Методический контроль и супервизия (периодичность, временные и кадровые затраты, показатели эффективности).
Реализация профилактических программ требует периодических замеров устойчивости результата:
- через неделю после проведения мероприятий;
- через месяц;
- через 3 месяца;
- через год.
Супервизия по организуемым профилактическим мероприятиям (Круг сообщества) предполагает 1-2 часовую консультацию перед каждым мероприятием и после него. В случае же реализации программы «7 шагов к перезагрузке» супервизия может быть востребованной на каждом уровне перезагрузки, то есть в среднем от 5 до 10 часов на 1 программу.
Круги сообщества: спектр применения«Круги сообщества» и профилактические круги используется тогда, когда в решении ситуации задействовано множество различных участников или более двух сторон, участвующих в ситуации. Например, профилактический круг является эффективным, если в классе произошли большие изменения: переформирование класса, переход из начального звена в среднее, выстраивание новых правил коллектива и взаимоотношений, смена классного руководителя, с которым никак не могут выстроиться отношения, появление ярких антилидеров, которые, по мнению класса или взрослых, мешают учебному процессу.
«Круг сообщества» проводится при возникновении конфликтной ситуации, в которой очень много участников, в которой необходимо восстановить положение в коллективе обидчика и/или жертвы, снять ярлыки, проработать процесс выстраивания взаимоотношений в коллективе, чтобы подобные ситуации не повторялись.
Функционально можно разделить все Круги сообщества на несколько видов:
- наиболее популярная категория Кругов – профилактические, когда Круг проводится не по конкретному конфликту, а по ситуации в классе в целом (систематические нарушения дисциплины в классе, плохая успеваемость, отсутствие или несоблюдение правил, плохие отношения между мальчиками и девочками и т.д.). В этом случае на Круге всё внимание сосредоточивается на выработке общих правил класса и восстановлении мотивации на изменения, побуждении ребят к активным действиям. Профилактический Круг может быть проведён и по обсуждению темы, связанной с ситуацией, произошедшей в школе или в другом классе и затронувшей педагогов, детей и родителей (например, втягивание детей младших классов в групповые драки, появление моды на деструктивные формы коммуникации в интернете, травля в классе, воровство в супермаркетах, употребление нецензурной лексики и др.) В этом случае в Кругу как может обсуждаться произошедшая в школе конкретная ситуация, так и может не затрагиваться;
- Круги примирения проводятся в случае уже назревшего конфликта или произошедшей криминальной ситуации в классе, в частности, когда есть уже последствия ситуации и/или необходимо принять какое-то важное решение. Поэтому в Кругу обсуждаются варианты выхода из сложившейся ситуации, выслушиваются мнения всех участников конфликта и сторонних наблюдателей, инициируются восстановительные действия (признание ответственности, принесение извинений, обсуждение заглаживание вреда и др.);
- Круги поддержки инициируются с целью принятия и поддержки какого-то нового члена коллектива, трудно адаптирующегося на новом месте, или человека, пострадавшего от той или иной ситуации, пережившего потерю. Этим человеком может быть и ребёнок, и учитель. В этом случае Круг сосредоточивается на чувствах, переживаниях героя Круга и последствиях ситуации для него, а также на ресурсах сообщества для оказания поддержки герою. Часто Круг поддержки становится «исцеляющим» для всех членов сообщества, поскольку многие делятся подобными историями в своей жизни, получают обратную связь и чувствуют поддержку сообщества;
- Круги исцеления могут проводиться, когда всё сообщество затронуто какой-то травмирующей ситуацией, нет какого-то конкретного члена сообщества, которому требуется особая поддержка (хотя в ходе Круга он может определиться). Круг направлен на сборку индивидуальных механизмов защиты и поиск коллективных решений, как преодолеть подобную ситуацию, где найти ресурсы для «исцеления». В сущности, каждый из видов Кругов обладает исцеляющим эффектом, поскольку он опирается на восстановительные принципы, которые, в свою очередь, способствуют «исцелению» жертвы.
И профилактические круги, и «Круги сообщества» проводятся чаще всего с классным коллективом (иногда с родительским коллективом) с привлечением классного руководителя, педагогов и специалистов школьной или территориальной службы примирения.
При подготовке к Кругу необходимо учесть несколько важных моментов:
- Готовность взрослых участвовать в данном мероприятии и знание принципов восстановительного подхода. Если кто-то, например, классный руководитель участвует первый раз в подобном событии, то его необходимо очень тщательно подготовить, рассказать, как всё будет происходить, как стоит реагировать на разные эмоции детей (родителей) и особенности их поведения. Этот этап очень важный, особенно когда в Круге участвует кто-то из администрации или педагогов, которые любят осуждать, давать советы, оценивать, вешать ярлыки;
- Участие юных волонтёров.Если Круг проводится с классом, то положительное влияние на формирование доверия оказывает участие в кругу старших школьников – юных медиаторов. Наш опыт показывает, что ученики 5-8-х классов с большим вниманием слушают юных медиаторов, которые учатся в 10-11-х классах;
- Подготовка команды. Необходимо обсудить с командой тему Круга, ключевые вопросы, раунд личных историй (подготовить вопрос для него и проследить, чтобы у каждого члена медиативной команды история была заранее заготовлена). Команда должна чётко понимать цель Круга и конечный результат, к которому необходимо прийти;
- Подготовка необходимого инвентаря. Символ слова, план программы Круга, ватманы/флипчарты, маркеры, бейджи, если необходимо - инвентарь для церемонии закрытия, платочки, стаканы с водой и/или чай (если Круг будет долгим).
- Рассадка участников Круга. Практически всегда в Кругах принимает участие классный руководитель, который играет важную роль в организации Круга, он помогает рассадить участников круга. Круг всегда запускается по часовой стрелке, у ведущего должен быть заранее нарисованный круг, в котором отмечено место для каждого участника. Рекомендуется рассаживать участников по такому принципу: слева от ведущего - люди, к которым прислушиваются, которые умеют говорить и готовы открываться. Волонтёры, члены медиативной команды, сидят рядом с теми людьми, которым может быть нужна поддержка, или они могут быть очень эмоциональными (обидчик, жертва, тихоня, агрессор, антилидер). Нежелательно, чтобы ведущий и жертва сидели рядом, а также все значимые взрослые должны быть рассажены вперемешку с детьми. Классный руководитель может сидеть в конце Круга, рядом с ведущим или в любом другом месте, его местоположение зависит от его способностей подвести итог или поддержать другого. Рядом с ведущим в конце Круга лучше всего посадить того, кто сможет подвести итог всему сказанному, чтобы к нему прислушались. Как показывает наш опыт, это наиболее «провисающая» позиция. Не всегда классные руководители могут правильно найти в своём коллективе такого ребёнка или родителя;
- Подготовка участников Круга(жертвы, обидчика, значимых членов коллектива) - также важный этап подготовительной работы. Предварительные встречи помогают настроить участников на будущую работу, снять тревожность и актуализировать имеющиеся проблемы;
- Распределение времени на Круг.Для тех, кто проводит «Круги сообщества» впервые, может показаться, что Круг проходит довольно быстро. Необходимо ориентироваться в подготовке Круга на возрастные особенности детей. Например, Круг с третьим классом следует рассчитывать на полтора часа, больше детям сложно сидеть на месте. Пятые-шестые классы вполне могут работать два-два с половиной часа, перерыв не обязательно делать в работе, но думается, что для них он может быть возможным. А вот более старшие школьники (8-11-е классы) уже имеют хороший уровень рефлексии, способны дольше удерживать внимание, поэтому Круги с ними могут длиться до двух-трёх часов.
Структура проведения Кругов детально прописана на сайте
http://www.8-926-145-87-01.ru/wp-content/uploads/2013/11/Krugi-_S.pdfА.Ю. Коноваловым, автором книги «Школьные службы примирения и восстановительная культура школы». Имея перед собой памятку, где указаны все этапы, необходимые вопросы, вы будете чувствовать себя увереннее.
Стоит отметить, что качественная подготовка Круга – это половина успеха его проведения. Благодаря подготовке участников, инвентаря, «правильных» вопросов можно настроить людей на открытые и доверительные отношения, готовность что-то менять в классном коллективе, брать на себя ответственность и выслушать чужое мнение.
Процедурные вопросы:Символ слова создаёт позитивную атмосферу для слушания, если участники следуют следующим правилам:
-
Символ слова передаётся только в одну сторону. Символ слова передают в одном направлении по кругу. В общинах большинства коренных народов его передают по часовой стрелке, следуя движению солнца. Нельзя бессистемно передавать символ слова туда-сюда, необходима преемственность в его передаче по кругу, что даёт шанс высказаться всем участникам. Таким образом, создаётся привычка слушать до выступления и после него.
-
Люди высказываются только с символом слова в руках. Участники могут говорить только тогда, когда у них в руках находится символ слова, за исключением случаев, когда хранитель решит иначе. Соблюдая это правило, участники учатся терпеливо ждать своей очереди высказаться, осваивая навыки слушания. Символ слова не обязывает говорить. Его можно передать дальше, не высказываясь, или придержать, чтобы участники Круга имели возможность помолчать и подумать. Владение символом слова может создать сильные эмоции.
Как только символ слова обошёл Круг и вернулся к хранителю, хранитель может:
- подвести итог сказанному в Круге и поднять другие вопросы до того как он передаст символ слова дальше;
- оставить символ слова у себя и попросить некоторых участников объяснить какие-то моменты или ответить на определённые вопросы;
- передать символ слова другому участнику для начала нового раунда Круга. Поскольку человек, сидящий слева от хранителя, может неуютно себя чувствовать, ведь ему все время придётся начинать новый раунд, хранитель может передать символ слова другому. Нет необходимости в том, чтобы раунды начинал один и тот же человек, но символ слова должен всегда передаваться в одном и том же направлении;
- оставить символ слова у себя и предложить любому из Круга высказаться;
- поместить символ слова в центр Круга, чтобы его мог взять любой участник, который хочет высказаться, или открыть свободную дискуссию, даже без использования символа слова. В свободном диалоге участники всё же должны соблюдать правила Круга, говоря искренне, с уважением и предоставляя время для высказывания другим. Если несколько человек начинают доминировать или разговор начинает приобретать негативный оттенок, то введение символа слова в диалог восстанавливает равновесие.
Основные правила встречи в Круге:- уважать символ слова;
- говорить с уважением к другим и от всего сердца;
- слушать с уважением и не перебивать;
- оставаться в Круге до его завершения;
- соблюдать конфиденциальность (не рассказывать услышанное за пределами Круга).
Также при необходимости можно уточнить, что:
- символ слова можно передать дальше, но хранитель обычно пускает символ слова по кругу несколько раз;
- можно договориться о примерной продолжительности Круга (например, полтора-два часа);
- важно стараться говорить по существу;
- важно, чтобы все полностью отключили мобильные телефоны.
Обязанности хранителяКогда хранители обсуждают правила во время подготовки и начала работы Круга, им необходимо объяснить участникам свои функции хранителей и попросить Круг принять правила, определяющие их роль. При исполнении обязанностей хранителя необходима поддержка Круга. Данные обязанности включают принятие следующих решений:
1. когда и как прервать человека;
2. когда открыть Круг и когда закрыть его;
3. когда объявить перерыв;
4. как использовать символ слова;
5. как напоминать участникам о необходимости придерживаться принятых правил.
Раунд личных историйХранитель просит каждого из участников по очереди поделиться историей из своей жизни, напрямую не связанной с темой обсуждения, но помогающей актуализировать важные смыслы и ценности, которые помогут по-новому посмотреть на обсуждаемую проблему. Тему для этого раунда обсуждений формулируют хранитель и волонтёры на этапе подготовки к Кругу, и она уникальна для каждого Круга. Истории никак не оцениваются, после рассказа символ слова передаётся дальше. Участники могут пропустить свою очередь, но обычно символ слова передают во второй раз, чтобы все желающие могли поделиться своей историей или откликнуться на рассказанные другими истории.
Вопрос на раунд личных историй по возможности:
• не должен впрямую быть связан с проблемой, иначе участники сразу начнут её обсуждать;
• должен помогать участникам вспомнить о своих человеческих ценностных ориентирах и добрых мирных традициях;
• должен быть ресурсным, то есть показывать, что даже сложные ситуации можно решить.
Как правило, результатом этого раунда становится изменение отношений в Круге: люди начинают относиться друг к другу более человечно, а не только как к противоборствующим в конфликте сторонам или ролям педагог-ученик.
Церемонии в КругеЦеремонии открытия помогают нам перейти от суеты обычной жизни с работой, заботой о детях, беспокойством о различных вещах или чувством одиночества к наполненной размышлениями атмосфере Круга. Это позволяет нам также передать контроль от разума к сердцу. Благодаря ритуалу открытия Круга мы начинаем устанавливать связь с другими и культивировать чувство общности. Хорошая церемония открытия должна быть нацелена на то, чтобы:
1. создать чувство сообщества;
2. развить уважение к пространству Круга и к участникам;
3. подготовить людей к честному, уважительному и конструктивному освобождению от негативных эмоций;
4. определить безопасное пространство для откровенного разговора и роста взаимопонимания;
5. побудить участников действовать на основе личных ценностей;
6. укрепить общие ценности;
7. уважать личные и коллективные возможности ответить на призыв Круга;
8. подготовить участников к совместной работе как членов сообщества;
9. донести понимание того, что проблемы, с которыми сталкивается каждый человек, лучше решать сообща.
Церемонии закрытия также помогают людям перенастроиться. Хорошая церемония закрытия позволяет обдумать то хорошее, к чему пришёл Круг, отдавая дань мудрости, смелости и талантам всех участников. Церемония закрытия вновь напоминает о созданных связях и выражает надежду на длительный успех процесса Круга. Она помогает участникам вернуться от уникальной атмосферы Кругов к обычному течению жизни.
Ритуалы, используемые в этой церемонии, могут быть простыми или тщательно продуманными, краткими или долгими. Они должны способствовать:
- взаимоуважению всех участников;
- сохранению атмосферы единения;
- осознанию личных ценностей и необходимости жить в соответствии с ними;
- открытию у участников их лучших сторон;
- обеспечению безопасности в Круге.
Общий сценарий Круга сообщества с детьми по профилактике травли (5-8-й классы)Здравствуйте, дорогие участники нашей встречи! Меня зовут …, я школьный педагог-психолог, руководитель Службы примирения в школе.
Сегодня мы с вами встретились в такой непривычной для нас обстановке для того чтобы вместе подумать, как мы все вместе можем сделать жизнь в вашем классе лучше: улучшить атмосферу в классе, повысить взаимопонимание участников и стать дружнее.
Сегодня у нас будет необычный классный час, а классный час в формате Круга, ведущим в котором буду я.
У нашего Круга, ребята, есть правила, и я попрошу вас внимательно их послушать.
Правила Круга:- У нас с вами будет символ слова. Смысл его в том, чтобы дать возможность участнику, который высказывает своё мнение, говорить в тишине. Говорит только тот участник круга, у которого символ слова находится в руках. Остальные внимательно и тихонечко его слушают. Как только говорящий закончил высказывать свою мысль, он передаёт его следующему участнику слева и так же внимательно слушает, как слушали его, не перебивая.
- Мы говорим и слушаем других с уважением. Запрещено использовать ругательства, грубые слова.
- Мы остаёмся в Кругу до его завершения.
- Все, о чём мы говорим сегодня здесь, остаётся в этом классе, в нашем Кругу. Сегодня здесь мы можем высказывать разные чувства, выражать разные эмоции, и это остаётся только здесь, между нами.
1 раунд.Сейчас я предлагаю всем нам вспомнить историю из своей жизни, когда кто-либо нас обидел, вспомните, какие чувства мы при этом испытывали? Поделитесь этими чувствами и этой историей.
(Ведущий Круга первым рассказывает свою короткую историю, затем передаёт символ слова по кругу дальше).
2 раунд.Какие бы, я хотел, чтобы были отношения в моём классе? / Как бы я хотел, чтобы ко мне относились одноклассники?
(На этом Круге ведущий передаёт символ слова слева сидящему ученику, и далее он перемещается по кругу по часовой стрелке. Помощник ведущего Круга фиксирует всё предложенное детьми на доске, на листах флипчарта).
3 раунд.Что лично я могу сделать для того, чтобы в классе была дружеская атмосфера, доверительные, уважительные отношения между нами?
4 раунд.Мои слова поддержки человеку, которого обидели (абстрактно) и пожелания классу: («Если в нашем классе кого-то обидели, то я хочу поддержать его словами … и пожелать нашему классу …»)
Ведущий: Я благодарю всех вас за участие в Круге, за честные ответы и ответственность, которую вы взяли на себя сегодня, для того чтобы в классе была более дружелюбная атмосфера. Прошу перед уходом оставить свою подпись под списком договорённостей и предлагаю обращаться к этому списку правил, когда в классе будут происходить трудные ситуации и нужна будет помощь со стороны.
Варианты проведения профилактических Кругов сообщества
Кейс 1. Установочный Круг с детьми в начале года в 5-м классе- Здравствуйте, ребята! Как вы уже знаете, меня зовут Марина Владимировна, я ваш новый классный руководитель. Я очень рада, что у меня появился новый класс, и я счастлива, что мне достались именно вы! Я хочу, чтобы мы с вами жили дружной, единой семьёй, и надеюсь, что наш класс будет самым дружным классом. Хочется, чтобы вы знали, что что бы ни случилось, я всегда буду на вашей стороне и всегда буду стараться помочь и разобраться в любой ситуации. Сегодня я пришла к вам, чтобы мы стали ещё ближе. Я за честность и мир в отношениях в коллективе. И мне очень хочется, чтобы и вы были со мной всегда честны.
У нас сегодня будет не совсем обычный разговор в нестандартной обстановке. Я хочу озвучить правила нашей встречи: мы с вами будем находиться в кругу. Вы должны сесть на то место, на котором лежит бейджик с вашим именем.
Для начала нам необходимо выбрать Символ слова. Символ слова – это любой предмет, который обозначает говорящего. Его мы будем передавать по кругу по часовой стрелке. Символ слова даёт время подумать и высказать своё мнение. Перебивать говорящего нельзя (ведущий предлагает несколько вариантов символа слова, дети выбирают).
Теперь этот предмет может стать талисманом нашего класса. Давайте договоримся, что мы будем уважать символ слова, говорить и слушать с уважением и будем оставаться в Круге до его завершения.
Всё, что произойдёт в этом Круге, не выйдет за его пределы.
1 раунд.А сейчас я предлагаю вам, дорогие мои участники, вспомнить самый приятный или достойный случай, который произошёл с вами в начальной школе и который заставил вас гордиться своим классом. Сначала я расскажу вам свою историю (ведущий рассказывает свою историю, передает символ слова следующему участнику по кругу).
2 раунд.Благодарю всех, кто вспомнил интересные истории из жизни вашего класса, можно сказать, что в начальной школе вам было весело и интересно учиться, но вот впереди средняя школа. А теперь расскажите нам, с какими ожиданиями и с каким настроением вы пришли в 5-й класс. Чего ждёте вы от жизни в средней школе? Какой бы вы хотели видеть жизнь нашего класса? (высказывается ведущий, передаёт Символ слова следующему участнику, помощник классного руководителя записывает все пожелания и ожидания детей на флипчарте).
3 раунд.Вы уже очень много внесли разных предложений по поводу жизни нашего класса, и теперь нам осталось принять наши правила и ввести традиции класса. Сейчас мой помощник разделит лист пополам на две колонки: в одну мы будем записывать те правила, которые вы безоговорочно принимаете, а во вторую попадут те, которые вы бы хотели сделать традициями класса. Символ слова я положу в центр Круга, это будет означать, что мы все сейчас с вами принимаем участие в обсуждении, стараясь не перебивать друг друга.
Завершающая церемония закрытия круга:Наша встреча подходит к завершению. Предлагаю каждому поблагодарить следующего сидящего за что-то и пожелать ему и всему классу что-то хорошее.
Я благодарю всех за искренний и добрый Круг, предлагаю в конце первой четверти снова встретиться в такой обстановке, в дружном круге, и поговорить о том, какие правила и традиции выполняются, а какие нет (если такие будут), и почему. Спасибо всем за участие!
Кейс 2. «Новенькая ученица» Представленный ниже кейс является, по сути, примером профилактической работы с классом, когда ещё не запущены механизмы травли, но есть к этому все предпосылки, когда из конфликта, связанного с приходом в класс новой ученицы, может вырасти буллинг, если вовремя не купировать конфликт.
Описание ситуации. Лиза пришла в данный класс с началом учебного года. Через какое-то время одноклассники стали жаловаться классному руководителю Татьяне Николаевне на поведение и отношение Лизы к ним. По их словам, девочка зачастую ведёт себя неуважительно: может накрошить хлебом или намусорить на их партах, а на просьбы убрать отвечает агрессивно, может прямо перед их носом захлопнуть дверь, может толкнуть и т.д. Татьяна Николаевна попыталась самостоятельно разобраться в ситуации, но в ходе беседы с Лизой и её мамой Дарьей Александровной девочка утверждала, что одноклассники сами её провоцируют и своей вины в сложившейся напряжённой ситуации она не видит, мама полностью на стороне дочери и считает, что одноклассники специально её «выживают».
Предварительные встречи:
Беседа № 1 – беседа с одноклассниками Лизы;
Беседа № 2 – беседа с Татьяной Николаевной;
Беседа № 3 – беседа с Лизой и её мамой Дарьей Александровной;
Беседа № 4 – беседа с учителями-предметниками, работающими с данным классом.
Беседа № 1 – поставленные задачи:
- Расположить ребят к доверительному общению;
- Выяснить, что ребята могут сказать о сложившейся напряжённой ситуации и конфликтных отношениях с Лизой, какова их позиция к данной ситуации;
- Выявить осознание ситуации и её последствий для класса в целом;
- Фиксировать предложенные ребятами пути решения данного конфликта между ними и Лизой;
- Предложить поучаствовать ребятам в Круге примирения.
Беседа № 2 – поставленные задачи:
- Создать доверительную обстановку при общении, наладить взаимопонимание;
- Выяснить позицию Татьяны Николаевны, её видение сложившейся ситуации в классе;
- Обсудить возможные варианты разрешения данной ситуации и дальнейшего налаживания взаимоотношений между Лизой и одноклассниками;
- Выявить, для кого будет являться поддержкой Татьяна Николаевна в данной конфликтной ситуации;
- Подготовиться к Кругу сообщества – рассказать о правилах Круга, его этапах, акцентировать внимание на значимости её участия в данном мероприятии.
Беседа № 3 – поставленные задачи:
- Создать доверительную обстановку при общении, наладить взаимопонимание;
- Выслушать Лизу, при беседе выяснить причину возникновения конфликта с одноклассниками, а также позицию девочки в процессе протекания конфликта и возникшей напряжённой ситуации;
- Акцентировать внимание на высказываниях Лизы о степени виновности каждого участника в данном конфликте, в особенности своей ответственности;
- Создать условия в разговоре с девочкой для понимания мамой Лизы, что конфликты возникают не только по вине других детей, но и в результате оскорбительных высказываний и действий её дочери по отношению к другим;
- Обсудить предложенные Лизой варианты разрешения данного конфликта и дальнейшего общения с одноклассниками;
- Прояснить, на какую работу в дальнейшем согласна семья, а на какую нет;
- Подготовить к Кругу сообщества – предложить примириться, обсудить ход будущей примирительной встречи;
- Выяснить у Лизы и Дарьи Александровны, что из данного разговора можно выносить на Круг примирения;
- Подготовить Лизу и её маму к тому, что могут звучать возможные негативные высказывания по отношению к девочке и убедить их быть в данной ситуации объективными и терпимыми.
Беседа № 4 – поставленные задачи:
- Выяснить, что известно учителям о сложившейся напряжённой ситуации в классе, конфликте одноклассников;
- Выяснить их оценку данного конфликта;
- Узнать, какие они видят пути разрешения данного конфликта;
- Познакомить с предложением администрации и психолога по организации Круга примирения;
- Предложить учителям участие в Круге, обсудить их сомнения в эффективности Круга, познакомить с возможностями Круга по примирению сторон и профилактике новых конфликтов с участием Лизы;
- Выяснить, какую позицию они намерены занять в Круге;
Встреча участников в Круге:Вступительное словоДобрый день, дорогие друзья! Благодарим всех, кто сегодня здесь находится. Участие каждого из вас очень важно для разрешения сложившейся ситуации. Сегодня нам предстоит понять, услышать друг друга, и, хочется надеяться, принять позиции друг друга всей душой.
Прежде чем начать наш круг, предлагаю познакомиться. Меня зовут …, и я являюсь хранителем Круга, мой помощник …, она будет помогать записывать всё ценное, что будет сказано на Круге. Наша цель - помочь примириться всем участникам ситуации, помочь осознать свою роль и ответственность в случившемся, соблюдая нейтральность, справедливость, оказывая помощь и поддержку каждому, кто в ней нуждается. Я как хранитель Круга слежу за соблюдением правил и обладаю расширенными полномочиями давать слово и прекращать неконструктивную беседу.
Круг сам по себе обладает сакральной силой: посмотрите, мы все открыты друг другу и все равны. И для того, чтобы наш Круг был эффективен, для того чтобы каждый мог выразить свою позицию и Круг не затянулся более оговорённого времени (2 часа), нам всем необходимо соблюдать правила Круга. Они следующие:
- Уважать Символ Слова. Сегодня это вот такой журавль – символ радости, тепла и счастья, к чему мы все стремимся. Символ Слова передаётся по часовой стрелке и даёт право говорить тому, кто его держит.
- Оставаться в Круге до его завершения. Нам всем важно мнение друг друга, оставаясь в Круге, мы примем совместное решение, ничего не упуская из виду.
- Конфиденциальность. Всё, что происходит в Круге, должно остаться здесь.
- Говорить и слушать с уважением.
- Оскорблениям «СТОП»! Они никогда не приводят к решению проблем, а только усугубляют.
Первый раунд. Хочу предложить нам всем вспомнить жизненную ситуацию, когда вас не принимали в компанию или в коллектив. Вспомните, что вы при этом чувствовали? Какие уроки вы вынесли из этой ситуации? Я начну с себя. У меня была такая история …
Второй раунд. Спасибо всем, кто поделился своими историями. Вот и сегодня предлагаю вам посмотреть на ситуацию конфликта между Лизой и её одноклассниками совсем иначе. Попробовать увидеть за поступками другого положительное намерение, попытаться не клеймить другого, а понять его чувства. Только тогда нам могут открыться те положительные стороны и моменты, которые могут стать для нас даже неожиданными. Итак, предлагаю нам всем высказаться: как вы видите сложившуюся ситуацию в классе, в чем её причина, на ваш взгляд?
Третий раунд. В третьем раунде хотелось бы понять, какой вы видите выход из данной ситуации? Что каждый из вас мог бы сделать, чтобы эта ситуация не повторялась? (фиксируем ответы на листах флипчарта).
Четвёртый раунд. Сегодня нам всем было непросто. Особенно тяжело было Лизе и её одноклассникам. Но они смогли преодолеть в себе обиду, злость, непонимание. Пришли сюда и, набравшись смелости и терпения, говорили и слушали то и о том, что им было не всегда приятно. А сейчас предлагаю вспомнить и рассказать что-нибудь хорошее из жизни всего класса и Лизы, ведь так не бывает, чтобы в отношениях было всё исключительно плохо. Наверняка были истории или моменты с участием Лизы, когда в классе было всё хорошо и спокойно, поделитесь ими. Объявляются минуты добрых воспоминаний.
Пятый раунд. Друзья, благодарю вас всех за доброту и понимание, которые вы проявили и желаю … Предлагаю вслед за мной поблагодарить друг друга и пожелать что-нибудь доброе каждому последующему в нашем Кругу. (Продолжите фразу: «Я благодарю тебя за … и желаю тебе …)
Шестой раунд (закрытие Круга). Был ли полезен вам Круг? С чем вы уйдёте сегодня? Давайте похлопаем друг другу! Мы молодцы!!