1. Цель: обеспечение согласованных действий сотрудников школы по выявлению случаев буллинга, планированию и последовательной реализации действий по прерыванию буллинга и оказанию помощи школьникам, затронутым буллингом (травлей).
2. Целевая группа: административный персонал, педагоги, сотрудники образовательных организаций, специалисты партнёрских организаций, участвующих в оказании помощи ребёнку и семье, затронутым травлей, буллингом.
3. Краткое описание деятельностиАлгоритм работы школы включает в себя 17 пунктов с описанием последовательности шагов по предотвращению травли, необходимых для этого действий, ответственных лиц, сроков исполнения и предполагаемых результатов действий.
Представляет две группы действий: действия по сбору и проверке информации и действия по восстановлению прав детей и оказанию им необходимой помощи. В каждой группе есть этап планирования и этап непосредственных действий. В алгоритме заложена возможность межсекторного взаимодействия и определено направление действий на случай выявления иных проблем помимо буллинга.
4. Основные понятия, границы и взаимосвязь с другими технологическими блоками Модели.Алгоритм работы со случаем буллинга/травли в школе задумывался как один из ключевых инструментов внедрения Комплексной межсекторной Модели противодействия буллингу
Предполагалось, что он должен объединить несколько видов деятельности в рамках Модели:
- “Организация работы школьной антибуллинговой команды”;
- «Организация и проведение обучения завучей, педагогов и школьного персонала с целью противодействия школьной травле»;
- «Организация профессиональной поддержки педагогов с целью повышения коммуникативной компетентности и чувствительности к риску возникновения буллингу»;
- «Организация работы с родителями с целью противодействия буллингу»;
- «Организация взаимодействия школы и партнёрской организации по оказанию помощи детям и семьям, затронутым буллингом»;
- «Специализированная психологическая помощь ребёнку (подростку), пострадавшему от буллинга (травли), и его родителям»;
- «Специализированная психологическая помощь агрессивному ребёнку (подростку) (инициатору травли) и его родителям».
Алгоритм представляет собой перечень и порядок действий школьных специалистов по работе со случаем буллинга. Является инструментом планирования и контроля эффективности работы со случаем школьной травли. Определяет результаты деятельности на каждом шаге работы. Обозначает участников каждого действия и тем самым помогает согласовать работу разных специалистов со случаем буллинга (травли) в школе. Детально описывает, что необходимо сделать на территории школы и на территории партнёрских организаций, помогает распределить деятельность по работе со случаем между школой, Ресурсным центром и Центром психологической помощи.
Понятия, используемые в описании алгоритма работы со случаем буллинга (травли) в школе.Журнал работы антибуллинговой команды – документ, содержащий информацию о случаях травли в школе и о проводимой по ним работе.
Оказание специализированной психологической помощи ребёнку – работа специалистов Центра психологической помощи, направленная на минимизацию негативных последствий травли ребёнка (пострадавшего от травли, зачинщика травли). Может включать в себя оценку степени и характера травматического влияния травли на ребёнка. В соответствии с выявленными проблемами - работу с последствиями психологической травмы, стабилизацией психоэмоционального состояния, преодолением негативных установок в отношении сверстников и общения с ними.
Прерывание травли в классе – согласованная работа всего педагогического коллектива, работающего с классом, направленная на немедленную остановку признаков травли каждый раз без исключений, когда они проявляются, с обязательным озвучиванием того, что это травля, она недопустима, и что уважительное отношение – это правило для всех в классе и в школе.
Работа со случаем буллинга в классе – вся работа, связанная с ситуацией буллинга в конкретном классе. Включает в себя сбор информации, определение основных проблем, планирование и непосредственное оказание помощи.
Расширенная антибуллинговая команда – антибуллинговая команда школы, в которую для работы с конкретным случаем и на период этой работы включены другие/дополнительные сотрудники школы (классный руководитель, учителя-предметники, работающие в данном классе), и представители партнёрских организаций (например, специалисты психологического центра).
Школьная поддержка ребёнка – работа специалистов школы, направленная на устранение негативных последствий школьной травли для ребёнка (пострадавшего, зачинщика) в пределах школы. Может включать в себя первичную психологическую помощь ребёнку и его родителям школьным психологом; поддержку классного руководителя - заботу об ограждении ребёнка от травли в ближайшее время после выявления, предупреждение и подключение других учителей-предметников, работающих в классе, к фиксации и прерыванию травли в адрес ребёнка; помощь в восстановлении доброжелательных отношений ребёнка с одноклассниками; помощь классного руководителя, социального педагога, учителей-предметников по решению учебных проблем, возникших вследствие травли.
5. Практики, взятые за основу:Алгоритм разработан и апробирован командой АНО ДПО «Институт социальных услуг и инноваций «ВЕКТОР» и Г.В. Романовской на основании практики работы с пермскими и московскими школами с опорой на опыт российских экспертов и НКО из разных регионов РФ.
В 2014-2021 году в 25 школах Пермского края были разработаны и приняты Порядки действий школьных специалистов в ситуации травли, адаптированные к конкретным условиям образовательной организаций. При разработке и внедрению Порядков использовались рекомендации для работы школы со случаем буллинга И.А. Алексеевой (АНО «Новые Шаги» СПб). В рамках межрегионального проекта «Конструктор социальных практик НКО-2» пермский, московский, красноярский и томский опыт работы со случаями буллинга был обобщён и проанализирован межрегиональной командой при технической поддержке АНО “Центр социальных практик «Точки роста» (Пермь)”. Последовательность шагов и содержание деятельности в рамках алгоритма, перечень необходимых рабочих документов и материалов были уточнены, расширены, согласованы с практиками и экспертами, в том числе администраторами пилотных школ проекта. При доработке алгоритма был также учтён опыт разработки и внедрения алгоритмов оказания экстренной психологической помощи детям и родителям службой Детского телефона доверия (далее ДТД) с участием экспертов из Перми, Казани, Оренбурга. Проработка содержания алгоритма потребовала командной экспертизы: для этого были организованы рабочие встречи с приглашением членов антибуллинговой методической службы АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР», экспертов межрегиональной антибуллинговой команды под руководством программного директора проекта Г.В. Романовской. Для экспертизы и согласования алгоритма была создана межрегиональная рабочая группа с участием директоров пилотных школ, представителей Министерства образования и науки Пермского края, руководителей опорных и стажировочных площадок и членов экспертного совета проекта. Алгоритм был заранее разослан экспертам для оценки и формирования замечаний и предложений и/или одобрения. На общем совещании мнения экспертов и специалистов были озвучены и учтены при формировании настоящего варианта алгоритма. В целом алгоритм получил оценку экспертов как удобный организационный инструмент для выстраивания работы со случаем буллинга в школе. При доработке и описании Алгоритма, осуществленным Л.В. Филатьевой, учтены рекомендации Н.Н Емельяновой, А.В. Бизяева, (антибуллинговая служба АНО ДПО «Институт социальных услуг и инноваций «ВЕКТОР»), опыт и рекомендации Е.В. Селениной (БФ «Надежда», г. Владимир), Ю.А. Пучкиной (АНО РЦ «Согласие». Томск) Н.Б. Пальчик (КРОО «Кризисный центр для женщин и их семей, подвергшихся насилию «ВЕРБА», г. Красноярск). В ходе апробации Алгоритма ценные замечания и рекомендации были высказаны директором МАОУ «Юговская СОШ» Пермского р-на Ю.С. Ветровой, директором МАОУ «Платошинская СОШ» Е.Л. Козловой. Итоговый алгоритм представлен профессиональному сообществу, администраторам и педагогам школ, специалистам ресурсных центров, родительской общественности на межрегиональном вебинаре «Алгоритм работы школы с обращениями в связи со случаями буллинга» в рамках цикла открытых вебинаров.
6. Нормативно-правовое обеспечениеСоответствие деятельности по Модели в рамках данного Т-блока существующим нормативным и правовым актам.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ, Конвенция ООН о правах ребёнка (ст. 29) - (подробнее в разделе «Нормативно-правовые основания Комплексной межсекторной Модели противодействия школьному буллингу ( травле)».
Необходимость дополнительного нормативно-правового обеспечения деятельности по Модели в рамках данного Т-блока на региональном и муниципальном уровне.На региональном, муниципальных уровнях может быть рекомендовано издание постановлений о порядке действий субъектов профилактики в случаях буллинга, с включением алгоритма как документа, описывающего порядок действия школы.
Также рекомендовано закрепление алгоритма работы со случаями буллинга локальными нормативными актами школ. Например, как одно из приложений к приказу директора школы «О профилактике школьной травли и порядке действий персонала при столкновении со случаями насилия в образовательной организации» .
Степень конфиденциальности информации о клиенте, получаемой специалистами в ходе деятельности по Модели в рамках данного Т-блока. Конфиденциальность должна быть обеспечена в соответствии с Федеральным законом "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ. Вся документация по работе со случаями должна храниться в защищённых местах – специально отведённых ящиках, шкафах, закрывающихся на ключ. Места хранения должны быть расположены вне зоны свободного доступа учеников, родителей, педагогов (за исключением основного состава антибуллинговой команды). Участники расширенной антибуллинговой команды при обсуждении случая предупреждаются о соблюдении правил конфиденциальности: не обсуждать за пределами расширенной антибуллинговой команды биографические данные участников ситуации; не разглашать за пределами расширенной антибуллинговой команды конкретного класса, персональные данные участников (имена, фамилии и т.д.).
Не подлежит разглашению за пределами расширенной антибуллинговой команды информация об обращении пострадавших, зачинщиков за специализированной психологической, медицинской помощью, а также содержание предоставляемых специализированным психологическим (или иным) центром справок об оказанных услугах и иных документов. Вышеуказанная информация может быть предоставлена КДН и ЗП по требованию в случае участия конкретных субъектов профилактики в работе со случаем.
7. Описание природы основных проблем целевой группы и фокусов (мишеней) для работы.
Специфические потребности участников целевой группы
Администрация школ: потребность в эффективной и качественной организации образовательного процесса, создании условий в его образовательной организации, которые полностью соответствуют требованиям, стандартам, принципам Закона об образовании, Конвенции о правах ребёнка, и другим нормам.
Педагогические работники: в возможности эффективного управления групповыми процессами и межличностным взаимодействием, в построении в классе конструктивных отношений, благоприятной атмосферы в классе, способствующей продуктивному взаимодействию (знание индикаторов ситуации буллинга, конкретных способов действий при выявлении ситуации).
Родители: испытывают потребность в том, чтобы в школе была создана безопасная, поддерживающая среда для ребёнка, чтобы соблюдались права и свободы ребёнка; родителям важно также быть уверенными в том, что в случае возникновения опасности каждый участник образовательного процесса (педагоги и ученики), знают, как действовать, чтобы ситуация разрешилась благополучно.
Основные дефициты навыков, опыта, способствующие развитию проблем.
Неверные представления о природе буллинга, недостаточная информированность о явлении. Трудно бывает различить буллинг и конфликт. В итоге могут быть избраны не подходящие к ситуации меры воздействия. Например, попытка разрешения ситуации буллинга методом медиации при участии волонтёров школьной службы примирения чаще всего является недостаточным действием. Итог – травля усиливается. Или наоборот, острый конфликт в силу способов борьбы, используемых сторонами (например, разовые оскорбительные видео, коллективные разборки, специальные страницы в социальных сетях), принимается за травлю. Если в случаях конфликта с одной стороной начинают работать, как с пострадавшими, с другой – как с зачинщиками, конфликт не разрешается, а наоборот, усугубляется, и может прейти в травлю.
Искажённые представления о поддержке ребёнка и семьи, затронутых случаем буллинга (травли), реагировании на неё. При выборе стратегии действий в случае травли часто игнорируется природа буллинга как системного явления, требующего системной же работы. Предпочтение отдаётся не системной работе, а административным мерам, так как внешне они выглядят менее трудозатратными (один разговор с завучем, директором) и быстрыми, или отдельным реабилитационным мероприятиям (например, работа психолога с пострадавшим или агрессором). Итог: травля на время прекращается или становится слабее, а затем возобновляется.
Также в силу преуменьшения влияния опыта травли на пострадавшего (зачинщика) может не подниматься вопрос о получении специализированной психологической помощи и/или необходимости школьной поддержки для таких детей. Могут возникать нарушения баланса: так, если ребёнок получает специализированную психологическую помощь, то может отсутствовать элемент необходимой поддержки в школе. И наоборот, если поддержка в школе присутствует, то может возникать вопрос о том, целесообразно ли обращение за специализированной помощью.
Также имеют место дефицит навыков планирования или искажённое представление о значимости этого процесса, когда этап планирования действий разных специалистов опускается ввиду срочности ситуации. Итог: несколько специалистов могут делать одну и ту же работу (например, с пострадавшим последовательно беседуют классный руководитель, социальный педагог и педагог-психолог), участники ситуации не понимают происходящего и оказывают сопротивление (например, родители наблюдателей, которым не рассказали о природе буллинга и цели работы с классом, и которые не понимают, зачем в ней участвовать их детям, которые «ни в чём не виноваты»), важные моменты для работы с ситуацией буллинга оказываются упущенными.
Основные фокусы (мишени) для работы.
Акцентирование внимания на сборе фактов о происходящем и о важности определения природы ситуации (буллинг это или что-то другое). Выбор способа действий на основании этой информации.
Работа с содержанием процесса планирования: внимание к цели работы, ответственность специалистов, согласование их действий.
Определение возможного содержания школьной поддержки и специализированной психологической помощи.
Фокусировка на системной работе (а не разовых отдельных мерах) со случаями буллинга.
Наиболее часто встречающиеся варианты жалоб и обращений родителей в связи с буллингом (школьной травлей детей):
- В настоящее время в школах всё ещё практикуется метод экстренных родительских собраний «по случаю очень плохого поведения одного из детей», на которых родителей ребёнка, нарушающего правила поведения в школе, коллективно осуждают, предъявляют ворох жалоб и претензий. Группа родителей, заранее договорившись между собой, предъявляет администрации школы требования вывести неугодного ребёнка из класса. Важно заменить эту неэффективную практику на профессиональную и конструктивную. - Также есть ряд случаев, когда ребёнка с особенностями внешнего вида, речи и другими особенностями, избегают, не берут в компанию, не хотят сидеть с ним за одной партой. В некоторых случаях одноклассники начинают травить ребёнка, не желая включать его в свои группы и дела, добиваясь, чтобы он не ходил с ними в один класс. В этом случае родители ребёнка могут обращаться с просьбами о помощи в защите и налаживании общения одноклассников и ребёнка. - Жалобы могут быть связаны с тем, что дети/подростки организуют высмеивание, издевательства над ребёнком в соцсетях.- Жалобы родителей могут предъявляться в адрес учителя, высмеивающего ребёнка перед одноклассниками, пренебрежительно или оскорбительно высказывающегося в адрес ребёнка. Эти ситуации требуют вмешательства, так как иногда учителя сами могут становиться инициаторами травли, либо, вмешиваясь в ситуацию травли ребёнка, действуют неэффективно или даже поддерживают травлю, не осознавая этого. В этих случаях необходимо прояснение ситуации и обеспечение защиты прав ребёнка. - Педагоги сами могут обращаться к администрации с жалобами на недопустимое поведение учеников (чаще – старших подростков), подрывающее авторитет учителя, нарушающее его права. Такие случаи также требуют разъяснения ситуации и обеспечения необходимых действий в интересах защиты прав, как школьников, так и педагогов. - Иногда травля обнаруживается поздно, ребёнок уже значительно пострадал от действий одноклассников, у него случились срыв адаптации в школе, угнетённое состояние вплоть до нервного расстройства и/ или суицидальных мыслей. В этих случаях нередко становится известно, что насилие возрастало: например, от оскорблений по поводу внешнего вида одноклассники постепенно перешли к комментариям, а затем и действиям сексуального характера; от насмешек по поводу «слабости» ребёнка – к побоям и порче имущества. Тогда родители обращаются не только в школу, но и в правоохранительные органы.- Есть дети, которые систематически организуют группу одноклассников против какого-либо одного школьника, инициируют травлю. Жалобы от родителей могут поступать в отношении этих детей.-Бывают ситуации, когда в поле зрения учителей попадал ребёнок, совершивший какой-либо «проступок»: громко и долго кричал на кого-то, обзывал, оскорблял и не мог остановиться; внезапно набрасывался на кого-то и начинал бить, рвать одежду, отбирать вещи. При безусловной недопустимости такого рода агрессии важно прояснять, не является ли такое поведение результатом травли этого ребёнка. Возможно, долгое время подвергаясь насмешкам и издевательствам, ребёнок не выдержал и начал таким образом защищать себя и мстить своим обидчикам. 8. Содержание деятельности в рамках реализации алгоритма.
Алгоритм обеспечивает точное реагирование школьных специалистов на случай буллинга (школьной травли) и включает последовательное и подробное описание шагов: название; действия специалистов; цель; сроки реагирования; ответственные; основные мероприятия; ожидаемые результаты мероприятий.
В Приложении 1 представлен алгоритм действий по работе с обращением по поводу травли.
В Приложении 2 представлена блок-схема организации работы с обращением (составленная на основе алгоритма).
Действия в рамках алгоритма начинаются с этапа сбора и проверки информации о предполагаемом случае буллинга. Данный этап включает в себя шаги:
1. Приём информации о школьной травле от родителей и иных заинтересованных лиц. Важно понимать, что количество обращений по поводу буллинга и выявление буллинга на ранней стадии возможны при достаточной информированности участников учебного процесса о феномене буллинга и о возможности обращения за помощью – а также о характере возможной помощи в таких случаях.
Сигнал принимает любой специалист школы (учитель-предметник, представитель администрации, классный руководитель, социальный педагог, психолог).
2. Передача сигнала в антибуллинговую команду школы.
3. Регистрация случая – происходит в документе, выбранном школой для таких целей. Это могут быть уже существующая форма регистрации различных инцидентов или специальный журнал работы антибуллинговой команды.
4. Этап планирования и согласования действий по дальнейшей проверке информации. Важен даже при экстренной ситуации, где он может быть кратким, но необходим для обеспечения эффективной работы.
5. Проверка информации
(Приложение 3 – инструкция для педагогов о проведении первичной беседы).
а) Первичная беседа с родителем по прояснению ситуации.
б) Первичная беседа с детьми (по отдельности).
в) Сбор информации от педагогов
г) оценка причинённого ущерба (психологического, физического, материального).
6. Принятие антибуллинговой командой решения о природе ситуации (буллинг или нет).
7. В случае отрицательного ответа – действия по алгоритмам, относящимся к тому, как именно квалифицирована ситуация (например, действия, направленные на разрешение конфликта).
8. В случае, если ситуация квалифицирована как буллинг, этап планирования работы по данному случаю:
8.1. Принятие решения о расширении антибуллинговой команды и функциях включённых специалистов (классного руководителя, учителей-предметников, работающих в классе).
8.2 Планирование работы с классом, пострадавшими, зачинщиками.
8.3. Принятие решения о видах и характере межведомственного взаимодействия (привлечение помогающих организаций для специализированной помощи пострадавшим, обращение в правоохранительные органы при выявлении правонарушения и т.д.).
В Приложении 4 представлена инструкция о том, как поговорить с подростком и его родителями о необходимости получения специализированной помощи.
9. Разъяснительный этап для родителей, детей, педагогов: что такое буллинг, каковы принципы работы с ним в школе, что предлагается делать в конкретной ситуации.
10. Работа по прерыванию травли, возмещению причинённого ущерба, обеспечению безопасности (при необходимости).
11. Школьная поддержка ребёнка (подростка), пострадавшего от травли.
12. Оказание специализированной психологической помощи пострадавшим и их родителями (см. также раздел - «Специализированная психологическая помощь ребёнку (подростку), пострадавшему от буллинга (травли) и его родителям»).
13. Оказание специализированной психологической помощи подросткам-инициаторам травли их родителями (подробно в разделе «Специализированная психологическая помощь агрессивному ребёнку (подростку) (инициатору травли) и его родителям».
14. Работа с классом по выстраиванию конструктивных взаимоотношений в коллективе (см. раздел «Работа психолога (классного руководителя) со случаем буллинга в классе».
15. Работа с родителями по выстраиванию конструктивных взаимоотношений в коллективе ( Подробно в разделе «Организация работы с родителями с целью противодействия буллингу»).
16. Оценка ситуации в классе ( подробно в разделе «Работа психолога (классного руководителя) со случаем буллинга в классе».
17. Внесение корректив в план работы со случаем.
18. Завершение работы со случаем.
9. Организационные основы деятельности в рамках реализации Алгоритма.
С целью соблюдения прав детей и эффективного внедрения алгоритма рекомендуется:
- Достичь предварительной договорённости администрации и педагогического коллектива о принятии алгоритма как общего порядка последовательных действий школьных специалистов. Закрепить алгоритм, а также функции всех сотрудников и специалистов по его реализации локальными актами школы.
- На этапе информирования, при внедрении алгоритма, разъяснять детям, родителям, педагогам, понятным для каждой аудитории языком, как устроен и как работает алгоритм работы со случаем буллинга (травли) в школе (в каких случаях следует сообщить о случае буллинга, к кому обратиться, что предпринять и что будет происходить после этого). Важно подчёркивать, что цель такой работы – создание и поддержание безопасной среды в каждом классе и в школе в целом. Необходимо информировать участников образовательного процесса, какую именно помощь могут получать дети, родители, педагоги, если своевременно заметить и остановить буллинг. Также важно рассказывать о последствиях, что может случиться если вовремя не принять меры в ситуации травли.
- Обеспечить оперативное реагирование сотрудников школы на каждое обращение. Для этого необходимо чёткое распределение функций участников антибуллинговой команды при получении сигнала о буллинге. От администрации, педагогов необходима готовность включаться в командную работу с конкретным случаем и следовать выработанному сообща плану.
- Заранее спланировать, с помощью каких школьных и привлечённых ресурсов возможно охватить основные направления деятельности по организации помощи на этапе непосредственной работы с выявленным случаем буллинга: работа с классом, с родителями, с пострадавшим, зачинщиками.
- Обеспечить конкретные пути получения специализированной психологической ((медицинской) помощи для детей и их родителей, задетых ситуацией травли. Для этого рекомендуется заключение соглашения/договора с Ресурсным центром, ППМС-центром, специализированными СО НКО, региональной службой ДТД, т.е. с организациями, оказывающими кризисную (экстренную и пролонгированную) помощь детям, имеющим психологическую травму, пострадавшим от различного рода насилия.
- Организовать контроль эффективности работы по случаю буллинга, определить ответственных за проведение контроля, закрепить их роль нормативно.
- Организовать мониторинг эффективности реализации алгоритма в образовательной организации, основанный на количественном, качественном анализе обращений в антибуллинговую команду, анализе результатов работы по случаям.