно на это достаточно первой встречи с ребенком.
Цель выявить наличие травмы в истории ребенка, ее продолжительность, возрастной период, глубину, определить ресурсы ребенка до травмы, непосредственно после и сейчас.
3. Составление кризисного плана на основе диагностики. Реализация кризисного плана и мониторинг.
4. Пост сессионное сопровождение.
Диагностическая беседа (полуструктурированное интервью):