Специализированная психологическая помощь ребенку (подростку), пострадавшему от буллинга (травли) и его родителям

Цель (цели) технологического блока (далее Т-блока).
Оказание необходимой поддержки и психологической помощи ребенку (подростку), пострадавшему от буллинга (травли) и его родителям в рамках межсекторного (межведомственного) взаимодействия за пределами школы, где произошла ситуация травля.

Организация доступности
Доступность необходимой поддержки и психологической помощи обеспечивается за счет наличия договора о сотрудничестве с СОШ в рамках деятельности по внедрению «Комплексной межсекторной Модели противодействию буллингу» и алгоритма действий ответственного специалиста, оказывающего специальную психологическую помощь детям, затронутым ситуацией буллинга, и их семьям в рамках договора о сотрудничестве с образовательной организацией.

Целевая группа (целевые группы):
Дети (подростки), пострадавшие от буллинга (травли) и их родители, в случае, когда по объективным причинам специалисты образовательной организации не могут оказать необходимую помощь.

Краткое описание деятельности.
Оказание необходимой поддержки и адекватной индивидуальной психологической помощи детям/подросткам затронутым буллингом и их родителям в рамках межсекторного взаимодействия за пределами школы, где произошла ситуация травли происходит в следующих случаях:
  1. Когда все возможные школьные средства были использованы, а результата достичь не удалось, или он не достаточный, то есть поведение ребенка не изменилось или усугубилось.
  2. Когда ребенок относится к уязвимым категориям (дети-сироты, дети с ОВЗ, дети из семей вынужденных переселенцев, семей гастарбайтеров, или из семей в ТЖС и СОП), а у специалистов школы недостаточно узких специальных знаний по работе с данной категорией детей.
  3. Когда школьная обстановка является/представляется ребенку опасной (триггерной), а с психологом и классным руководителем не сложились еще достаточно доверительные отношения.
  4. Когда ситуация травли реактивировала у ребенка старую травму и запустила механизмы психологической защиты, поведение ребенка нарушено и средства школьных специалистов недостаточны.

В Ресурсном Центре (далее РЦ) с детьми, пострадавшими от буллинга работает психолог, его специализация не так важна, как важно наличие опыта работы с уязвимыми категориями детей, повышение квалификации в области работы с детской травмой и владение инновационными технологиями в сфере защиты детства. Все специалисты помогающих профессий команды РС владеют навыками помощи детям и их семьям в кризисной и экстренной ситуации, практикуют помощь разным детям, в том числе с ОВЗ, с нарушениями поведения, пограничными расстройствами личности, с ПТСР (Посттравматическое стрессовое расстройство). Работа с ребенком, задетым буллингом ведется как с целостной системой – тело, эмоции, сознание, мысли, ценности, поведение в системе его меняющихся отношений с самим собой, семьей, ближайшем окружением, сообществом и природным окружением.

Основными инструментами помощи являются: командная работа по технологии «Работа с кризисным случаем», индивидуальные сессии с применением различным из известных методов и приемов работы с травмированными и уязвимыми детьми, групповые методы: психологический тренинг, группы психологической поддержки (адаптированные), основы психодрамы, адаптированный алгоритм 12 шагов для зависимых детей и подростков, на регулярной основе в практике специалисты используют техники наблюдения и купирование агрессии, тревоги, неуверенности, актуализация ресурсов ребенка.

Индивидуальная работа с ребенком планируется и реализуется, исходя из его потребностей и личностных и средовых ресурсов. Она может проводиться только с ребенком (один на один), совместно с родителем и ребенком (семейное консультирование, детско-родительские группы или тренинги) или параллельно (в основном с ребенком и отдельно с родителем). Формат работы может быть очный или дистантный (телефон, зум, скайп и др.) На основании анализа случая после и стартовой диагностики, которая происходит на первой встрече, разрабатывается кризисный план по работе со случаем. Основные подходы к ребенку, чье поведение осознано - «сверху вниз» - ресоциализация и актуализация социальных контактов, а к ребенку, чье поведение реактивно, управляется в момент стресса защитными механизмами- снизу вверх -восстановление и нормализация психофизического состояния, устранение зажимов, восстановление сенсорно-моторных реакций, чувствительности, владения телом, телесных границ, самосознания и владения своим телом, эмоциями, мыслями и поведением.

Описание природы проблем и потребностей целевой группы (в контексте противодействия буллингу (травле)
На уровне педагогов и специалистов школы, дефицит проявляется в недостаточно компетентном определении степени, травмированной ребенка и диагностики его ресурсов, что сказывается на качестве и уместности выбранной программы помощи конкретному ребенку, затронутому ситуацией буллинга. Таким образом, основная потребность педагогов, видится в максимальном сокращении трудных случаев буллинга с тяжелым травмирующим эффектом. Педагоги испытывают потребность в умении распознавать ранние риски возникновения буллинга

Основной дефицит у детей – учащихся СОШ, всех возрастных групп, лежит в области доверия к взрослым. Из-за низкого уровня доверия дети не обращаются за помощью, случаи травли не раскрываются на ранних стадиях, травматические последствия буллинга запускаются, школьная помощь оказывается не в полном объеме. Появляется необходимость во внешней специализированной психологической помощи.

Содержание деятельности
Отбор и формирование целевой группы происходит из числа учащихся СОШ и СПО, нуждающихся в индивидуальной помощи профессионального психолога, после того как средства образовательной организации уже использованы, а результат не достигнут. Взаимодействие с образовательной организацией идет на основе соглашения о сотрудничестве, где прописаны обязанности сторон по формированию целевой группы, ее количеству, объему помощи и разделению ответственности за результаты взаимодействия.

В деятельности в рамках этого технологического блока модели можно выделить 4 этапа:
  1. Предварительная гипотеза. - сбор данных, выявление фактов и анализ информации, выдвижение гипотез/ы.
  2. Диагностика и построение контакта – обычно на это достаточно первой встречи с ребенком.
Цель выявить наличие травмы в истории ребенка, ее продолжительность, возрастной период, глубину, определить ресурсы ребенка до травмы, непосредственно после и сейчас.
3. Составление кризисного плана на основе диагностики. Реализация кризисного плана и мониторинг.
4. Пост сессионное сопровождение.

Диагностическая беседа (полуструктурированное интервью):

При обработке ответов учитываются результаты наблюдения за языком тела ребенка.

Внимание во время беседы может вскрыться актуальное физическое или сексуальное насилие. В этом случае действовать по алгоритму острой травмы – согреть, успокоить, предложить воды, быть рядом, убедиться, что сейчас ничего не угрожает ребенку дома, предупредить родителей. Дать ребенку четкую и краткую инструкцию про конфиденциальность. Передать дело в полицию и ОПП..

Подбор мишеней зависит от психомоторных реакций ребенка - уровня возбуждения, частоты аффективных состояний, способа регуляции возбуждения. (То есть у специалиста к этому времени есть данные наблюдений за ребенком и факты, полученные во время предыдущего этапа. Он может сделать обоснованный вывод об уровне регуляции сенсорных и эмоциональных реакций. Например, как ребенок меняет свое состояние во время сессии: есть ли нарушение координации, заторможенность, повышенная неусидчивость, невнимательность, потребность вскакивать, все трогать, переспрашивать и т.д Быстро ли менялось его эмоциональное состояние, обижался, замыкался, говорил без остановки, повторял одно и тоже много раз, смеялся, хихикал, как менялось тело: краснел, бледнел, появлялась дрожь в руках, в ногах, напрягался, прятал голову в плечи и т.д.

Если ПТСР нарушило только уровень эмоционально волевой сферы (лимбическая система задета), то возможна работа по предупреждению травмы идентичности. Если выявлены суицидальные мысли и намерения, то по алгоритму работы с детьми по профилактики аутоагрессии. В случаи если во время ответов на вопросы 2 и 3 блока у ребенка были видны не неуправляемые реакции, или напротив он застывал, каменел не слышал взрослого — это диссоциации. См Приложение.

с уязвимыми и травмированными детьми важно работать системно и целостно - привлекая весь спектр форм воздействия вербальный (консультации тренинги, беседы и др.), невербальный (модели поведения специалистов, упражнения телесно ориентированной терапии, ДСДГ .

В Центре психологической помощи в безопасной принимающей атмосфере ребенок/подросток, задетый буллинга оказывается в обстановке когда рядом нет ни обидчиков, ни врагов. Это вызывает настороженность, иногда растерянность. Не находя признаков угрозы ребенок проявляет любопытство, он немного возбужден, нацелен на получение информации. Такое состояние оптимально начала подходит для начала работы с психологом.

Кадровое обеспечение
В зависимости от актуальной ситуации с проблемой буллинга в партнерской школе с направленными детьми в центре работают 1 или 2 специалиста (психолога). Их объем работы - в неделю 5 индивидуальных случаев (консультирование по потребности семей и детей, но не реже 2-х раз в месяц) и два занятия тренинговой программы (8 ак. часов) . Конфиденциальность, обеспечивается уставом организации и принятыми российскими и международными профессиональными нормами. Все специалисты работающие индивидуально с ребенком помимо основного базового психологического образования прошли дополнительную профессиональную подготовку по работе с детской травмой, знают особенности детей – сирот, детей с ОВЗ. Владеют необходимыми навыками помощи детям в кризисной, экстренной ситуации, знают и практикуют помощь детям с нарушениями поведения, пограничными расстройствами личности, с ПТСР. Основной подход к индивидуальной помощи ребенку можно сформулировать так: «Работа с ребенком, как с целостной системой – тело, эмоции, убеждения, ценности, поведение в системе его меняющихся отношений с самим собой, семьей, ближайшем окружением, сообществом и природным окружением. Основными инструментами помощи являются: психологический тренинг, группы психологической поддержки (адаптированные), основы психодрамы.

Индивидуальная работа с ребенком ведется исходя из его потребностей и личностных ресурсов. Он может быть индивидуально только ребенку (один на один), или совместно с родителем (семейное консультирование, детско-родительские группы или тренинги) или параллельно (в основном с ребенком и отдельно с родителем). Формат работы может быть очный или дистантный (телефон, зум, скайп и др.) На основании стартовой диагностики и анализа случая после первой встречи разрабатывается кризисный план по работе со случаем (см. приложение № 1)

Выполнение плана кризисного случая и мониторинг результатов составляют 3-м деятельный этап.

Третий этап пост-терапевтическое сопровождение, это поддержка коммуникативной связи с ребенком в свободном режиме, приглашение к участию в массовых интерактивных мероприятиях. Консультирование по запросу.

Результат – поведение ребенка соответствует социальным нормам, он приятен в контакте, инцидентов с буллинга на наступает в течение учебного года, ребенок получает удовольствие от промена в себе, готов меняться дальше, может остановить буллинг если его заметит.

Организационные основы деятельности
Для качественного оказания специализированной психологической помощи детям, затронутым буллингом, необходимо осуществить следующие мероприятия:
  1. Разработка информационной-рекламной кампании об оказании помощи детям и подросткам, затронутым буллингом, работа с общественным мнением.
  2. Создание и поддержание в «клубной части» Центра атмосферы доброжелательного общения детей и взрослых;
  3. Разработка и принятие вместе с детьми понятных и разумных правил общения;
  4. Создание и поддержка сплоченной и профессиональной команда специалистов;
  5. Обучение специалистов Психологического центра (или принятие на работу специалистов, владеющих навыками) навыками консультанта в области:
  • оказания психологической поддержки
  • возрастно-психологического консультирования
  • кризисной психологической помощи детям и подросткам
  • семейного консультирования
  • коммуникативного тренинга для детей и подростков
  • консультирование детей и подростков с риском суицидального поведения
Made on
Tilda