Работа классного руководителя и психолога со случаем буллинга в классе1. Цель:Организация целенаправленной работы с учениками, педагогами-предметниками, родителями учеников по разъяснению ситуации, прерыванию буллинга и формированию групп поддержки.
2. Целевая группа (целевые группы):Работа по случаю травли требует системного подхода, а значит, затрагивает сразу несколько целевых групп:
1. Дети и подростки в возрасте от 8 до 17 лет, обучающиеся в общеобразовательных организациях, из класса, в котором выявлен случай с буллинга в отношении одного или нескольких детей.
2. Педагоги, классные руководители, социальные педагоги и педагоги-психологи школ.
3. Родители учащихся в классе, где выявлен случай буллинга.
3. Краткое описание деятельности Работа со случаем буллинга (травли в классе) представляет собой последовательность действий по прерыванию случая травли в конкретном классе усилиями самих учеников с вовлечением педагогов и заинтересованных родителей. В качестве основного инструмента предлагается метод “Круг сообщества” - обсуждение и разъяснение сложившейся ситуации в классе, планирование конкретных действий учеников, педагогов и родителей для урегулирования проблемы.
4. Основные понятияПоследовательность действий по урегулированию случая травли отличается от профилактической работы тем, что в первом случае мы имеем дело с уже выявленным случаем буллинга, в котором есть затронутые им конкретные дети, поэтому педагогическая работа должна быть направлена на оказание помощи конкретным жертвам травли, коррекцию поведения агрессивно настроенных учеников. В этом случае использование метода “Круг сообщества” будет отличаться от профилактических кругов, поскольку требует предварительной подготовки.
Круг сообщества – метод работы с групповыми конфликтами, межэтническими конфликтами, для поддержки пострадавших в результате буллинга и пр. Круг сообщества помогает участникам восстановить смыслы и цели того, что их волнует, с учётом культурных и ценностных ориентиров. Важной особенностью Кругов является привлечение к обсуждению проблемы заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его выполнение, а также способствует поддержке позитивных изменений в сообществе.
5. Обзор действующих практик. Практики, взятые за основу. Работа с классом по случаю выявленного буллинга проводится разными способами.
В литературе представлены разные варианты этой работы: С.В. Кривцовой описана методика “Без обвинений”, Т.М. Жекулиной - нарративный подход в работе с классом по случаю травли, в программе Г.В. Романовской “Семья и школа против буллинга. Создание системы поддержки инклюзивного обучения” представлена работа с классом в логике процессуального подхода. В ряде регионов РФ используют восстановительные технологии для урегулирования проблемы выявленного случая буллинга – Кемеровская, Волгоградская, Самарская области. Так, в ГОО «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности» специалисты с помощью технологий медиации и Круга сообщества не только работают в ситуации травли, но и осуществляют профилактику буллинга и негативных явлений при помощи Кругов сообщества.
АНО Ресурсный центр «Согласие» в Томской области занимается разрешением конфликтов, возникающих в классах общеобразовательных школ. В рамках проекта «Шаг навстречу: поддержка подростков, находящихся в конфликте» предусматривалась работа не только с подростком группы риска или находящимся в ситуации травли, но и с его окружением (родители, педагоги, школьный класс, друзья) с использованием метода “Круг сообщества”.
8. Содержание деятельности.Для урегулирования ситуации буллинга в классе необходимо вовлечение учеников, несколько человек из числа родителей учеников, педагогов, работающих в этом классе, и весь коллектив школы.
Последовательность действий по работе с классом по случаю буллинга с применением метода “Круг сообществ” подразумевает 6 последовательных шагов.
Шаг 1. Беседа с классным руководителем и педагогами-предметниками. Основные задачи на этом этапе: сбор информации о ситуации, понимание позиций педагогов и при необходимости восстановление педагогической позиции в случае её утраты. Если педагог осведомлён о ситуации травли и объективно оценивает ситуацию как тревожную, требующую вмешательства, то происходит обсуждение возможных действий или подготовка к Кругам. Если же у педагога отсутствует понимание ситуации, он не видит угроз для детского коллектива, то в этом случае действия психолога будут направлены на восстановление утраченной педагогической позиции.
Факторы и условия восстановления позиции педагога:
• Восстановительные вопросы (на понимание, размышления, педагогическую рефлексию);
• Разговор о возможных последствиях (что будет, если ничего не делать?);
• Поддержка педагога и демонстрация необвинительного подхода;
• Приведение в пример суждений детей и родителей;
• Организация совместного разговора (малого Круга) с педагогами или обучающего семинара с интерактивом, где коллеги могли бы обмениваться опытом, суждениями. Включение такого сомневающегося коллеги в работу семинара может дать хорошие результаты, но отложит процесс восстановления педагогической позиции на какой-то срок. В этом случае другие шаги необходимо начать параллельно с продолжением работы с классным руководителем.
Шаг 2. Встреча с жертвой (возможно, в присутствии её родителей):Задачи беседы с жертвой: сбор информации, поддержка ребёнка, обсуждение возможных действий, подготовка к разговору с классом. Участие родителей необходимо в случае, если они являются ресурсными для ребёнка – готовы поддерживать, а не обвинять, если они стараются сохранять объективность, не имеют категоричного настроя на карательную стратегию действий в отношении агрессоров. В подобных случаях лучше провести отдельные встречи с ребёнком и его родителями.
Вопросы для обсуждения на встрече с жертвой:
- Как ребёнок сам видит ситуацию? (Когда всё началось, как происходило?)
- Как сам относится к ситуации? Как он может её назвать?
- К кому он обращался за помощью? (Кому он доверяет? К кому может обратиться в случае повторения?)
- Если ему был причинён вред, то как он может быть заглажен? Важно ли для него услышать извинения от одноклассников?
- Какой опыт он вынес для себя из этой ситуации?
- Какие ответы на вопросы он хотел бы получить от одноклассников?
- Как бы ему хотелось, чтобы ситуация разрешилась? Готов ли он ко встрече со своими обидчиками?
- Какая помощь ему нужна для того, чтобы на общей встрече с одноклассниками он смог сказать, что чувствует?
Безусловно, между ответами на вопросы специалист, ведущий беседу, постоянно демонстрирует поддержку ребёнку, сообщая ему, что ситуация травли недопустима, что педагоги намерены остановить её, но им очень нужна его помощь для того, чтобы про несправедливость было сказано вслух. Результатом такой беседы должны стать доверие ребёнка специалисту, его уверенность в том, что он теперь не один, у него есть взрослые, которые внимательно отнесутся к его ситуации, остановят травлю в случае повторения, поддержат его в ситуации раскрытия.
Шаг 3. Встреча с агрессором (возможно, в присутствии родителя).Если агрессоров несколько, то рекомендуется провести встречу с каждым по отдельности. Задачи встречи: сбор информации, восстановление ответственности за произошедшее, обсуждение возможных действий, подготовка к Кругу.
Примерные вопросы, которые необходимо задать агрессору:
- Как он сам видит ситуацию? (Когда всё началось, как происходило?)
- Как он сам относится к ситуации? Как он может её назвать?
- Чья ответственность в данной ситуации? В чём заключается лично его ответственность?
- Как он может загладить причинённый вред? Готов ли он принести извинения за содеянное?
- Готов ли он прекратить травлю? Понимает ли все последствия ситуации?
- Какой опыт он вынес для себя из этой ситуации?
- Как бы ему хотелось, чтобы ситуация разрешилась? Готов ли он ко встрече со всеми ребятами?
На этом этапе может использоваться инструмент работы с ответственностью в случае, если агрессор не принимает ответственность и в первом приближении не видит последствий своих действий: «Ромашка последствий». Специалист, ведущий беседу, поочерёдно задаёт вопрос: “Для кого есть последствия в этой ситуации? В чём они проявляются для жертвы травли (заменяем на имя ребёнка)? Как они проявляются для родителей жертвы? А в чём последствия для твоих родителей? В чём будут выражаться последствия для тебя лично? Для твоих друзей? Одноклассников? И т.д. Последовательно отвечая на эти вопросы, агрессор формирует более полное представление о спектре вреда, причиняемого своими действиями. Важно, чтобы в конце такого разговора у агрессора оставалась возможность изменить ситуацию, загладить причинённый вред, остановить своё деструктивное поведение и получить поддержку в этих восстановительных действиях.
Шаг 4. Встреча с другими детьми из класса (наблюдателями):здесь встречи могут быть как по отдельности, так и совместные, по несколько человек. Во время таких встреч преследуются следующие задачи: сбор информации, определение позиции наблюдателей, их переориентация со стратегии невмешательства в стратегию поддержки жертвы и их подготовка к общей встрече класса, на которой они могли бы заявить о своей позиции.
Вопросы, которые могут обсуждаться на встрече с наблюдателями:
• Как они видят ситуацию? (Когда всё началось, как происходило?)
• Как они сами относятся к ситуации? Как они могут её назвать?
• Чья ответственность в данной ситуации?
• Какой они могут вносить вклад в разрешение ситуации? Как они могут поучаствовать в прекращении травли?
• Какой опыт они вынесли для себя из этой ситуации?
• Согласны ли они обозначить свою позицию на Круге?
Шаг 5. Родительское собрание в форме Круга.Важную роль (зачастую ключевую) в прекращении травли в классе играет проведение родительского собрания о ситуации травли, на котором родители будут не объектами воздействия педагогов, а субъектами, имеющими своё мнение, и способными к рефлексии и влиянию на своих детей.
Мы рекомендуем такое собрание проводить в формате “Круга сообщества” (общие рекомендации по проведению Кругов представлены в описании “Организация и проведение профилактических мероприятий для учеников 5-8-х классов”). Сценарий Круга приведен в Приложении. На этом Круге, как правило, от самих родителей звучит предложение провести подобный Круг с детьми, из числа родителей могут быть выбраны представители для участия в детском Круге. С родителями ещё раз проговаривается их роль в преддверии такого Круга, какой разговор они проведут после сегодняшнего обсуждения, что они могут сказать детям перед детским Кругом, как они впредь будут реагировать на рассказы ребёнка о ситуации в классе, какие вопросы будут задавать своему ребёнку после школы и т.д.
Шаг 6. Проведение Круга сообщества с классным коллективом (детским) по случаю травли.Основные понятия Круга:
- Хранитель (ведущий) круга
- Волонтёры (могут быть волонтёры службы примирения или другие педагоги из антибуллинговой команды)
- Участники круга
- Классный руководитель
На таком Круге очень важна рассадка
Далее Круг проводится согласно примерному сценарию, представленному в Приложении.
Работа после Круга: договорённости, достигнутые детьми, хранятся в классном кабинете, классный руководитель доводит до сведения всех отсутствующих на Круге ребят эти договорённости, в случае необходимости проводит с ним отдельную восстановительную беседу. Далее классный руководитель доводит до сведения остальных педагогов, работающих в этом классе, о тех договорённостях, которые важно знать педагогам (например, дети решили, что в случае повторов агрессии они незамедлительно обращаются к учителю, каждый педагог должен быть готов отреагировать на эту информацию; др.).
9. Организационные основы деятельностиВ работу по выявленному случаю буллинга вовлекаются, как правило, весь класс и несколько наиболее заинтересованных человек из числа родителей учеников. Весь цикл работы по случаю буллинга может продолжаться на протяжении от одной недели до одного месяца, однако оптимальный срок для проведения всех необходимых действий – 2 недели.
Для проведения предварительных встреч необходимо использовать небольшой изолированный кабинет, желательно, кабинет социального педагога или психолога. Для проведения Кругов – просторный классный кабинет с возможностью передвижения школьных парт и расстановки стульев в круг, или актовый зал.
В ходе работы важно, чтобы в предварительных встречах присутствовали все участвующие в травле дети, а на Круге – весь класс. В случае отсутствия в день проведения Круга главных действующих лиц Круг следует перенести на другой день.
10. Межсекторное взаимодействиеРабота с классом по случаю буллинга может реализовываться как на базе образовательной организации силами самих педагогов и узких специалистов (педагог-психолог, классный руководитель, руководитель ШСП/ШСМ), так и на базе некоммерческой организации или её силами, а также ресурсно-методическим или психолого-педагогическим центром. Однако наиболее предпочтительный вариант – использование внутренних ресурсов школы при наличии супервизорской методической поддержки со стороны организаций-партнёров. Эта деятельность связана с другими видами деятельности, представленными в Комплексной межсекторной модели противодействия буллингу:
- Организация работы с родителями с целью противодействия буллингу;
- Оценка риска наличия буллинга (школьной травли) в классе;
- Школьная поддержка ребёнка, пострадавшего от буллинга (травли), и его родителей;
- Алгоритм работы школы с случаем буллинга/ школьной травли;
- Специализированная психологическая помощь ребёнку (подростку), пострадавшему от буллинга (травли), и его родителям;
- Сопровождение внедрения Комплексной межсекторной модели противодействия буллингу Ресурсным центром;
- Организация взаимодействия школы и партнёрской организации по оказанию помощи детям и семьям, затронутым ситуацией буллинга.
11*. ДокументооборотОсновным документом является журнал восстановительных программ педагога-психолога или руководителя Школьной службы примирения. По желанию и для удобства специалистов может быть принята форма Плана работы с классом по случаю буллинга с возможностью отметки о выполнении того или иного шага. Также по желанию специалистов можно использовать форму отчёта о проведении работы с классом по случаю буллинга.
12. Кадровое обеспечение деятельностиКадрово реализация мероприятий может быть обеспечена узкими специалистами школы – педагогом-психологом, старшей вожатой и/или социальным педагогом. Минимальный состав команды, работающей со случаем – 2 человека. Это могут быть классный руководитель (при условии соответствующего обучения) и психолог. При этом к кадрам предъявляется ряд требований и условий:
- понимание педагогом важности отношений между детьми в классе, ценности доброжелательного общения и значимости своевременного реагирования взрослых на неконструктивные проявления;
- понимание педагогом недопустимости насилия в классе, наличие убеждённости в том, что травля должна пресекаться взрослыми, что это не саморегулируемый процесс, который протекает при управлении детьми и их взаимной ответственности;
- неформальное отношение к делу, к проведению мероприятий, в том числе организованных сторонними специалистами, но проводимых при непосредственном участии педагогов школы, отказ от стратегии переноса ответственности на других узких специалистов при работе с конкретными случаями;
- приверженность к восстановительным ценностям, понимание важности ответственности обидчиков и сообщества в целом при возникновении травли в коллективе, возмещения вреда и поддержки жертвы, а также отказ от клеймящей и карательной политики в отношении буллеров;
- гибкость, понимание допустимости разных точек зрения, способность выслушивать и давать право на высказывание собственной точки зрения, возражения;
- умение без обвинений и конфликтов выходить из сложных ситуаций, чутко реагировать на «вызовы» и «выпады» со стороны детей.
13. Требования к информационно-методическому обеспечению- Памятки для педагогов по проведению Круга сообщества (правила для ведущего, правила Круга, ритуалы закрытия Круга и т.д.);
- Примерные сценарии родительского и детского Кругов сообщества;
- Перечень вопросов для предварительных бесед с основными участниками ситуации.
14*. Материально-техническое обеспечение деятельности:Требование к помещению для проведения Кругов сообщества:
- свободная аудитория для передвижения не менее 20-ти человек и более 20-ти посадочных мест (по количеству учащихся в классе и посторонних присутствующих) с возможностью поставить стулья по кругу (это могут быть классный кабинет или актовый зал);
- бейджики на шнурках;
- флипчарт с бумагой либо возможность прикрепить на стену несколько листов бумаги;
- маркеры.
15. Оценка эффективности деятельностиПри проведении мероприятий по ситуации травли основным результатом будет готовность к изменению ситуации в лучшую сторону и непосредственно деятельность со стороны всех участников процесса по изменению ситуации. Это может проявляться в следующих критериях: