Буллинг – разновидность насилия, проявляется как агрессивное преследование, травля одного ребенка другими
Буллинг – разновидность насилия, проявляется как агрессивное преследование, травля одного ребенка другими. Последствия травли разрушительны. Доведенные до отчаяния жертвы буллинга решаются на жестокую расправу или месть обидчикам. Буллинг – одна из главных причин совершения детских суицидов. Ребенок, оставшийся без поддержки в такой ситуации, получает травмы, которые влияют на всю его дальнейшую жизнь. Согласно данным Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека от 2018 года «..21% российских школьников проявляли агрессию по отношению к другим. 59% школьников сталкивались с ситуациями издевательства».
Существует высокая потребность общества в технологиях снижающих степень эскалации насилия в детской и подростковой среде. При этом у государства есть обязательства, связанные с обеспечением безопасной среды в образовательных организациях. В соответствии c рекомендациями (Рекомендации-СПЧ.pdf - Яндекс.Документы (yandex.ru)) Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека в РФ Министерству просвещения необходимо выработать эффективные меры по решению острой социальной проблемы буллинга (школьной травли).
Одной из наших задач является создание эффективных инструментов, помогающих школе решать проблему буллинга.
ИСТОРИЯ И ОПЫТ
АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР» с 2014 года является Ресурсным центром по развитию антибуллинговых программ и до 2020 г. при поддержке Министерства образования и науки Пермского края мы вели проект по внедрению технологий профилактики школьного насилия в школах. Постепенно из практики сложилась пермская модель профилактики школьной травли, имеющая две базовые характеристики: комплексность и межсекторность.
За эти годы в работу по противодействию буллингу были вовлечены более 70 школ и партнерских организаций Пермского края, разработаны основные подходы к созданию краевой межсекторной модели профилактики школьной травли, созданы методические пособия, апробирована технология сопровождения Ресурсным центром на базе НКО школ, внедряющих у себя антибуллинговые модели.
Наш опыт показал, насколько важно для решения проблемы буллинга развивать эффективные механизмы объединения ресурсов школ, государственных и некоммерческих организаций, родительского сообщества для создания поддерживающей безопасной среды на общешкольном и межсекторном уровнях, как важно искать и отрабатывать механизмы внедрения антибуллинговых моделей в практику регионов.
Этот уникальный опыт, в свою очередь, лёг в основу Комплексной межсекторной модели противодействия буллингу (ссылка), которая реализована в 23 партнерских НКО, 51 образовательной организации в 15 регионах России в рамках проекта “КОНСТРУКТОР НКО -2: Объединение ресурсов сообщества для разработки и внедрения Комплексной межсекторной модели противодействия школьному буллингу (травле)” при поддержке Фонда Президентских грантов в 2019 г.
Всего в ходе внедрения Модели в рамках этого проекта 1979 педагогов и специалистов школ прошли разноуровневое обучение и включились в антибуллинговую работу; 27 430 учащихся пилотных школ приняли участие в профилактических программах и получили помощь.