Перечень ключевых понятий комплексной межсекторной модели противодействия буллингу

Буллинг - то же самое, что и школьная травля: издевательства, намеренные регулярные словесные или физические оскорбительные действия в отношении ребенка или подростка со стороны других учеников (принуждение, запугивание, насмешки, бойкот, порча имущества, сплетни, шантаж, вымогательство денег), подкрепляемые невмешательством или присоединением взрослых (учителей и/или других школьных сотрудников).

Признаки буллинга – «…агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил агрессора и жертвы, агрессия имеет тенденцию повторяться, при этом ответ жертвы показывает, как сильно она задета происходящим» (С.В. Кривцова)

Противодействие буллингу в школе – системная деятельность в школе, направленная на формирование неприятия насилия у педагогов и других сотрудников школы, учеников и их родителей; профилактику школьной травли и своевременное эффективное реагирование на выявленные случаи с целью их прерывания и оказания помощи детям и подросткам, затронутым буллингом.

Буллинг (школьная травля) с участием детей с ОВЗ – травля детей с ограниченными возможностями здоровья со стороны их сверстников, а также травля других учеников со стороны детей с ограниченными возможностями здоровья. Выделен как разновидность буллинга в связи с особыми инструментами противодействия.

Безопасная образовательная среда - школьное пространство и окружение, где обеспечивается физическая и психологическая безопасность учителей, учащихся и их родителей, защищены их жизнь, здоровье, права и свободы, честь и достоинство, а также соблюдается общественный порядок.

Поддерживающая образовательная среда – школьное пространство, окружение, сложившиеся правила и стиль взаимодействия между всеми участниками, выражающие ценность безопасных отношений, уважения к личным границам и достоинству ребенка, ценность сотрудничества, равных возможностей и неприятия травли. Поддерживающая среда возвращает внезапно утраченное ощущение благополучия, мотивирует и вдохновляет к реализации индивидуальных образовательных целей, развитию и партнерству.

Ненасильственное взаимодействие - это система взаимных действий, направленных на поддержание и улучшение совместной деятельности и общения без использования различных форм принуждения.

Информирование о буллинге — специально организованная целенаправленная деятельность по передаче сведений, данных, фактов и другой нужной информации, способствующая повышению уровня осведомленности и готовности всех участников образовательного процесса противодействовать буллингу и внедрять/развивать Модель.

Профилактика буллинга (специфическая) - деятельность, направленная формирование конкретных навыков распознавания и предотвращения буллинга, своевременного реагирования на возникающие инциденты, навыков своевременного обращения за помощью у педагогов, школьников и их родителей. Включает информирование всех участников о деятельности антибуллинговой команды и школьном порядке работы с буллингом.

Неспецифическая профилактика буллинга – это мероприятия, направленные на поддержку дружеских отношений в классе, формирование навыков партнерства, сотрудничества, умения работать в команде. Следствием эффективной неспецифической профилактики является снижение агрессии школьников в отношении сверстников, преобладание доброжелательных вариантов общения, взаимоподдержки, терпимости к различиям и разногласиям.

Сопровождение внедрения Модели - методическая, организационная и профессиональная (психологическая) поддержка администрации и школьной антибуллинговой команды с целью обеспечения качества процесса внедрения Модели и контроля соблюдения технологии.

Ресурсный центр (РЦ) - объединение специалистов внутри некоммерческой организации, осуществляющее методическое сопровождение процесса внедрения системы противодействия буллингу в образовательных организациях, оказывающая психологическую помощь участникам буллинга.

Куратор – специалист по сопровождению процесса внедрения системы противодействия буллингу в конкретной общеобразовательной организации.

Супервизия - профессиональное сопровождение педагогов и других специалистов общеобразовательной организации в процессе внедрения и реализации Модели. Чаще всего представляет собой профессиональный разбор сложных случаев и анализ причин возникновения трудностей в работе, способствует поддержанию качества профилактической работы и работы со случаем буллинга. Супервизия может быть индивидуальной и групповой.

Антибуллинговая команда - структурное подразделение в школе, объединяющее сотрудников школы для выполнения функций создания поддерживающей среды в школе, содействия развитию традиций ненасильственного общения, планирования общешкольной работы по профилактике буллинга, организации работы с выявленными случаями.

Межсекторная антибуллинговая команда - объединение представителей Ресурсного центра, образовательной организации (антибуллинговой команды школы), представителя территориального органа управления образования, представителя городских психологических служб, службы Детского телефона доверия для решения возникающих межсекторных проблем и задач внедрения и поддержания устойчивого функционирования Комплексной межсекторной модели противодействия буллингу.

Антибуллинговые компетенции - знания, умения, навыки необходимые для реализации четырех направлений деятельности Модели - информирования, профилактики, организации помощи и мониторинга.

Межрегиональный центр антибуллинговых компетенций – объединение Ресурсных центров созданных на базе НКО – опорных и стажировочных площадок проекта Конструктор социальных практик НКО-2 для инициирования и сопровождения процесса внедрения Комплексной межсекторной модели противодействия буллингу в образовательных организациях из 15 регионов РФ.

Мониторинг – система наблюдения за процессом внедрения Модели, проводимая регулярно с использованием единого инструментария и направленная на оценку динамики процесса за счет сравнения полученных результатов с запланированными, либо с результатами предыдущих этапов.

Made on
Tilda