Организация и проведение мероприятий
для школьников, педагогов и родителей
с целью профилактики травли с участием детей с ограниченными возможностями здоровья


Цель:
Развитие навыков позитивного социального взаимодействия в группах школьников для профилактики травли с участием детей с ОВЗ в школьной среде.

Целевая группа:
Блок работы предполагает выделение нескольких целевых групп - это школьники с ограниченными возможностями здоровья; дети, не имеющие этих ограничений; их родители, учителя и классный руководитель.

Под общей категорией «дети с ОВЗ» в блоке понимаются дети в возрасте от 5 до 15 лет с ментальными нарушениями без выраженного снижения интеллекта, поведенческими нарушениями.
Возрастное деление группы детей с ОВЗ: дошкольники 5-8 лет, младшие школьники 8 -12 лет, подростки 12 - 15 лет.

Возрастное деление необходимо для вариативного изменения общей программы с учётом возрастных и психологических особенностей взросления.

Характеристика целевой группы детей с ОВЗ:
В этой целевой группе выделяются две подгруппы. Характеристики и потребности каждой необходимо учитывать в процессе работы.

Дети с аутизмом и расстройствами аутического спектра (РАС) характеризуются качественно иной схемой социального взаимодействия, снижением умения понимать своё психическое состояние и состояния других людей.

Вследствие этого восприятие партнёров по общению, понимание их чувств и связанных с ними реакций представляется для них сложной задачей.

Особенности общения у детей с РАС:
В реакции стресса у ребёнка присутствуют выраженные черты острых реакций стресса, возможна вербальная и физическая агрессия в адрес взрослого. Как в стрессе, так и в спокойном состоянии, может проявляться эхолалия - навязчивые, многократные повторения однотипных слов, коротких фраз.

Обычно такие дети избегают прямого зрительного контакта, в недостаточной
степени социально приемлемо выражают свои эмоции: радуются или злятся слишком сильно, не различают полутона и переходы эмоций, вследствие чего могут избегать общения, когда оно им непонятно и может пугать.

Дети с РАС накапливают стресс в процессе взаимодействия, но не обладают привычными нормотипичному ребёнку механизмами саморегуляции, и нуждаются в специализированном пространстве для прихода в норму.

Этим пространством выступает комната сенсорной разгрузки с приглушённым светом, звукоизоляцией, простейшим набором игрушек (мячей, кубиков), сухим бассейном, специальными утяжеленными одеялами (показаны детям на непродолжительное время при ненормативной двигательной активности для её снижения и расслабления под весом одеяла).

В эту подгруппу входят:
1.Дети с высокофункциональным аутизмом без снижения интеллекта, дети с атипичным аутизмом.
2. Дети с аутизмом, имеющие разную степень снижения интеллекта.

С детьми этой подгруппы необходимо выстраивать контакт, учитывая дефициты самого ребёнка.

Вторая подгруппа: Дети с синдромом Дауна. Они характеризуются сниженным интеллектом, внешними (морфологическими) особенностями строения тела, обычно имеют сопутствующие заболевания. В основной массе это дружелюбно настроенные дети.

Особенности таких детей:
Имеют сложности в вербальной коммуникации, могут быть совсем не говорящими. В отличие от детей с аутизмом могут самостоятельно удерживать произвольное внимание на лице взрослого, пытаться считать эмоции, быть ласковыми. Обладают высокой переключаемостью внимания, отвлекаемостью, имеют потребность в дополнительном краткосрочном отдыхе при работе со специалистом.
Характеризуются более простым, как у маленьких детей, типом общения (легко возникающей плаксивостью, бурным проявлением эмоций).

Часто имеют слабое представление о личных границах. Проявляется в том, что такие дети могут без спроса взять чужую вещь, подойти и обнять плохо знакомого человека. Но если ребёнок с аутизмом изначально не фиксируется на значимых для людей нормах поведения, то ребёнок с синдромом Дауна или значительным интеллектуальным снижением может не знать или забывать определённые нормы. Поэтому особенно важно принять во внимание необходимость дополнительной работы ребёнка с родителями, наличия постоянных, иногда однотипных домашних заданий.

Собственные эмоции дети с синдромом Дауна проявляют ярко, склонны к манипулятивным действиям: часто хотят пропустить работу и приступить к игре, тогда как у детей с аутизмом могут быть ценными все атрибуты занятия и выраженная тяга к последовательному выполнению всех процедур - от упражнений к подкреплению и игре.

Повышенную двигательную активность у детей с синдромом Дауна необходимо регулировать при помощи комнаты сенсорной разгрузки.

Особенности общения этой подгруппы.
Дети с особенностями часто стремятся к выстраиванию близких отношений со специалистом, им важно получать большое количество позитивной обратной связи, часть детей очень чувствительна к недостатку внимания и обидчива.

Такие ребята чаще других особенных детей выбирают пищу в качестве подкреплений и поощрений за верные действия.

Часто имеют ограничения в питании (подавляющее количество детей с синдромом Дауна склонны к полноте и ожирению: это значит, что не стоит применять пищевых подкреплений ребёнка при ситуации его успеха в работе).

Дополнительная целевая группа - родители детей с ОВЗ.
Под кратким названием «родители» мы понимаем значимых взрослых, взявших на себя постоянную опеку и воспитание ребёнка с особенностями. Внутри этой целевой группы есть подгруппы со своими характерными особенностями:

1. Родитель, принявший особенности своего ребёнка, имеющий чёткое понимание и план последовательного развития. Нуждается в небольшой поддержке, может самостоятельно привносить равновесие в общение родительской группы, способен поддержать родителей других детей, показать им своим примером удачные воспитательные приёмы.
Хорошо реагирует и использует появляющиеся образовательные и реабилитационные ресурсы для своего ребёнка. Обычно такой родитель даёт самую полную информацию о своем ребёнке, практически является в определённой степени экспертом в вопросах реабилитации и обучения особых детей. Мотивированные родители с охотой участвуют в составлении индивидуального плана работы ребёнка в различных программах, работают вместе с ребёнком над домашними заданиями, осознанно закрепляют школьные достижения в домашней среде. Продолжают занятия дома, даже если учителя считают, что ребёнок достаточно освоил материал. Ищут дополнительные задания, пытаются подать их в игровой форме. Обычно это самая малочисленная категория: не более 20 %.

2. Родитель, ищущий информации и личной поддержки. Он напуган возможными неблагоприятными вариантами развития ребёнка. Это родитель, ребёнку которого не поставили точного диагноза, или поставили сравнительно недавно. Обладают не всегда точной и достоверной информацией о том, что происходит с ребёнком. Они довольно часто надеются на медикаментозную терапию как основной метод лечения. Например, могут надеяться, что аутизм можно вылечить.
Достаточно часто это эмоционально неустойчивый родитель, ищущий у специалиста поддержки в широком спектре вопросов, но более всего нуждающийся в личном спокойствии и коррекции своих планов по развитию ребёнка.
Этой категории требуется активная, последовательная помощь специалиста в поддержке, в мотивации к работе в программе и в общем доверии к ней, в выполнении дома намеченного плана действий по поддержке и успехов интеграции ребёнка в школе.
Таким родителям нужно давать очень точные маркеры успеха ребёнка (например, ребёнок научился отказываться от чего-либо социально приемлемым способом, говорить слово «нет», уходить от неприятных взаимоотношений со сверстниками, если в них появляются агрессия и издевательства (буллинг). Будут значительные улучшения, если связывать эти успехи участием ребёнка в программе профилактики травли и интеграции ребёнка в группе одноклассников. Снижение агрессии школьников, вызванной непониманием детей, почему ребёнок с особенностями ментального развития выглядит и ведёт себя иначе, чем они: важное условие создания инклюзивный среды.
Эта группа родителей является самой неустойчивой и находится обычно в группе риска. Родители не всегда могут самостоятельно поддерживать свой уровень мотивации для параллельной работы на дому, поэтому особо ценна работа специалистов и учителей, связанная с наблюдением за успехами детей, в том числе едва заметными, и обсуждения их с родителями.

3. Родитель, который смирился с тем, что ребёнок имеет ограничения в здоровье и развитии, и перестаёт активно включаться и работать в целях развития ребёнка. Обычно такие родители приводят ребёнка на занятия, но сами не мотивированы на активное участие в процессе развития, действуют по принципу: «Делаю, что могу, вожу, куда можно».
Дети таких родителей обладают минимальным набором умений: взрослый чаще старается сделать всё за ребёнка, сэкономив время. Даже те операции, что доступны ребёнку самостоятельно, выполняются родителем, игнорирующим возможности ребёнка. Эта группа взрослых стигматизирует своих детей, и их диагнозы в частности. Например, от таких родителей можно услышать: «Такие дети на такое не способны в принципе» или «Я знаю, что он с этим не справится из-за диагноза». Их мотивация на совместное составление со специалистом или учителем плана развития ребёнка низкая. Домашние задания чаще всего игнорируются под благовидными предлогами. Программы развития школы могут приниматься родителем поверхностно, родитель не включён в их работу. Буллинг может приниматься таким родителем как данность, неизбежное следствие ограниченных возможностей здоровья ребёнка.
Втайне они не верят в какие-либо серьёзные изменения в поведении и развитии ребёнка. Если же такие изменения случаются, то реакция родителя может быть даже негативна. Для родителя эти изменения - нарушения устоявшегося быта, неудобство.
Нуждаются в эмоциональной поддержке и личной поведенческой коррекции. В работе со специалистом используют большое количество психологических защит. В этой подгруппе обычно наибольший процент одиноких мам. Их пассивность чаще всего связана с высокой степенью выгорания.
Роль личности учителя, специалиста в работе с разными родителями очень высока. Пример и поддержка сильного человека, профессионала, может перекрывать родительские страхи, и родитель включается в совместную помощь ребёнку из позиции доверия не столько к методам и предъявляемым результатам, а из доверия к ведущему детской группы.

Характеристика целевой группы учителей и классного руководителя:

1. Дружелюбные учителя
Характеризуются выраженным наличием желания изменений и развития своего класса, имеют компетенции для ресурсного, позитивного переживания ситуаций неопределённости. Обычно склонны прислушиваться к мнению родителей своих учеников, используют техники и методики сторонних специалистов, владеют общими знаниями о возрастной психологии. Понимают значение развивающей школьной среды, поэтому готовы к инклюзии и программам профилактики буллинга в классе и школе в целом. Склонны обращаться за помощью к специалистам различного профиля, могут запрашивать дополнительную информацию по различным аспектам ситуаций школьной травли. Это относительно малочисленная группа учителей: около 10-15 % от всей массы учителей в школе.
Возрастной состав этой части целевой группы крайне неоднороден.

2. Нейтральные учителя
Эта группа педагогов характеризуется общим пониманием необходимости дополнительной работы с классом в области профилактики буллинга, демонстрируют дружелюбие, но на этом и останавливается. Не выполняют рекомендаций специалиста, не подхватывают действий, начатых специалистом. Предпочитают собирать информацию о возможных программах, специалистах, через это понимают общую ситуацию и свои возможности. Предпочитают контролировать класс и обращаются за адресной помощью при нарушении своего контроля.

3. Отвергающие учителя
Это учителя, не принимающие помощи и не умеющие её запрашивать. Деятельность специалистов видится им вмешательством в их практику воспитания и обучения, демонстрацией недоверия к их методам и профессионализму.


Краткое описание деятельности в рамках Модели
Профилактика травли с участием детей с ОВЗ предусматривает комплекс превентивных мер по предотвращению ситуаций травли и агрессии в классах. Специалистами-психологами ведётся работа с классом, учителем и родителями на протяжении учебного года. Работа с классом заключается в проведении групповых занятий, на которых дети учатся различать и замечать травлю, останавливать её, защищать сверстников, говорить о том, что им не нравится, когда их или других ребят обижают. Уходить от общения с агрессивно настроенными сверстниками, обращаться за помощью к взрослым. Учителя получают умения в области профилактики буллинга и маркеры отслеживания возможных изменений, предшествующих травле в классе.

Родители повышают свой кредит доверия к школе, получают значимые сигналы о том, что среда обучения безопасна как со стороны своих детей, так и со стороны учительского сообщества. Знают, как поддержать ребенка в случае буллинга в его адрес, к кому обращаться или как отговорить ребеёнка от мести и агрессивных действий в адрес одноклассников.

Дети получают опыт выстраивания границ в общении с другими ребятами, получают адекватную обратную связь о своих действиях. Работа с учителем является консультационно-методической. Психолог устанавливает контакт с педагогом, поясняет ему цели своей профилактической работы с классом, передаеёт учителю необходимые инструменты отслеживания результатов в поведении детей (листы наблюдений, сгруппированные описания возможных профилактических результатов занятий у детей и описание деятельности специалиста, обеспечивающее эти результаты). Помогает выстроить систему общения учителя и класса, при которой профилактические результаты могут учитываться и быть полезны. Помогает с организацией поддерживающей среды. Работа с родителями строится на выступлении на родительских собраниях, где схематично представляются основы работы специалистов с детьми. Отдельной частью работы выступает работа с агрессией родителей и с развенчанием мифов общения, которые есть у родительского сообщества.

Работа с детьми ведеётся через работу с обсуждением картин и живописи. В ней нет сложных учебных поведенческих кейсов, поэтому детям легко и полезно в ней участвовать, обретая важные способности для социализации в условиях поддерживающей среды.

Основные понятия.
Данный блок имеет следующие отличительные черты от других блоков:
1. Профилактика буллинга с участием детей с ОВЗ предусматривает и объясняет основные приеёмы работы с названной аудиторией и более подробно касается детей с расстройством аутистического спектра - наиболее неконтактной частью аудитории, склонной к самоизоляции в классе.
2. Профилактический метод и его инструменты могут применяться как в общем инклюзивном пространстве школы, так и в ресурсном, и в коррекционном классе.

Основные понятия и сокращения, используемые в данном технологическом блоке:
Дети и молодые люди с особенностями развития и ментальными нарушениями здоровья — сокращеённо «особые дети», «дети».
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского — сокращеённо «концепция Выготского».
Расстройство аутистического спектра — сокр.ащённо РАС.
Задержка психического развития — сокращённо. ЗПР.
Детский церебральный паралич — сокращённо. ДЦП.
Декоративно-прикладное творчество (искусство) — сокращённо. ДПИ.
Высшие психические функции — сокращённо. ВПФ.
Синдром дефицита внимания и гиперактивность — сокращённо. СДВГ

Практики, взятые за основу:
Профилактические программы наиболее полно реализуются в АНО МОЦ «Школа-Музей-Культура», ( Самарская область, г. Самара).

За основу практики профилактики буллинга была взята программа, ранее разработанная специалистами АНО МОЦ «Школа-Музей-Культура», которая называлась «Особая афинская школа».

Особенность региона заключается в общей неравномерной заинтересованности педагогов и административного персонала вна работуе специалистов НКО внутри школы. Самые частые тому примеры: - активны и мотивированы учителя конкретных классов, но на уровне завучей и директора нет чеёткой заинтересованности в изменении ситуации общения в классах, предотвращения буллинга. Или, - наоборот, - есть желание и понимание у завучей, но учителя занимают пассивную позицию к возможностям работы по программе.

Это обеспечило реализацию программы профилактики буллинга с участием детей с ОВЗ в несколько изменённом виде. Программа занятий блока реализовывалась не на территории конкретной школы-класса, а проходила на площадке самой некоммерческой организации. Эта ситуация оказалась наиболее удобна школьной администрации. В школе зачастую трудно организовать дополнительное свободное помещение в урочное время, кроме того, ответственность за посещение детьми программы и результаты в таком случае Ресурсный центр полностью брал на себя, снижая риски школы). В настоящем проекте работа по профилактике буллинга была перенесена на площадку самой некоммерческой организации, и школа стала не участником процесса, а ееё благополучателем. Это, к сожалению, снизило скорость обретения необходимых навыков общения со сверстниками без нарушения здоровья и развития из-за пропущенного звена работы с самой школой. Но зато улучшило работу с родителями, сделало еёе развеёрнутым направлением работы, удалось мотивировать каждого родителя на необходимость продолжения начатой работы в школе. Родители связали конкретные успехи детей с посещением групповых профилактических занятий, оценили эти успехи и были настроены на дальнейшее сотрудничество в направлении профилактики.

Родители практически становились посредниками между психологом (ведущим группы в Ресурсном центре) и учителем. Помогали ребенёку практиковать новые учебные навыки и навыки общения со сверстниками, разъяснять и поддерживать учителя в точных действиях, закрепляющих у ребеёнка новые полезные навыки.

Описание природы проблем и потребностей целевой группы (в контексте противодействия буллингу (травле):
Специфические потребности целевой группы детей с ОВЗ заключаются в том, что желание общения со сверстниками у особых детей неразрывно связано с дезадаптивными проявлениями в общении. Например, обычное желание поздороваться с другими ребятами, у ребеёнка с аутизмом может быть выражено в сложной, смешной или отталкивающей манере и влечеёт за собой рост напряжеённости в отношениях класса. Дети с ОВЗ быстрее и легче оказываются в группе риска, им сложнее противостоять травле, учителя не всегда понимают, как именно можно исправить ситуацию, учитывая особенности этих детей.
Дополнительной, часто распространённой особенностью детей с ОВЗ, является достаточно слабое понимание границ общения и частое их нарушение у одноклассников. Например, дети могут внезапно залезть в карман к соседу или учителю, рассказать про себя очень личные вещи, которые не принято обсуждать в школьном кругу. Это приводит к общему напряжению, к негативному эмоциональному фону у одноклассников, а у нейротипичных детей - к выработке долговременной стратегии отказа от сотрудничества с детьми с ОВЗ.

Трудности общения в классе с детьми с ОВЗ и леёгкость возникновения конфликтов на почве непонимания между учениками ставит перед учителем задачу овладеть умением быстро разобраться в ситуации назревающего конфликта между детьми и его урегулирования.

В этом выражена потребность учителей: - ощущение собственной компетентности в условиях постоянно непредсказуемой, меняющейся ситуации общения детей.

Потребностью одноклассников детей с ОВЗ и самих детей с ОВЗ выступаеют эмоциональная стабильность, желание пребывания в комфортной, поддерживающей среде, поддержки со стороны учителя в сложных ситуациях, в которых в силу возраста и нехватки опыта они не могут разобраться самостоятельно.

Потребности родителей детей всех групп - в желании безопасности и комфорта для своего ребеёнкау, взаимопонимания и дружбы между детьми, авторитетного обретения надеёжного помощника и партнеёра по воспитанию в лице учителя. Для родителей очень ценной будет фигура подготовленного к внештатным ситуациям учителя, который будет действовать гибко, миролюбиво, справедливо. Особым родительским доверием будет обладать учитель, способный решать не столько учебные проблемы, сколько проблемы формального общения детей с учителями и неформального - со сверстниками.

Содержание деятельности в рамках Т-блока.
Последовательное и подробное описание этапов: название; цель; продолжительность; отбор и формирование целевой группы; основные мероприятия; окончание работы по Т-блоку; ожидаемые результаты мероприятий.

Суть профилактики буллинга с участием детей с ОВЗ заключается в развитии навыков социального взаимодействия у всех детей в инколюзивном, ресурсном или коррекционном классе, организации поддерживающей среды в классе, исключающей риск возникновения буллинга, развитиия у детей эмпатии, социальной чувствительности, первичных навыков сотрудничества, освоениеи основных правил дружелюбной, безобидной коммуникации.

Развитие именно этих умений и навыков у детей с ОВЗ вызвано следующими причинами:
1. серьеёзными дефицитами навыков и инструментов общения у целевой группы;
2. качественными дефицитами в сфере социального взаимодействия, в сфере вербальной и невербальной коммуникации, в сфере воображения, крайне ограниченным набором активностей и интересов у целевой группы;
3. наличием особенностей и нарушений у детей, при которых необходима специфическая работа с использованием альтернативных методов коммуникации (например, PECS, жесты) при сенсорной, моторной алалии, тугоухости,;
4. нарушениями схемы тела у особых детей: — в этом случае часто нарушаются физические границы другого, существуют различные моторные стереотипы, может травмироваться сам ребеёнок и/или близкое окружение.

Профилактическая программа представляет собой цикл, связанных по смыслу, занятий 2-х специалистов с группой детей. Занятие длится 2 часа, исключая первый месяц занятий, продолжительность которых составляет 1 час 45 мин. Это объясняется необходимостью детей привыкнуть к новому типу занятий, выработаться, начать получать от них удовольствие. В дальнейшем происходит поэтапное увеличение времени до двух часов работы.

Занятие разделяется на три блока: — психологический, чайная пауза, блок творчества.


Блок психологической работы.

Его ведеёт детский психолог. Дети в группе учатся создавать первичные границы общения, тренируют навыки речевой и коммуникативной активности, улучшают навыки эмоциональной регуляции.

1.2. Изначально дети сидят или лежат в кругу на бескаркасных креслах и пуфиках (они принимают форму тела, не могут травмировать ребеёнка в случае его агрессивных порывов). В начале встречи психолог поощряет всех участников всех «поделиться своим настроением». На начальных этапах (до 2-х месяцев) дети не делают этого или делают крайне неохотно. Постепенно эта начальная часть будет приобретать всеё большее значение и занимать до 10-15 минут времени, начинаясь с 2-х минут на первых встречах. Суть этой части занятия - успокоить детей, дать им возможность высказать всеё, что они считают нужным.
2. Далее следует переход к основной работе блока.

Основной метод работы - работа с живописью, с репродукциями полотен. Это метод арт-терапии, сконструированный на исследованиях гештальт-психологии, психологии искусства, методических материалах института практической психологии ИМАТОН, элементах музейной педагогики.
Картина, как объект, выступает «включающим» общение элементом. Ребеёнку с особенностями развития намного легче, заговорить о заинтересовавшем его визуальном образе, чем напрямую общаться с детьми или специалистом. Яркость образов рождает высокий уровень эмоциональности и вовлечеённости ребеёнка, который он проявляет в типичных для себя способах коммуникации.

Психолог наблюдает над способами коммуникации ребенка, анализирует их: что какие из них являются продуктивным и ведут к дальнейшей социализации; какие частично продуктивны и нуждаются в коррекции (это обсуждается с родителем), а какие непродуктивны, и нужно помочь ребёнку увидеть, что от них лучше отказаться .

От эмоциональной связи «ребенок-картина» психолог переходит к формированию связи «ребенок-картина-другой ребёнок», стимулируя психологически безопасную коммуникацию ребёнка с другими через сторонний объект. Например, ребенка просят назвать, как ему кажется, - какая картина понравилась его соседу слева. Ребёнок самостоятельно, не обращаясь к помощи другого ребенка, оценивает ситуацию и отвечает ведущему,. Когда он заканчивает свою мысль, его сосед обычно оказывается рад вниманию, улыбается, может поблагодарить, подтвердить правильность выводов и дополнить то, что ему кажется важным, что вызывает ответный интерес к нему со стороны только что выступившего ребёнка. Так дети с РАС учатся думать и говорить о другом, учится получать от другого эмоциональную обратную реакцию.
После достижения устойчивой схемы такой коммуникации психологом начинают вводиться элементы соревновательности, например, кто сможет первым заметить или объяснить какой- либо элемент полотна. Для части детей аспект соревновательности является самоценным, и это отличный ресурс для включения таких детей в сложные виды игр, наделения их игровыми и социальными ролями. Задача психолога - помогать классу создавать или улучшать навыки оценки ситуации, создавать условия для успеха каждого ребенка в классе. При этом важно помнить, что соревновательность не самоцель, и есть дети, которые с чувствуют себя в ситуации соревнования неуютно.

4. Следующий этап работы после создания ситуаций успеха и закреплений навыков простого общения - это создание условий для поведенческих экспериментов детей в классе. Для этих условий необходимы два основных компонента: - чувство безопасности среды у ребенка и наличие подкрепленных ранее моделей поведения. Для этого в работу вводятся дополнительные, более сложные, полотна, многие интересные элементы которых сознательно игнорируются психологом, побуждая детей к большей самостоятельной активности, активному вопрошанию, появлению новых вопросительных конструкций в диалоге. Ребенок чаще начинает задавать вопросы по сути картины: - «Как ее (девушку) так изобразили?»; «Почему художник такой злой?»; «Зачем художник сделал ее такой маленькой?».

Занятие предусматривает работу с двумя ту с 2 или более полотнами, максимальное количество используемых в занятии картин - от 7 до 9, это объясняется как формулой активного поля внимания у детей в норме, так и временными рамками занятия.

Картины должны подбираться из разных стилей и жанров, чтобы разница между ними была очень значительной, различимой сразу по нескольким параметрам, например, по яркости цветов, стилю мазка, композиционному построению. Например, если первая картина Шишкина - «Лес», то вторая будет картина Левитана «Осень». Даже при схожей тематике природы они кардинально разные по всем остальным компонентам: - цветопередаче, мазку, композиционному построению, плотности фона и прочему. Каждый ребенок должен находить в картине что-то, что не нашли до него, и переживать ситуацию успеха, слышать это признание от других детей класса.

На каждое занятие специалист-психолог приносит новые картины и, как минимум, одну, с которой дети познакомились на предыдущем занятии . Это своеобразный «мостик » для группы,: детям легче вспомнить, что было на прошлой встрече, связать для себя прошлое занятие с текущим.

Особенности развития детей с ОВЗ могут повлиять на их способность к восприятию определенных изображений или изображения целиком, это стоит учитывать и стараться использовать более легкие по восприятию полотна. Например, сложным полотном для них будет абстрактная картина Кандинского «Концерт № #6», а лёегким полотном можетгут выступить «Две матери» Маковского.

Со временем, через 6-7 месяцев занятий, подбор картин становится практически адресным (под конкретного ребенёнка), так как часть детей готова к восприятию и манипулированию абстрактной живописью, а часть детей с с интеллектуальным снижением не может продвинуться дальше простых пейзажей и анималистического жанра. Но это уже не существенно, так как картина - лишь промежуточный, незначительный этап в цепочке общения «ребеёнок - картина - другой ребёенок». По сути, ребеёнок рождает собственный смысл общения, и именно это ценно.

Психолог часто просит сравнить картины, предлагает одному из участников группы определить, какая из картин больше всего понравится другому участнику, и объяснить почему. Важная задача ведущего - поддерживать внимательностьние ребеёнка к действиям и словам на других, на оценку, - нравится или не нравится картина, и почему). Чем чаще ребёенок производит оценку ситуации, тем легче ему собрать для себя картину реальности и своеё место в ней, адекватно реагировать на вызов среды.
Последние этапы работы - фиксация внимания детей на реакцию друг друга, развитие эмпатии или, если это не представляется возможным, механически заученных маркеров, когда и куда нужно смотреть, чтобы понять другого.

Дополнительный результат у интеллектуально сохранных детей - появление знаний о живописи, расширение кругозора.. Особенно хорошо это видно у детей и подростков с РАС, чьи особенности развития предполагают некоторую зацикленность на предметах и действиях. Интерес к полотнам или конкретным художникам у них может в дальнейшем выражаться в самообучении, причеём достаточно глубоком.
Опыт проведения подобных групп показывает, что этот данный подобный глубокий интерес к живописи появляется у детей с аутизмом с 10-11 лет. Нами зафиксирован случай, когда ребеёнку чрезвычайно нравились полотна художников- импрессионистов, и он не только самостоятельно запомнил фамилии наиболее ярких представителей французского импрессионизма, но и значительно улучшил свою речь, пытаясь объяснить сложные переходы цветов на картинах Клода Моне. В случаях, когда он не мог сам объяснить, то начинал просить помощь в императивах: «Объясняй!», «Помоги!», «Надо помочь!» - эЭто был явный прогресс: – появление нового, ранее отсутствовавшего у него, поведенческого и коммуникативного действия, - важного социального умения, - просьбы о помощи, разъяснении.

Общая стратегия психолога - стремиться от полного первичного контроля групповой коммуникации к минимизации своей активности, делегированию членам группы основных ролей, передачи им большинства функций, вплоть до функций контроля, когда дети могут выдать «штраф» одному из детей класса за длительное нарушение правил поведения в группе.

Работа с картинами может варьироваться по времени от 20 до 40 минут. Может прерываться на другие формы деятельности психологического блока, если группе необходимо переключение, и она утомляется. Это можетгут быть рисование, игра с элементами песочной терапии, гимнастические паузы, если все участники группы позволяют телесный контакт. На практике наиболее любимой формой переключения группы были настольные игры. Специально для реализации программы работы с классом были разработаны специализированные карточные игры, тренирующие память, внимание, скорость реакции. Кроме этого, используются игры и методические материалы, представленные в приложении 4.
Суть игр с детьми, помимо разгрузки, - тренировка группового взаимодействия. Например, один ребеёнок 7 лет с атипичным аутизмом чрезвычайно радовался своим выигрышам в коллективных настольных играх, ради успеха он внимательно следил за выполнением правил игры всеми участниками и высказывал своеё негодование, если эти правила нарушались. Ранее формой недовольства у него былаи аутоагрессия и плач. За счет игр он самостоятельно стал обращаться к другим, без активной помощи психолога. Стоит ли объяснять, что это заметно улучшило его качество общения в школе.

Хорошим результатом следует считать тот факт, что само занятие у психолога, его психологический блок, воспринимается детьми, как одна большая игра. Психологу рекомендуется всячески отходить от сравнений и параллелей со школьным уроком, не вызывать у ребеёнка таких ассоциаций, так как чаще всего, урок является местом «адресного насилия», внешней, для ребеёнка, учительской необходимости делать что-либо. Начинать психологу нужно с самого простого - с речи, замещая слово «учится» на «заниматься», «перерыв» на «твоеё свободное время».

При этом на доске или ватмане, в визуально доступном для всех месте, есть общая схема занятия: - психолог просит детей самостоятельно отмечать, что они уже сделали, и проговаривать или показывать жестами, что у них ещеё впереди. Это необходимо, чтобы избегать ситуаций «заигрывания», когда ребеёнок не желает заканчивать понравившуюся ему деятельность и двигаться с группой дальше.

Схема занятия не пишется словами, а рисуется в картинках или схемах, так как это понятно для не читающих, не понимающих письменную речь, детей. Во время занятий психолог делает отсылки детей к схеме, просит показать некоторых участников, на каком этапе сейчас они находятся, какую деятельность выполняют, подготавливая, таким образом, их к скорой смене деятельности, минимизируя риски срывов и истерики.. Визуальная доска занятия - инструмент, взятый из АВА-терапии.

В психологическом блоке перерывов на игру может быть несколько, не менее двух. По мере нарастания усталости детей после часа занятий происходит смена блока.

Блок чайной паузы
Дети покидают мягкую зону и отправляются за стол на чайную паузу. Чаепитие - не столько отдых и мотивация для некоторых участников (особенно любят чаепитие дети и молодые люди с синдромом Дауна), сколько продолжение тренировки социальных навыков взаимодействия в приближенных к реальным условиях под присмотром психолога.

Именно для этого блока в анкете и при собеседовании специалисты задают вопросы о возможных противопоказаниях у детей, чтобы не допустить осложнений или нарушений диет у членов группы. Опыт проведения групп показывает, что у 45 % детей есть показания и противопоказания по питанию, и диеты, которые необходимо учитывать, в том числе из соображений безопасности детей.

Дети продолжают общаться за повседневной деятельностью - чаепитием, пытаются соблюдать аккуратность, договариваться друг с другом, если хотят поменяться,: например, печенье на конфету. Обычно, мотивация меняться сладостями является выраженной и превращается в своеобразную игру-тренировку. Ребеёнок применяет свои коммуникативные умения для того, чтобы получить то, что ему нравитс, я и кажется вкусным. Это действие обычно является ярким образцом его навыков переговоров и просьб. Психолог может оперативно обнаруживать удачные и негативные моменты, и как отмечать их для планирования своей дальнейшей работы по улучшению коммуникации и социализации ребеёнка, так и «купировать» (останавливать) на месте, чтобы не допускать развития форм вербальной агрессии.

Время блока чаепития — 10 - 12 минут. Затем дети самостоятельно должны отнести посуду в условленное ранее место, убрать за собой стол или парты, за которыми сидели. Опыт проведения групп говорит о том, что 100 % детей при правильной инструкции способны самостоятельно убирать за собой и даже помогать другим в уборке.

Во время чаепития психолог передаёет роль активного ведущего специалисту по мультипликации и декоративно-прикладному творчеству.

Весь первый психологический блок специалист ДПИ также находится рядом с группой, включается при сложных моментах или истериках участников, ведеёт постоянное наблюдение и фиксирует его в личных делах, предоставляя тем самым качественную обратную связь психологу.

Блок декоративного творчества и мультипликации
В этом блоке используеются 2два направления: — мультипликация и декоративно-прикладное творчество. Выбор направления для занятий в этом блоке специалист ДПИ делает на основании общего состояния и возможностей группы в самом начале цикла занятий. Как правило, выбор в пользу мультипликации делается в случаях, когда основу группы составляют речевые дети и дети с незначительным снижением интеллекта.

Специалист ДПИ продолжает работу психолога по развитию навыков общения и социализации через создание с детьми мультфильмов. Это тренировка навыка сторителлинга и общения. Такое дополнение к работе психолога является серьёезным дополнением к общему успеху ребёенка. Все материалы для мультфильма дети пошагово создают сами под руководством специалиста ДПИ, развивая при этом навыки мелкой и крупной моторики, обучаются работать с ранее не известными инструментами.

Помимо направления мультипликации, дети занимаются созданием различного рода творческих объектов и вещей. Сама вещь не имеет особого значения, смысл ееё создания в том, что ребеёнок снова переживает успех: - каждый раз уносит родителям что-то сделанное самостоятельно, что раньше он не делал. Это очень мотивирует детей и рождает дополнительную тему для коммуникации с родителем.

Специалист ДПИ обеспечивает р тренировку разнообразных навыков ручного труда у детей, где предусмотрены как самые простые операции по вырезанию, склеиванию, так и сложные: - управление и работа с программным обеспечением по мультипликации, и прочему.

Общая стратегия специалиста ДПИ в этом блоке занятий -— гармонизация развития ребеёнка и соблюдение групповых правил. Психолог ставит задачу развития коммуникативных умений и способностей ребеёнка, специалист ДПИ стремится уравновесить это развитием других функций, внести дополнение в общее развитие ВПФ.

Во время работы специалиста ДПИ психолог находится рядом, готовымй прийти на помощь в случае возможных трудностей. Он также заполняет листы оценки навыков ребеёнка, формируя тем самым обратную связь для специалиста по ДПИ.

Рекомендовано не вести занятия группы одно следом за другим. Важно устраивать перерыв между группами продолжительностью не менее часа. Это необходимо, как для сопоставления мнений специалистов от работы группы и возможной корректировки плана следующего занятия, так и для профилактики усталости и эмоционального выгорания специалистов.

Через каждые 10-12 занятий проводится срезовая диагностика, специалисты оценивают степень сформированности навыков и умений участников группы, сравнивают с изначальными показателями и делают выводы о динамике развития каждого участника группы.

Механизмы, регулирующие групповое поведение
Для регулирования группового поведения используются положительные и отрицательные подкрепления. Положительное подкрепление -— это вариативные формы похвалы, отрицательное подкрепление -— система штрафов.

Штраф ребеёнок может получить за физическую агрессию по отношению к другому или к самому себе, за проявление дезадаптивных форм поведения при имеющихся адаптивных моделях поведения, например, за истерику, когда ребёенок уже умеет проговаривать свою злость или уходить в комнату разгрузки при сильном стрессе.

Если ребеёнок за одно занятие набирает 3 штрафа, то лишается игры или любой иной поощрительной активности. Обычно дети не всегда могут сразу самостоятельно соотносить штрафы с исключением из игры, поэтому нужно максимально просто и подробно показать ребеёнку модель «действие-последствие» на его личном примере поведения. Иногда сделать нужно сделать это 2 или 3 раза, при наличии в группе детей с творческими задатками п- поведение конкретного участника можно проиграть по ролям (примитивный театральный приеём).

Работа с родителями
Деятельность с дополнительной целевой группой предусматривает несколько форматов:
1. Выступления на родительских собраниях. В нашем центре прижилось название «антиродительское собрание». Было названо так, чтобы подчеркнуть отход от стереотипов, связанных с привычным родительским собранием. Антиродительское собрание - формат встреч с родителями, предполагающий активное общение участников друг с другом, в котором родители могут поделиться наблюдениями за своими детьми, рассказать об их успехах. Ведущий собрания выступает с медиаторских позиций: - помогает определиться родительскому сообществу с маркерами успехов и достижений их детей, формирует экологичную среду коммуникации группы.

Например, ситуацию, в которой ребёнок с недоверием относится к сверстнику с ОВЗ, отказывает ему в совместной игре и даже оскорбляет, стоит попробовать объяснить родительскому сообществу с ресурсных позиций: Например: “У нас есть ребёнок, который научился замечать разницу в общении с особым ребёнком и с нейротипичными детьми, обладает простым анализом и в связи с этим сталкивается с затруднениями: - это уже неплохо. Он делает в этой ситуации простой вывод - решает «избегать» сложного общения. Смешки и оскорбления - часто это попытка услышать особого ребёнка, понять его особенности, выстроить с ним границы. Это ресурс. Вам кажется, что необходимо помочь ребёнку использовать его позитивно, по назначению - развиваться и общаться с особым ребёнком без чувства неудобства. Там «обычный сверстник» может повторять действия ребёнка с синдромом Дауна, например, облизывать ручку рюкзака. Важно объяснять его родителям, что это вовсе не регресс в поведении, а попытка через имитацию действий понять и почувствовать своего особенного одноклассника. То есть, замечать и аккуратно высказывать в виде инструкции особому ребёнку то, что ему кажется несовместимым с нормальным поведением. Так, нейротипичный ребёнок не будет накапливать напряжение, а особый ребёнок будет, напротив, воспринимать его слова как дополнительную помогающую инструкцию.

То есть, сам факт изоляции и даже лёгкой агрессии - уже маркер для родителя. Маркер, что его ребёнок готов к работе, к изменениям, и даже скрыто их требует.

Это заслуживает внимания и доверия взрослого к изменениям ребёнка. Важно помочь ребёнку сориентироваться на новом уровне осознавания процесса общения с другими детьми. Для родителя этот позитивный контекст и маркировка поведения снижаеют чувство стыда и неловкости, делаеют его партнеёром изменений в классе, а не скрытой угрозой работы учителя.

2. Группа поддержки — один из вариантов работы с родителями при благоприятной школьной среде и наличияи определеённого уровня мотивации родителя. Групповые встречи с родителями, позволяющиет добиться надеёжного эффекта закрепления успехов детей вне стен школы. Основная цель групп поддержки - эмоциональная поддержка родителя родителями, имеющими детей с похожими проблемами в развитии, укрепление уверенности родителя в своих силах, в выборе пути воспитания и обучения своего ребенёка. Это работа с преодолением ситуаций изоляции и чувства одиночества у родителей особых детей.

3. Библиотека для родителей
является отдельным вспомогательным инструментом повышения уровня знаний родителей, способом их мотивации на дальнейшее развитие детей.
Подборка книг для родительской библиотеки выполнена таким образом, чтобы удовлетворять двум задачам: быть узкоспециализированной в вопросе конкретного заболевания или особенности развития и, в то же время, быть понятной родителю, не имеющему специального образования.
Литература подобрана с учеётом особенностей целевых групп :- присутствуют книги по развитию детей с РАС, умственной отсталостью, СДВГ. Большая часть литературы посвящена описанию механизмов общения родителя с особенным ребеёнком, примерам общениюя ребеёнка и взрослого. Отдельно выделены книги с рекомендациями и практическими примерами реализации стратегий развития своего особого ребенёка, присутствует литература по возрастной психологии.
Учитывая достаточно высокую стоимость современных изданий и настольных игр, организация такой библиотеки даст возможность родителям сэкономить средства и при этом пользоваться верифицированными источниками информации.

Организационные основы деятельности в рамках Т-блока
Комплектование групп.
Проводится по результатам анкетирования и личной беседы специалистов с родителями или законными представителями ребёнка. В процессе беседы с родителями один специалист находится с ними в непосредственном контакте, другой проводит включённое наблюдение за ребёнком.

По результатам такой встречи формируются следующие документы:
1. Анкета ребёнка, заполненная родителем, отражающая как специфические данные об особенностях развития ребёнка, так и субъективная картина мира ребенка со стороны родителя. Анкета (приложение 1) предоставляется родителям заранее. Родитель заполняет анкету до собеседования и приносит уже готовую. Связано это с тем, что вдумчивое заполнение анкеты требует около часа времени, поверхностное -— около получаса.
2. Лист наблюдения за ребеёнком с фиксацией его результатов на различные стимулы и деятельность вокруг (приложение 2) .
3. Заключение специалистов о мотивации родителей, их реальных потребностях и в запросеах на помощь как себе, так и ребёенку.

Из этих треёх документов формируется основа личного дела ребеёнка, которое потом будет дополняться данными после занятий, описаниями динамики или регресса ребеёнка. После первого занятия личное дело пополняется разрешением родителя на фотосъеёмку ребеёнка (приложение 3), разрешением на сбор и хранение персональных данных и иными необходимыми документами, обеспечивающими процессуальную безопасность действий специалистов.

Процедура собеседования жеёстко регламентирована по времени: — на всеё собеседование отводится 20 минут. Такой временной интервал вызван особенностями детей, их возможной усталостью и не готовностью проводить в новом, незнакомом месте много времени.

Группы комплектуются численностью от 5 до 7 человек. Основные критерии комплектования- — возраст и интеллектуальный уровень. Специалисты решают, какой изначальный состав группы даст возможность проведения годового цикла занятий, как стоит распределить детей по группам, чтобы сбалансировать начальные процессы коммуникации внутри группы. В этом вопросе помогает лист наблюдения за ребеёнком. С его помощью него специалисты объединяют в группе условно «тяжеёлых» с условно «коммуникабельными» детьми.

Обязательный компонент комплектования групп -— набор детей с разными диагнозами и особенностями. Не комплектуются группы, где все дети, например, с синдромом Аспергера, или только с синдромом Дауна. «Разность» детей обеспечивает вариативность общения и потенциально даеёт большую возможность динамики группы.

Третий документ -— заключение специалистов о мотивации родителей и их запросе, - помогаюет специалистам определить форму обратной связи и выделить те маркеры, по которым будут описываться и предъявляться профилактические результаты детей.

Многие родители не имеют чеёткого понимания результата, и в таком случае задача специалиста состоит в прояснении запроса родителя. Если не вести такой работы, то результаты ребёенка в группе не будут подхвачены и закреплены родителем в домашних условиях. Сформированный было на занятиях навык начнеёт теряться.

Многим родителям требуется эмоциональная или информационная поддержка, у части родителей наблюдаются признаки выгорания, эмоционального истощения, стресса, требующие оперативного и профессионального вмешательства.

Задача специалиста на этапе собеседования -— определить первичную потребность самого родителя. Если у родителя нет сформированного запроса, то он помогает его доформировать. Если родителю требуеются поддержка и помощь, то специалист оказывает ееё или дополнительно рекомендует других специалистов и партнёерские сервисные организации.

Профилактические группы предусматривают работу одновременно с пятью детьми при условии, что каждый ребенок имеет множественные нарушения развития, 8-12 человек - при условии того, что дети с различными особенностями не превышают 25 % от общего числа участников, 15-18 человек, - при условии того, что все участники нейротипичны и не имеют особенностей развития.

Завершённый цикл занятий включает в себя 34 встречи. Это встречи продолжительностью 1.,45 часа один раз в неделю на протяжении всего, учебного года (с сентября по начало июня).

Межсекторное взаимодействие - выстраивание программы профилактики буллинга в сотрудничестве, государственных и некоммерческих организаций способствует увеличению эффективности работы со школьниками и предотвращению случаев буллинга в школьной среде и за ееё пределами. Специалисты и педагоги имеют несколько разный взгляд на одни и те же процессы учебы и общения, и это обогащает обе стороны. Можно, учитывая множество нюансов, выстроить эффективную долговременную работу по профилактике в школе. Школа будет охотно организовывать такие занятия, если сможет рассматривать специалистов некоммерческих организаций, как партнёеров, не перекрывающих их основную работу по обучению детей. Особенно важным условием являеются прояснение и снятие напряжения в ситуациях, когда учитель может ревновать или опасаться конкуренции со специалистом. Для исключения ситуаций ненужной конкуренции стоит чеётко разграничивать роли и зоны работы в общей команде. Учителя отвечают за общую организацию детей для занятий, организуют такую среду общения в классе, чтобы результаты занятий программы могли проявляться и закрепляться. В свою очередь, специалист реализует программу профилактики и находится в режиме ожидания, - то есть, готов прийти на помощь учителю, разобрать его кейс отношений учеников. Но только после просьбы самого учителя.

Профилактика буллинга в группах с особыми детьми – редко встречающаяся услуга, которая может быть рассмотрена как форма работы в разных типах организаций, и иметь связи с разными типами организаций. В частности, услуга может быть оказана с приблизительно равной эффективностью на базе автономной некоммерческой организации, образовательного бюджетного учреждения, частного центра.

Документооборот в процессе деятельности по Т-блоку
Рекомендуемый список документов по услуге. Особенности порядка заполнения рабочих документов.

Для успешной реализации деятельности по профилактике буллинга с участием детей с ОВЗ требуются несколько документов, приложенных ниже.

Приложение 1:
- Анкета родителя. - заполняется родителем и уточняется специалистами. Необходимо максимально точно прояснить и конкретизировать такие фразы родителя «иногда/ может быть», «хотелось бы большей социализации для ребёнка» и т.п. У специалиста после уточнения анкеты должен сложиться образ родительского запроса и понимание картины жизни ребёнка в семье.

Приложение 2:
- Заполняет сам специалист и формирует личное дело ребёнка: - папку с тремя3 приложениями и пустым листом наблюдений. Лист наблюдений заполняется каждым специалистом после своей части занятий с группой детей. Это свободная форма заполнения, в которой специалист отражает вкратце план занятия и динамику речевого и поведенческого поведения ребёнка. Накопление данных из листа наблюдений - основной блок информации в обратной связи для родителя на антиродительском собрании.

Перечень документов:
- Анкета родителя (заполняется родителем, на её основе проводится вводная беседа или собеседование с родителем, для пояснения всех формулировок, используемых в анкете родителем, заполнения возможных пробелов, уточнения нюансов и неточностей.

Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЯ
Имя, фамилия и возраст ребенка:_______________________________________________________
ФИО родителя:_________________________________________________________________________
Контактные телефоны:__________________________________________________________________
Основное нарушение:___________________________________________________________________

Как ребёнок выстраивает контакты с членами семьи? (Как он общается в семье? Одинаково
ли воспринимает родителей? Как просит что-либо, а как требует?)
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

Как ребёнок выстраивает контакты вне семейного круга? (Как он общается в школе,
в магазине? Как он общается в местах, где побывал впервые?)
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

Насколько контактен ребёнок по отношению к сверстникам? (О чём он готов поговорить? Какие темы помогут ему втянуться в диалог? Каких детей (по возрасту, телосложению, интонированиею) предпочитает для общения?)
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

Как ребёнок проявляет свое недовольство ситуацией, другим человеком?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

Какие проявления гнева и недовольства у вашего ребенка вы считаете допустимыми, нормальными для вас?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

Что мотивирует ребенка на выполнение просьб, требований взрослого?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

В чём вы видите основную проблему, главное препятствие в развитии ребёнка?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

В чем вы видите главный успех развития ребёнка на данный момент?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________


Какие специалисты работали или работают с ребёнком? (логопед, дефектолог,
эрготерапевт, психолог и другие)
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

Посещает ли Вваш ребёенок кружки, секции, развивающие занятия? Если посещает, то перечислите, какие.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

В какой деятельности, с вашей точки зрения, ребёнок наиболее успешен на данный момент?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

Кто осуществляет уход и воспитание ребёнка (родители, другие члены семьи,
привлечённые специалисты, другое)?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

Каковы на данный момент ваши ожидания от профилактической программы
(коррекционные занятия, услуга доп. образования, группа личностного развития, другое)?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

Какие результаты ребёнка вы ожидаете от посещения занятий профилактики буллинга?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

Какую помощь вы хотите получить в программе профилактики буллинга для себя лично?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

Планируете ли в вы посещать родительскую группу?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

Есть ли у ребёнка аллергия на продукты питания (что при чаепитии ему противопоказано)?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

Посещает ли ваш ребёнок музеи, выставки картинных галерей? Являются
ли эти музейные программы интересными для него?
______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

Приложение 2
Лист наблюдения за ребёнком
Приложение 3
РАЗРЕШЕНИЕ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ И ИНФОРМАЦИИ


Я, ___________________________________________________________________, законный представитель ребеёнка _______________________________________________________, в в соответствии со статьеёй 152.1. ГК РФ, разрешаю автономной некоммерческой организации “Музейно-образовательный центр «Школа-Музей-Культура» производить фото и видео съеёмку своего ребеёнка во время занятий «Особой Афинской школы» и безвозмездно использовать эти фото, видео- и информационные материалы во внутренних и внешних коммуникациях, связанных с событиями, в которых принимает участие ребеёнок.
Фото- и видеоизображения могут быть скопированы, представлены и сделаны достоянием общественности или адаптированы для использования любым разрешёенным законодательством способом (в частности, в СМИ, ТВ, видео, иИнтернете, буклетах и т.п.) при условии, что произвеёденные фото- и видеоизображения не нанесут вред достоинству и репутации реёбенка. Разреёшенные к использованию фото- и видеоматериалы не должны идентифицировать реёбенка и содержать указаний на персональную информацию.
В случае возникновения любых трудностей или спорных ситуаций, связанных с толкованием и/или реализацией данного разрешения, сделаю вёсе зависящее, чтобы добиться дружеского урегулирования с организацией, прежде чем обратиться в судебные органы соответствующей юрисдикции.


__________________________ ______________________________
подпись Ф.И.О
Кадровое обеспечение деятельности по Т-блоку:
Количественный состав команды имеет возможность варьироваться. Минимальные требования к количеству ведущих технологического блока - 2 специалиста. Профилактическую программу крайне не рекомендуется проводить в одиночку, так как действия специалиста по профилактике должны происходить с минимальной долей субъективности. Для этого есть второй специалист, который имеет возможность относительно отстранеённого анализа ситуации и своевременной помощи коллеге.
Также, наличие сразу двух специалистов вынуждает детей к разному общению с каждым из них. Детям труднее манипулировать или проявлять другие дезадаптивные модели поведения со специалистами, их коммуникативная модель расширяется за счеёт большего богатства и разнообразия общения с разными специалистами.

Предполагается, что один специалист должен иметь психологическое или психолого-педагогическое образование (он ведущий первой части непосредственной групповой работы, использует арт-терапевтические приеёмы).

Второй специалист - имеет педагогическое образование. Дополнительно обладает различными техниками декоративно-прикладного творчества (от простых аппликаций и работы с фимопластикой до более сложных), имеет минимальный опыт использования программ видеомонтажа.

Наличие многообразия форм декоративно-прикладного творчества связано не с общим желанием ведущих предоставлять большой выбор детям и демонстрировать свой профессионализм. Многообразие является способом подобрать определеённый тип творчества во втором блоке работы специалистов для преодоления особенностей ребеёнка. Иногда, есть возможность положительных побочных эффектов - улучшить моторику ребеёнка, улучшить речь и т.д.

Оба специалиста должны быть компетентны в вопросах психологии развития как нейротипичных детей, так и особенных детей. Иметь навыки ведения переговоров с родителями, людьми с особенностями общения процессов, групповой работы и, устойчивости к ситуации неопределеённости, отсутствия быстрых результатов у детей.

При работе в неблагоприятных условиях (агрессивная школьная среда, давление педагогического коллектива) требуются навыки работы с возражениями, наличие навыков саморегуляции.

Обозначение ценностей работы:
Концептуальное обоснование профилактической деятельности в процессе групповой работы с детьми с ОВЗ обусловлено концепцией Выготского, именно на этом основании сформулированы общие принципы и правила проведения занятий.

1. Знают все, а не только ведущий группы.
Предполагается, что в процессе группового занятия вырабатывается некоторое групповое знание, которое затем присваивается каждым участником.
Ведущий группы - не эксклюзивный обладатель знаний, обеспечивающих социализацию участников, он выступает с тьюторских позиций, обеспечивая возможность создания группой совместного мыслительного продукта.
Такая позиция максимально уводит детей от ассоциаций с жеёсткой образовательной системой и от их школьных установок и стереотипов. Дополнительно обеспечивается чуть более высокая мотивация к запоминанию и воспроизведению опыта занятия, когда сам ребеёнок являлся генератором этого опыта, а не учитель или ведущий группы.

2. Ориентация на социальное взаимодействие.
Ведущий группы обязан конструировать, в том числе, практические кейсы, пробу знаний и навыков участников группы, связывать их успехи в группе с возможными ситуациями вне группы - — в большом социальном пространстве, поощрять их эксперименты и любой полезный опыт по взаимодействию.

3. Право на ошибку.
Этот пункт - — отсылка к развитию модели психического, к пониманию членами группы, что любое знание - это совокупность договореённостей и взглядов, и это может быть неверным. Это тренировка позиции экспериментатора -: постоянных поведенческих проб, сниженной критичности к неудачам, улучшению навыков саморегуляции для исключения сильных стрессов.

4. Умение просить и умение просить помощь.
Устойчивость форм поведения зависит от особенностей социальной ситуации. Членов группы подводят на занятиях к приспособлению к изменчивости ситуации через просьбы. Уменияе просить и получать помощь существенно улучшаюет качество общения и социализации особых детей.

5. Умение видеть и объяснять контекст.
В группах с преобладанием интеллектуально сохранных детей или детей без аутизма можно учить искусству видения контекста и метафоры.
По возможности формировать у членов группы видение контекста: - объяснять основные мотивы поведения, учиться лгать и распознавать ложь, понимать сложное социальное поведение окружающих, выделять в немё главное, формировать адекватные ответные реакции.

Требования к информационно-методическому обеспечению Т-блока:
Минимально, обеспечивается личным контактом родителя и специалистов, наличияем специализированной «родительской библиотеки».
Список наименований родительской библиотеки - в приложении 4.

Материально-техническое обеспечение деятельности по Т-блоку:
Для реализации всего технологического блока требуется незначительное оборудование, которое можно условно поделить на две части:
1. Оборудование для обеспечения внешней комфортной среды.
2. Оборудование для непосредственной работы.

Для обеспечения среды требуются следующие позиции - бескаркасные кресла или пуфики (обеспечивают удобную посадку всех детей, включая особых детей с особенностями тела и вестибулярным аппаратом, обеспечивают неформальную обстановку и позволяют расслабиться большинству детей). Дополнительно требуется ковёр (для игр и игрового взаимодействия). Размер ковра зависит от числа участников группы - главное, чтобы участники могли сидеть на ковре в кругу в относительном комфорте.

Оборудование для непосредственной работы :- необходим набор мягких мячей или кубиков для использования в первой части занятий. Требуется всего один мяч или кубик, но в целях гигиены и соблюдения санитарных норм - нужен набор, который будет последовательно заменяться в течение года.

Необходим один мольберт для экспонирования репродукций картин, а также сами репродукции. Для простоты работы и уменьшения объёма и веса материала - это могут быть тематически подобранные постеры в съёмных рамах. Таким образом, требуется 8 рам на неограниченное количество постеров.

Также, на одну группу занимающихся на весь цикл занятий необходимо иметь упаковку офисной бумаги формата А 4, упаковку бумаги для флипчарта, 2 набора восковых мелков по 18 шт. в наборе, штатив для фотоаппарата, фотоаппарат, ноутбук и программное обеспечение - Sony Vegas Pro 14, программное обеспечение для покадровый съёмки - AnimaShooter Capture 3.8.15.7, программа для монтажа звука - Audacity или аналоги этих программных продуктов.

Оценка эффективности деятельности в рамках Т-блока:
1. Развитие у детей навыков партнёрских взаимоотношений и продуктивной работы в коллективе, коммуникативных навыков готовности к кооперации с окружением,.. Конкретно отслеживаются через листы наблюдений уровень навыка неконфликтных переговоров, умение принимать и давать позитивную обратную связь, умение замечать «токсичную» коммуникацию (в том числе издевательства/буллинг) и отстраняться от неё
Через каждые 10-14 занятий проводится срезовая диагностика детей, специалисты оценивают степень сформированности навыков и умений участников группы в области общения (пониманию границ - как ребёнок определяет агрессивный контекст общения, как он может обращаться за помощью к сверстникам и взрослым, как он защищается в ситуациях резкой изменчивости среды общения), сравнивают с изначальными показателями и делают выводы о динамике каждого участника группы, заполняют личную карту ребёнка. По завершении занятий проводится выходная оценка навыков социального взаимодействия детей.

2. Получение детьми практических умений в создании предметов декора и мультипликации. Конкретно - отслеживается развитие навыка сторителлинга при создании мультфильма и тот уровень помощи, который что ребёнок оказывает другим на занятии, тренируя эмпатию.

3. Повышение уровня компетентности родителей в области методик развития особых детей. Понимание рисков буллинга своего ребёнка исходя из его особенностей развития и особенностей школьной среды. Формы и виды помощи родителю при подозрении на то, что его ребёнок находится в ситуации травли.
Показатели: доля детей/родителей, показавших развитие перечисленных навыков и компетенций, от общего количества детей/родителей целевых групп не менее 75%.

Предупреждения и рекомендации:
Методика работы показывает умеренную или недостаточную эффективность в работе с категорией неречевых детей, детей с нарушениями слуха и зрения.

Дети с моторной алалией успешны в программе блока при условии, что у ребёнка есть навык мимической или жестовой экспрессии. Дети с тугоухостью и сниженным зрением могут участвовать в проекте, если обладают устойчивой нервной системой и могут высиживать без внимания специалиста около 10 минут. Крайне нежелательно брать больше одного такого ребеёнка в одну группу.

Методика не предназначена для работы с детьми с сенсомоторной алалией. Профиль специалистов не предусматривает возможностей работы с данной категорией нарушений у детей.

Крайне не рекомендуется брать в работу программы технологического блока детей с различными формами эпилепсии.

Отдельно стоит отметить работу с детьми старшего школьного возраста, подростками. Существуют барьеры работы с ними в рамках программы вследствие менее выраженной потребности тесного общения в классе.

Методический контроль и супервизия
Периодичность, временные и кадровые затраты, показатели эффективности.
Работу по реализации технологического блока ведут в паре 2 специалиста — психолог и специалист по творческим занятиям с особыми детьми. Психолог является супервизором работы второго специалиста. Супервизия психолога проводится по запросу второго специалиста, но не реже, чем один раз в месяц.
Эффективность - отсутствие выраженных признаков эмоционального выгорания.

Ссылка на образовательные ресурсы по Т-блоку
Вебинар в рамках специализированного образовательного модуля проекта «Конструктор СО НКО-2»
и других проектов.

https://vk.com/mcultura?w=wall-20754440_1008

Made on
Tilda