О ВЕКТОРЕ«Институт социальных услуг и инноваций «ВЕКТОР» — социально ориентированная некоммерческая организация, деятельность которой, направлена на снижение детского и семейного неблагополучия в Пермском крае и других регионах РФ.
Генеральный директор: АНО ДПО "Институт социальных услуг "ВЕКТОР" – Наговицина Ирина Валерьевна.
Основная цель организации — способствовать повышению доступности и качества услуг детям и семьям, переживающим кризис и находящимся в зоне риска нарушения прав и жестокого обращения с детьми, социального сиротства.
Миссия: Создаем условия для безопасного детства каждого ребенка через повышение доступности и качества помощи детям и семьям.
Главный принцип, на основе которого выстраиваем свою деятельность — выявление потребностей семьи и ребенка на как можно более ранних стадиях развития кризиса и организация доступной и своевременной профессиональной помощи по преодолению кризисной ситуации.
Основные целевые группы: Дети и семьи находящиеся в трудной жизненной ( кризисной) ситуации); семьи, находящиеся на ранних стадиях кризиса, специалисты системы защиты детства и сотрудники СО НКО, оказывающие услуги семья;
Направления деятельности:- Оказание психологических услуг детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации с целью профилактики детского и семейного неблагополучия;
- Проектирование и внедрение эффективных технологий и услуг систему защиты детства Пермского края и регионов РФ;
- Обучение специалистов системы защиты детства и СО НКО по дополнительным профессиональным образовательным программам;
- Профессиональное супервизорское сопровождение специалистов системы защиты детства и СО НКО с целью методического контроля качества услуг для детей и семей;
- Экспертно-методическая поддержка СО НКО, оказывающих семейно ориентированные услуги семьям и детям;
- Трансляция передового опыта и лучших практик в систему защиты детства Пермского края и регионов РФ.
Историческая справка
Организация создана в сентябре
2009 года командой профессионалов, которая с 2005 года активно участвовала в развитии социально — психологической службы системы образования, разработке и внедрении моделей ранней профилактики социального сиротства в Пермском крае.
В
2013 организована и запущена краевая дистанционная экстренно-психологическая помощь
“Детский телефон доверия” при финансовом обеспечении Министерства соцразвития ПК. Служба работает под единым общероссийским номером детского телефона доверия
8 800 2000 122. Услуга оказывается круглосуточно, бесплатно, анонимно. Эта служба является ключевой в системе защиты детства, поскольку она позволяет ребенку и родителю обратиться к специалистам непосредственно, минуя какие-либо барьеры, рассказать о своей ситуации и получить помощь в момент обращения.
С
2014 года работает краевой ресурсный центр по работе с семьями. В рамках проекта ежегодно проходят обучение и супервизорское сопровождение 100 специалистов из муниципальных районов Пермского края.
В
2012 - 2017 гг. были реализованы программы “
Мастерская НКО” (1 и 2 этапы) при поддержке Министерства экономического развития РФ - оказание помощи СО НКО по внедрению стандартов семейно-ориентированных услуг в 20 субъектах РФ, ПФО и УФО.
С
2018 года запущен
Учебно - методический центр, занимающийся реализацией программы дополнительного профессионального образования и профессиональной о переподготовки направленным на повышение компетентности специалистов в оказании услуг профилактических и реабилитационных услуг, семьям находящимся на ранних стадиях кризиса, в том числе - раннего выявления случаев нарушения прав детей, оказания кризисной, экстренной и профилактической помощи детям и семьям в ситуации жестокого обращения, суицида, буллинга, домашнего насилия и др.
С
2017 по 2021 года при поддержке Фонда президентского гранта было реализованы шесть проектов, по следующим направлениям:
«Давайте жить дружно» - Профилактика буллинга в Пермском крае;
Мастерская НКО «Точки роста» - обучение специалистов НКО, разработка и апробация стандартов и алгоритмов услуг. 16 из 19 НКО начали функционировать на новом профессиональном уровне;
пролонгированный партнерский проект “Конструктор социальных практик” – объединение экспертов профессиональных СО НКО, государственных организаций из регионов РФ для совместного решения актуальных социальных проблем в сфере защиты детства: 1. Конструктор социальных практик НКО улучшение качества жизни в замещающих семьях - разработана и апробирована технология индивидуализации помощи замещающим семьям; Конструктор социальных практик НКО 2 - разработана и апробирована Комплексная межсекторная модель противодействия буллингу; Конструктор социальных практик НКО - . подготовлены команды тренеров и супервизоров; реализованы разноуровневые образовательные программы для основных целевых групп специалистов
География проектов: Пермский край, города Москва и Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Волгоградская, Московская, Ленинградская, Челябинская, Тюменская, Тамбовская, Оренбургская, Владимирская, Калининградская, Самарская, Томская, Нижегородская области, Хабаровский край
С
2021 по 2022 при поддержке Фонда Владимира Потанина реализован проект «КОНСТРУКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК НКО-4: через кризис к стабильности и устойчивому развитию» направленный на создание организационных, методических и кадровых условий для быстрого разворачивания и эффективного функционирования качественных антикризисных услуг семьям с детьми уязвимых категорий. Создана межрегиональная сеть НКО-площадок, Пермский край, Санкт-Петербург, Тюменская, Костромская и Владимирская области. Проведены образовательные программы для специалистов, работающие с семьями с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. На площадках через обучение и сопровождение специалистов оказана помощь замещающим семьям, семьям с детьми с ОВЗ, антикризисная помощь молодым матерям с сиротским опытом. В процессе реализации проекта оказывалась профессиональная психологическая помощь детям, задетым ситуацией буллинга и их родителям; Для специалистов системы образования оказывалась специализированная методическая, супервизорская, консультативная помощь по вопросам школьного насилия, буллинга и конфликтов
С
2022-2023 при поддержке Фонда Владимира Потанина реализован проект "Курс на устойчивость". Усилена деятельность организации по работе с буллингом, за счет развития инструментов оказания помощи целевым группам, в частности - учащимся школ, как наиболее уязвимой группе в ситуации роста социального напряжения. Достигнуты поставленные цели: развитие и поддержка устойчивого взаимодействия специалистов некоммерческого сектора, а также созданы инструменты повышения компетентности специалистов, работающих с образовательными организациями, в вопросе формирования безопасной, свободной от насилия и буллинга школьной среды.
Основные направления деятельности
Оказание услуг детям и семьям
Детский телефон доверия
С 2013 года услуга экстренной психологической помощи детям и родителям по телефону доверия оказывается в рамках субсидии Министерства социального развития Пермского края. Служба работает под единым общероссийским номером детского телефона доверия 8 800 200 122. Услуга оказывается круглосуточно, бесплатно и анонимно.
Работают 16 консультантов, 2 методиста – супервизора, руководитель, администратор.
С 2013 года доступность услуги увеличилась в три раза, а качество работы службы как кризисной возросло более чем в 2.5. раза.
На базе организации создана служба экстренной психологической помощи
Краевой детский телефон доверия «ПЕРЕМЕНА ПЛЮС». Всероссийский ДТД существует с 2010 года. Всего по Российской Федерации
организовано более 80 служб ДТД. Поддерживает работу региональных служб ДТД Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Для качественной и эффективной работы, Служба ДТД должна соблюдать
определенные критерии:- Достижения эффективности: осознание сотрудниками общих целей, укомплектованность и компетентность психологов-консультантов, наличие супервизий, этических стандартов;
- Достижение качества работы: профессиональная супервизорская поддержка и контроль качества, обучение специалистов, защищенность и конфиденциальность сотрудников.
Деятельность службы стандартизирована осуществляется методический контроль
качества. На основании стандарта оказания услуги экстренной психологической помощи по телефону доверия, разработанного национальным фондом защиты детей от жестокого обращения, были разработаны внутренние локально-нормативные документы: положение о службе ДТД, должностные и рабочие инструкции для консультантов, должностные инструкции супервизоров, руководителя, бухгалтера, администратора; алгоритмы оказания помощи по ДТД по определенным темам обращений, оказание супервизорской поддержки, кодификатор звонков, который периодически дополняется исходя из тематики поступающих звонков. Разработано положение о конфиденциальности.
Эффективность работы Службы ДТД достигается за счет роста количества кризисных
звонков, обращения взрослых.
Процесс и основные принципы работы Службы ДТД:Основные принципы работы ДТД анонимно, бесплатно, круглосуточно, конфиденциально.
В Службе круглосуточно функционирует одна линия и при повышенном фоне звонков
есть возможность подключения второй линию. Консультанты работают по сменному графику. Команда консультантов и супервизоров является одной из самых больших в России - в службе работают 3 супервизора, 16 консультантов.
Подготовка консультантов и ежегодное обучениеВсе консультанты службы детского телефона доверия имеют необходимое профильное образование и прошли специализированную дополнительную подготовку. Подготовка новых консультантов осуществляется поэтапно: предварительное собеседование по телефону, очное обучение в течении 72 часов, стажировка а действующей линии под руководством опытного консультанта-наставника. На каждом этапе подготовки происходит оценка и отбор будущих консультантов. Таким образом, специализация психолога для работы на действующей линии службы детского телефона доверия составляет более 144 часов.
Консультанты службы ДТД ежегодно проходят обучение по тематике, актуальной для службы. Тема обучения формируется исходя из анализа затруднений, обсуждаемых консультантами на индивидуальных и групповых супервизиях. Помимо этого, консультанты проходят повышения квалификации по программам, предлагаемым Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Статистика, отчетность и межведомственное взаимодействиеВ год Служба принимает более 20000 звонков, из которых более 4000 это кризисные обращения. Достаточно высокий уровень кризисных обращений говорит о том, что в регионе дети и взрослые доверяют ДТД, готовы обсуждать с ней острые для них проблемы. Высокий фон звонков и большое количество кризисных обращений, в том числе по вопросам суицидальной активности, жестокого обращения с детьми в семье, школьной травли, домашнего насилия - говорит об эффективности краевой службы ДТД. Ежегодно составляется аналитический отчет о характере принятых обращений и актуальных проблемах для детей и их родителей, которые они озвучивают при обращении. Анализ принятых обращений предоставляется в Министерство социального развития Пермского края, в аппарат уполномоченного по правам ребенка Пермского края.
Выстроены межведомственные связи с: Министерством социального развития Пермского края и его учреждениями, министерством образования и науки Пермского края, с краевой комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП), уполномоченным по правам ребенка в Пермском крае, Пермским краевым центром медицины катастроф, главным управлением МЧС по Пермскому краю, другими НКО, осуществляющими свою деятельность на территории Пермского края.
Краевой ресурсный центр по работе с семьями»
С 2014 года функционирует краевой ресурсный центр по оказанию и обеспечению качества семейно-ориентированных услуг, предоставляемых детям и родителям Пермского края.
Цель - повышение социально-психологической устойчивости семьи и ребенка через повышение доступности и качества помощи семьям, находящимся на ранних стадиях кризиса.
Задачи: - Разработка инновационных образовательных программ и повышение квалификации специалистов системы защиты детства по работе с семьей.
- Реализация проектов по внедрению лучших практик и семейно ориентированных услуг, направленных на профилактику детского и семейного неблагополучия и защиту детей.
- Организация профессионального супервизорского сопровождения специалистов работающих с семьями и детьми.
- Информационное сопровождение деятельности по поддержки семьи и детей.
- Трансляция передового опыта по работе с семьей в территории Пермского края и регионы - партнеры.
- Привлечение кадровых, финансовых, методических, научных и административных ресурсов для реализации данных направлений.
Основные результаты реализации: - Создана сеть доверенных специалистов по оказанию очной психологической кризисной помощи детям и семьям Пермского края - более 100 специалистов.
- Более 60 000 детей, родителей и специалистов обратились за помощью. Более 9 000 обратившихся получили дистантную и очную психологическую помощь в кризисной ситуации.
- В целях обеспечения качества предоставляемых услуг выстроена система супервизорской помощи специалистам, оказывающим услуги семьям в работе с трудными случаями.
- Ежегодно повышают квалификацию более 100 специалистов Пермского края.
- Отработана эффективная модель деятельности ресурсного центра по обеспечению качества услуг семьям на этапе раннего кризиса.
- Количество благополучателей, получивших услуги повышенного качества с 2014 по 2023 год составило 6694 человек.