Организация и проведение профилактических мероприятий для школьников 5-8 х классов

АНО Ресурсный центр «Согласие» создана в 2015 году в Томской области как практическая площадка по сопровождению подростков, находящихся в конфликте с окружением и законом, и методический центр по развитию служб примирения, восстановительных практик в регионе. На базе организации создана Территориальная служба примирения, которая выходит на случаи конфликтов и трудных ситуаций в школах и разрешает их, используя восстановительный подход, который подразумевает настройку диалога между участниками ситуации, принятие ими ответственности за её последствия и разрешение, заглаживание вреда и поддержку пострадавших. С 2017 года АНО “Согласие” использует технологию Кругов сообщества в работе с буллингом в школах Томской области (более 15 случаев буллинга разрешены, и более чем в 40 случаях буллинг в классе предотвращён). Накопленный опыт доказывает эффективность и релевантность использования технологии в решении проблем школьной травли.

Круги сообщества были разработаны как программа, направленная на работу с групповыми конфликтами, межэтническими столкновениями, ситуациями появления в группе изгоев, группировок, травли. Проводятся для осмысления участниками сложных ситуаций, поиска выхода из них, поддержки пострадавших и налаживания отношений. Существенным условием проведения Круга является привлечение к обсуждению проблем взаимодействия в классе других заинтересованных людей (педагогов или друзей учеников из другого класса), что обеспечивает их активное участие в принятии решений в сложной ситуации и способствует позитивным изменениям в классе. Круг сообщества используется в рамках медиативного подхода, а также концепции восстановительного правосудия и является одной из востребованных форм работы школьной службы медиации (примирения). В течение последнего десятилетия используются в образовательных учреждениях в разных регионах по рекомендации Министерства просвещения РФ.

Цель:
Создание принимающей ненасильственной среды в среднем звене общеобразовательной школы и профилактика буллинга в детских сообществах через обучение распознавания буллинга, тренировку навыков поддержки и защиты одноклассников от буллинга, навыков обращения за помощью к взрослым.

Целевая группа:
Подростки от 11 до 15 лет, обучающиеся в общеобразовательных организациях, в 5-8-х классах. Прежде всего следует обратить внимание на особенности возрастной группы с точки зрения проведения с ними профилактической работы. Дети, перешедшие в среднее звено школы, имеют особые потребности: для них становятся важными самоутверждение в коллективе и самореализация. Именно в среднем звене начинаются поиск себя, своего места в коллективе, иногда через противопоставление себя остальным. Своеобразный лозунг этого возрастного этапа: «Быть не таким, как все». С другой стороны, всё это происходит на фоне формирования «мы-концепции» у каждого ребёнка, то есть осознания себя частью сообщества, принятия правил сообщества и т.д. Более значимым для подростка становятся принятие в коллективе, признание его личности, ощущение своей значимости, поэтому даже такие проявления буллинга, как равнодушие, игнорирование, насмешки, воспринимаются порой более болезненно, чем насилие в начальном звене, и причиняют больше страданий. Важной особенностью младших подростков является и то, что они адаптируются в ситуации взросления, самостоятельности и отделения от мира взрослых, для них резко снижается авторитет педагогов, а следом за педагогами падает и значимость родителей. Дети учатся самостоятельно решать конфликты, стараются избегать вовлечения взрослых, реже принимают решение об обращении к взрослым за помощью, становятся нетерпимы к «ябедам». В свою очередь, педагоги в школе утрачивают полный контроль за развитием отношений в сообществе, так как классный руководитель значительно меньше наблюдает за детьми, реже видит их, имеет меньше возможностей для регулирования поведения, чем в начальной школе.

Буллинг в среднем звене отличается от травли в начальной школе: он принимает более острый характер, шутки становятся более обидными, издевательства – более изощрёнными, чаще травля уходит в латентные формы.

В особую целевую группу будут попадать следующие категории классных коллективов:

  1. 5-е классы в начале учебного года (переходный период – необходимость выстраивать отношения с новыми учителями, ослабление контроля классного руководителя, отсутствие чётких правил внутри класса, взросление детей и т.д.);
  2. разобщённые классы, «недружные классы», то есть классы с высоким риском возникновения буллинга. Как правило, такие классы имеют низкие социометрические показатели (количество выборов друг друга, отсутствие взаимовыборов между лидерами, наличие аутсайдеров и т.д.);
  3. новые классы (классы в новой школе), (объединённый класс учеников из разных школ, новый коллектив);
классы, в которых в начальной школе наблюдались признаки буллинга, сформировалась буллинг-структура, при этом жертва буллинга может уже отсутствовать в классе, однако есть все предпосылки для возобновления традиции травли. В этом случае профилактика буллинга носит вторичный характер.

Краткое описание деятельности
Для детей разработаны два типа мероприятий. На первом уровне неспецифической профилактики (может использоваться в любом классе с пятого по восьмой) - это программа по сплочению классного коллектива, выработке норм и осознанию ценностей общения, дружбы и взаимопонимания, уважения и мирного взаимодействия в коллективе. На уровне специфической профилактики (может также использоваться в любом классе с пятого по восьмой, но в большей степени рекомендован для классов, указанных в разделе о целевых группах), – профилактическое мероприятие в формате Круга сообщества, представляющего собой откровенный разговор в кругу, направленный на рефлексию и обсуждение детьми ситуации в их классе, проговаривание обид и претензий друг к другу, пожеланий, поддержку друг друга в сообществе, выработку общих правил общения в коллективе.

Основные понятия

Сообщество – это объединение людей, имеющих общие цели, интересы, живущих по общим правилам.

Круг сообщества – программа, направленная на работу с групповыми конфликтами, ситуациями изгоев, межэтническими конфликтами, разобщёнными коллективами для поддержки пострадавших, усиления позитивных тенденций в развитии сообщества и выработки совместных правил. Круг сообщества помогает участникам восстановить смыслы и цели того, что их волнует, с учётом культурных и ценностных ориентиров.

Школьная служба примирения (медиации) – структурное подразделение школы, призванное разрешать школьные конфликты при помощи восстановительного подхода и технологий медиации, Кругов сообщества и другого. В деятельности Службы могут участвовать волонтёры: обученные юные медиаторы, которые самостоятельно или совместно со взрослыми проводят примирительные встречи между конфликтующими сторонами.

Практики, взятые за основу
Работа по профилактике буллинга в различных регионах, в том числе и в Томской области, ведётся в различных организационных вариантах:

Деятельность в рамках территориальных и школьных служб примирения. В ряде регионов РФ используют восстановительные технологии для профилактики буллинга: в Кемеровской, Волгоградской, Самарской областях. Так, в ГОО «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности» специалисты с помощью технологий медиации и Круга сообщества не только работают в ситуации травли, но и осуществляют профилактику буллинга и негативных явлений при помощи Кругов сообщества. Специалисты Ассоциации детских служб примирения Самарской области проводят со школьниками-волонтёрами служб примирения информационную работу о буллинге с целью продвижения ими этих идей в школах среди своих сверстников (проект «ОБИДКА»). Школьная служба примирения может рассматривать некоторые случаи буллинга, а также проводить профилактические мероприятия, направленные на предупреждение насилия. При этом надо понимать, что она не исчерпывает всей работы, касающейся предотвращения травли в школе, поскольку в эту работу зачастую должны включаться другие специалисты и службы школы, а алгоритм реагирования на буллинг отличен от алгоритма работы с конфликтами. Если рассматривать неспецифическую профилактику буллинга, то, безусловно, она намного шире, чем деятельность Службы примирения: она может быть заложена в каждом уроке, в каждом воспитательном мероприятии школы, в каждом случае реагирования педагогов на нарушения дисциплины. Однако если говорить о специфической профилактике травли, то её вполне может осуществлять и школьная служба примирения (медиации), особенно если в её составе есть школьники-волонтёры службы, которые готовы проводить профилактические мероприятия и участвовать в Кругах сообщества.

Из опыта реализации профилактических программ “Институтом социальных услуг “ВЕКТОР”, в Пермском крае в деятельности по профилактике буллинга в 5-8-х классах основной ориентир - это объединение детского и учительского сообщества. Тренеры ставят акцент именно на совместном вырабатывании подростками и взрослыми общих правил жизни, уклада в школе, принятии и освоении этих правил. Практика показывает, что правила, которые продумывали, обсуждали и принимали все вместе, легче осваиваются и соблюдаются. Также в ходе реализации проекта “Конструктор социальных практик НКО-2” региональные опорные и стажировочные площадки познакомились с опытом профилактической работы с подростками ЧУСО “Детские деревни - SOS- Пушкин” в Ленинградской области, представленным в вебинаре “Травлю терпеть нельзя” с презентацией инструментов профилактики, которые легко может использовать любой классный руководитель во время классного часа https://youtu.be/kyEfeG1MyuU.

В г. Москва на протяжении многих лет работает Центр толерантности, который на постоянной основе реализует проект «Интерактивный социальный театр «Форум»: профилактика негативных явлений в молодёжной среде театральными методами», в ходе которого ставит спектакль «Травля», ориентированный на специфическую профилактику буллинга в подростковой среде. Активно в профилактике травли используются игровые технологии (ролевые игры, мобильная игра «Анимагия» фонда «Полдень», «Классные игры» общественной организации «Врачи детям» и др.). Некоторые Интернет-ресурсы для детей и подростков также выполняют задачи специфической профилактики (например, сайт «Травлинет.рф») и др.

Ценным ресурсом в профилактике травли является художественная литература для детей и подростков, список книг весьма широк, он представлен в приложении. В Томской области есть прецеденты, когда профилактика буллинга осуществляется на системной основе на уровне всего муниципалитета – в рамках муниципального проекта. В ЗАТО Северск реализуется муниципальный социально-педагогический проект «Профилактика буллинга в школе», целью которого является формирование здорового и безопасного поведения подростков в социуме (в коммуникации, поведении, построении жизненной перспективы). Программа подразумевает формирование представлений у обучающихся о различных видах социального взаимодействия (в формальных и неформальных социальных группах); получение положительного социального взаимодействия подростками через социальные пробы (практические действия в ситуации конфликта, распознавание ситуации нарушения прав человека, саморегуляция) и содействие развитию качеств, умений и навыков, необходимых для формирования здорового и безопасного поведения среди подростков и молодёжи (моделирование поведения для преодоления сложных жизненных ситуаций, навыков межличностного социального-статусного взаимодействия, построения перспективы личностного развития).

Кроме того, в Томской области выстроено сотрудничество общеобразовательных школ с НКО или социальными учреждениями, в рамках которого проводится профилактика буллинга. Так, АНО “Ресурсный центр «Согласие»” в сотрудничестве со школами разработал проект «7 шагов к перезагрузке», который направлен на отработку комплексной программы по снижению конфликтности и насилия в отдельных классах среднего и старшего звеньев школ г. Томска, испытывающих проблемы в выстраивании конструктивной коммуникации внутри коллектива, а также обнаруживающих такие формы деструкции, как разобщённость, нетерпимость, наличие изгоев, межличностные и групповые конфликты. Содержание этой программы вошло в профилактическую работу в среднем звене, описываемую в данном блоке.

Нормативно-правовое обеспечение
Профилактика буллинга хорошо отражает сущность требований ФГОС к воспитательной работе школы. ФГОС ориентирован на «становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы») «… как уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов».

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: «…формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции…; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности…».

Профилактика буллинга встраивается в повседневную воспитательную работу школы, находя отражение в Плане воспитательной работы на текущий учебный год. В случае, если профилактика проводится совместно с партнёрами школы - с НКО или государственным психолого-педагогическим / методическим центром, - то такая деятельность сопровождается заключением соглашения (договора) о сотрудничестве. Отдельные вопросы профилактики могут регулироваться Положениями о службе примирения (медиации), о психологической службе школы, о методическом объединении классных руководителей.

Содержание деятельности

Среди большого многообразия профилактических мероприятий выделены два типа программ - Круг сообщества и «7 шагов к Перезагрузке».

На первом уровне (может использоваться в любом классе с пятого по восьмой), уровне неспецифической профилактики, следует проводить классный час о нормах и ценностях общения, дружбе и взаимопонимании, ценностях уважения и мирного взаимодействия в коллективе. Во время классного часа дети в игровом и тренинговом форматах актуализируют свои представления о буллинге и методах его предотвращения в классе. На этом уровне антибуллинговая команда единоразово работает фронтально с классами.

На втором уровне – специфической профилактики (может также использоваться в любом классе с пятого по восьмой) – классный час, направленный на информирование детей о ненасильственном общении, тренировку навыков поддержки и защиты одноклассников от буллинга, навыков обращения за помощью к взрослым. Результатом профилактической работы становится актуализация у детей ценности уважения друг к другу, понимания чужих границ, ненасильственных способов общения в классе, принимающего подхода, выработка детьми договорённостей и правил по поводу коммуникации и спорных вопросов в ней.

На третьем уровне (может проводиться в классах, указанных в разделе о целевых группах) – профилактическая программа, состоящая из серии мероприятий. На этом уровне команда сначала проводит интервью о взаимоотношениях подростков в классе с классным руководителем и проектирует профилактическую антибуллинговую работу. Работа с классом начинается с осознания детьми трудностей в отношениях и общении в ходе проведения Круга сообщества, направленного на рефлексию и обсуждение детьми ситуации в их классе, проговаривание обид и претензий друг к другу, пожеланий, поддержку друг друга в сообществе, выработку общих правил общения в коллективе. Затем за классом закрепляются наставники, которые запускают программу в виде игры «7 шагов к перезагрузке», предлагая классу различные испытания, связанные с их трудностями (совместные творческие дела, самопрезентация и раскрытие ранее не популярных одноклассников, неделя без оскорблений, выработка и оформление свода правил класса и т.д.). Класс может перейти к последующему испытанию только после успешного прохождения предыдущего уровня. Каждое последующее испытание сложнее предыдущего. После прохождения 7-го уровня проводится итоговый Круг с рефлексией: «Что изменилось в классе?». В результате реализации программы в классе происходят качественные изменения, препятствующие возникновению буллинга.

Организационные основы деятельности

Профилактические программы для школьников средних классов требуют взаимодействия не только с учениками, но и с работающими в этих классах педагогами-предметниками, родителями детей.

На первом уровне предварительной работы с классом не требуется. Профилактические мероприятия с обучающимися проводятся по классам в рамках классного часа с одновременным участием не более 30 человек, с обязательным участием классного руководителя и узких специалистов школы (педагога-психолога и/или социального педагога). Таких мероприятий достаточно 1-2 раза в год, если учесть, что неспецифическая профилактика буллинга должна встраиваться почти во все воспитательные мероприятия в течение года.

На втором и третьем уровнях профилактической работы перед началом деятельности необходимы следующие мероприятия:

1) оценка риска возникновения или наличия буллинга;
2) короткие предварительные встречи с классным руководителем, некоторыми педагогами и основными участниками классного сообщества для прояснения их отношения к обстановке в классе, основных дефицитов и ресурсов коллектива;
3) подготовка Круга сообщества, адаптация сценариев проведения Круга под конкретную ситуацию, планирование рассадки участников.

Далее проводится Круг сообщества в детском коллективе, а при необходимости и Круг в родительском сообществе. Одновременное количество участников Круга – не более 30. Таких Кругов достаточно 2-3 в год: один в начале учебного года, второй в конце второй четверти и третий в конце учебного года. На втором и третьем Кругах класс обсуждает, что получается у ребят, а что ещё нет, какие правила требуют пересмотра, в чём им нужна помощь взрослых.

В случае, если в классе уже есть некоторые трудности, то на детском Круге детям предлагается участие в профилактической программе «7 шагов к перезагрузке», и только после их добровольного согласия запускается программа. На родительском Круге также получается согласие родителей на участие их детей в программе. Такая программа чётко не фиксируется во времени, но обычно на полный цикл всех мероприятий уходит 2-2,5 месяца, из расчёта 1 испытание в неделю. Наставники посещают ребят либо очно, либо в онлайн-формате, выдавая каждую неделю новое испытание.

Межсекторное взаимодействие.
Профилактические программы могут реализовываться как на базе образовательной организации силами самих педагогов и узких специалистов, так и на базе некоммерческой организации или её силами. Первый вариант предпочтительнее, поскольку в этом случае охват детской аудитории наиболее широк, а результативность профилактики выше.

Документооборот
Рабочая программа воспитания. План воспитательной работы заместителя директора по воспитательной работе в среднем звене.

  • План ВР классных руководителей.
  • Получения дополнительного согласия родителей на профилактические мероприятия не требуется, однако в случае, если их проводит партнёрская некоммерческая организация, необходимо получить письменное согласие родителей на участие в воспитательной работе привлечённых специалистов.

Кадровое обеспечение
Кадрово реализация профилактических мероприятий будет обеспечена узкими специалистами школы: педагогом-психологом, старшей вожатой (педагогом-организатором) и /или социальным педагогом в зависимости от имеющихся ресурсов школы, заинтересованным классным руководителем. При этом к кадрам предъявляется ряд требований и условий:

  • мотивация педагога к работе со школьниками по профилактике буллинга, неформальное отношение к проведению мероприятий, в том числе организованных сторонними специалистами, но проводимых при непосредственном участии педагогов школы;
  • понимание педагогом важности отношений между детьми в классе, ценности доброжелательного общения и значимости своевременного реагирования взрослых на неконструктивные проявления;
  • приверженность к ценности ненасильственного отношения и урегулирования ситуаций буллинга, комплексного и ресурсориентированного подхода, помощи всем детям, затронутым буллингом, в том числе инициаторам травли;
  • умение проводить дискуссии, поощрять и давать высказаться всем, управлять групповым обсуждением спорных вопросов.

В школе уже достаточно много ресурсов для проведения неспецифической профилактики, которую могли бы осуществлять не только узкие специалисты, но и все учителя в ходе своих уроков, поскольку профилактический компонент может быть встроен в любой урок, особенно гуманитарный (русский язык, литература, история, обществознание и др.).

Требования к информационно-методическому обеспечению

В ходе реализации Т-блока разработаны (и в конечном счете педагоги могут ими пользоваться):
  • Памятки для педагогов по проведению Круга сообщества (правила для ведущего, правила Круга, ритуалы закрытия Круга и т.д.);
  • Вопросы для беседы с классным руководителем коллектива, в котором будет запущена игра «7 шагов к перезагрузке»;
  • Банк заданий для класса во время игры «7 шагов к перезагрузке»;
  • Анкеты участников программы (входная и после прохождения программы).

Материально-техническое обеспечение деятельности по Т-блоку:

Требование к помещению для проведения Кругов сообщества:
  • свободная аудитория для передвижения не менее 20-ти человек и более 20-ти посадочных мест (по количеству учащихся в классе и посторонних присутствующих) с возможностью поставить стулья по кругу;
  • флипчарт с бумагой либо возможность прикрепить на стену несколько листов бумаги;
  • маркеры;
  • бейджи.

Требования к помещению для проведения программы «7 шагов к перезагрузке»:
  • различные канцелярские принадлежности, используемые для визуализации (стикеры, цветные листы бумаги, клейкая ткань и т.д.);
  • экран или свободная однотонная стена;
  • проектор;
  • компьютер;
  • звуковые колонки.
​​
Оценка эффективности деятельности
При проведении профилактических мероприятий критериями эффективности будут расширение представлений детей о теме буллинга и повышение их сопротивляемости к проявлениям насилия в сообществе, а также исчезновение рисков и предпосылок травли в классе, которые были отмечены на «входе» в профилактику, улучшение микроклимата в сообществе, соблюдение детьми правил, выработанных во время мероприятий. Более подробное описание возможных результатов профилактики представлено в таблице вместе с индикаторами достижимости каждого результата.


Предупреждения и советы

Наибольшими трудностями, с которыми могут столкнуться педагоги, реализуя профилактические мероприятия, могут стать:

Методический контроль и супервизия (периодичность, временные и кадровые затраты, показатели эффективности).

Реализация профилактических программ требует периодических замеров устойчивости результата:

  • через неделю после проведения мероприятий;
  • через месяц;
  • через 3 месяца;
  • через год.

Супервизия по организуемым профилактическим мероприятиям (Круг сообщества) предполагает 1-2 часовую консультацию перед каждым мероприятием и после него. В случае же реализации программы «7 шагов к перезагрузке» супервизия может быть востребованной на каждом уровне перезагрузки, то есть в среднем от 5 до 10 часов на 1 программу.



Круги сообщества: спектр применения
«Круги сообщества» и профилактические круги используется тогда, когда в решении ситуации задействовано множество различных участников или более двух сторон, участвующих в ситуации. Например, профилактический круг является эффективным, если в классе произошли большие изменения: переформирование класса, переход из начального звена в среднее, выстраивание новых правил коллектива и взаимоотношений, смена классного руководителя, с которым никак не могут выстроиться отношения, появление ярких антилидеров, которые, по мнению класса или взрослых, мешают учебному процессу.

«Круг сообщества» проводится при возникновении конфликтной ситуации, в которой очень много участников, в которой необходимо восстановить положение в коллективе обидчика и/или жертвы, снять ярлыки, проработать процесс выстраивания взаимоотношений в коллективе, чтобы подобные ситуации не повторялись.

Функционально можно разделить все Круги сообщества на несколько видов:
  • наиболее популярная категория Кругов – профилактические, когда Круг проводится не по конкретному конфликту, а по ситуации в классе в целом (систематические нарушения дисциплины в классе, плохая успеваемость, отсутствие или несоблюдение правил, плохие отношения между мальчиками и девочками и т.д.). В этом случае на Круге всё внимание сосредоточивается на выработке общих правил класса и восстановлении мотивации на изменения, побуждении ребят к активным действиям. Профилактический Круг может быть проведён и по обсуждению темы, связанной с ситуацией, произошедшей в школе или в другом классе и затронувшей педагогов, детей и родителей (например, втягивание детей младших классов в групповые драки, появление моды на деструктивные формы коммуникации в интернете, травля в классе, воровство в супермаркетах, употребление нецензурной лексики и др.) В этом случае в Кругу как может обсуждаться произошедшая в школе конкретная ситуация, так и может не затрагиваться;
  • Круги примирения проводятся в случае уже назревшего конфликта или произошедшей криминальной ситуации в классе, в частности, когда есть уже последствия ситуации и/или необходимо принять какое-то важное решение. Поэтому в Кругу обсуждаются варианты выхода из сложившейся ситуации, выслушиваются мнения всех участников конфликта и сторонних наблюдателей, инициируются восстановительные действия (признание ответственности, принесение извинений, обсуждение заглаживание вреда и др.);
  • Круги поддержки инициируются с целью принятия и поддержки какого-то нового члена коллектива, трудно адаптирующегося на новом месте, или человека, пострадавшего от той или иной ситуации, пережившего потерю. Этим человеком может быть и ребёнок, и учитель. В этом случае Круг сосредоточивается на чувствах, переживаниях героя Круга и последствиях ситуации для него, а также на ресурсах сообщества для оказания поддержки герою. Часто Круг поддержки становится «исцеляющим» для всех членов сообщества, поскольку многие делятся подобными историями в своей жизни, получают обратную связь и чувствуют поддержку сообщества;
  • Круги исцеления могут проводиться, когда всё сообщество затронуто какой-то травмирующей ситуацией, нет какого-то конкретного члена сообщества, которому требуется особая поддержка (хотя в ходе Круга он может определиться). Круг направлен на сборку индивидуальных механизмов защиты и поиск коллективных решений, как преодолеть подобную ситуацию, где найти ресурсы для «исцеления». В сущности, каждый из видов Кругов обладает исцеляющим эффектом, поскольку он опирается на восстановительные принципы, которые, в свою очередь, способствуют «исцелению» жертвы.

И профилактические круги, и «Круги сообщества» проводятся чаще всего с классным коллективом (иногда с родительским коллективом) с привлечением классного руководителя, педагогов и специалистов школьной или территориальной службы примирения.

При подготовке к Кругу необходимо учесть несколько важных моментов:
  • Готовность взрослых участвовать в данном мероприятии и знание принципов восстановительного подхода. Если кто-то, например, классный руководитель участвует первый раз в подобном событии, то его необходимо очень тщательно подготовить, рассказать, как всё будет происходить, как стоит реагировать на разные эмоции детей (родителей) и особенности их поведения. Этот этап очень важный, особенно когда в Круге участвует кто-то из администрации или педагогов, которые любят осуждать, давать советы, оценивать, вешать ярлыки;
  • Участие юных волонтёров.Если Круг проводится с классом, то положительное влияние на формирование доверия оказывает участие в кругу старших школьников – юных медиаторов. Наш опыт показывает, что ученики 5-8-х классов с большим вниманием слушают юных медиаторов, которые учатся в 10-11-х классах;
  • Подготовка команды. Необходимо обсудить с командой тему Круга, ключевые вопросы, раунд личных историй (подготовить вопрос для него и проследить, чтобы у каждого члена медиативной команды история была заранее заготовлена). Команда должна чётко понимать цель Круга и конечный результат, к которому необходимо прийти;
  • Подготовка необходимого инвентаря. Символ слова, план программы Круга, ватманы/флипчарты, маркеры, бейджи, если необходимо - инвентарь для церемонии закрытия, платочки, стаканы с водой и/или чай (если Круг будет долгим).
  • Рассадка участников Круга. Практически всегда в Кругах принимает участие классный руководитель, который играет важную роль в организации Круга, он помогает рассадить участников круга. Круг всегда запускается по часовой стрелке, у ведущего должен быть заранее нарисованный круг, в котором отмечено место для каждого участника. Рекомендуется рассаживать участников по такому принципу: слева от ведущего - люди, к которым прислушиваются, которые умеют говорить и готовы открываться. Волонтёры, члены медиативной команды, сидят рядом с теми людьми, которым может быть нужна поддержка, или они могут быть очень эмоциональными (обидчик, жертва, тихоня, агрессор, антилидер). Нежелательно, чтобы ведущий и жертва сидели рядом, а также все значимые взрослые должны быть рассажены вперемешку с детьми. Классный руководитель может сидеть в конце Круга, рядом с ведущим или в любом другом месте, его местоположение зависит от его способностей подвести итог или поддержать другого. Рядом с ведущим в конце Круга лучше всего посадить того, кто сможет подвести итог всему сказанному, чтобы к нему прислушались. Как показывает наш опыт, это наиболее «провисающая» позиция. Не всегда классные руководители могут правильно найти в своём коллективе такого ребёнка или родителя;
  • Подготовка участников Круга(жертвы, обидчика, значимых членов коллектива) - также важный этап подготовительной работы. Предварительные встречи помогают настроить участников на будущую работу, снять тревожность и актуализировать имеющиеся проблемы;
  • Распределение времени на Круг.Для тех, кто проводит «Круги сообщества» впервые, может показаться, что Круг проходит довольно быстро. Необходимо ориентироваться в подготовке Круга на возрастные особенности детей. Например, Круг с третьим классом следует рассчитывать на полтора часа, больше детям сложно сидеть на месте. Пятые-шестые классы вполне могут работать два-два с половиной часа, перерыв не обязательно делать в работе, но думается, что для них он может быть возможным. А вот более старшие школьники (8-11-е классы) уже имеют хороший уровень рефлексии, способны дольше удерживать внимание, поэтому Круги с ними могут длиться до двух-трёх часов.

Структура проведения Кругов детально прописана на сайте http://www.8-926-145-87-01.ru/wp-content/uploads/2013/11/Krugi-_S.pdf
А.Ю. Коноваловым, автором книги «Школьные службы примирения и восстановительная культура школы». Имея перед собой памятку, где указаны все этапы, необходимые вопросы, вы будете чувствовать себя увереннее.

Стоит отметить, что качественная подготовка Круга – это половина успеха его проведения. Благодаря подготовке участников, инвентаря, «правильных» вопросов можно настроить людей на открытые и доверительные отношения, готовность что-то менять в классном коллективе, брать на себя ответственность и выслушать чужое мнение.

Процедурные вопросы:
Символ слова создаёт позитивную атмосферу для слушания, если участники следуют следующим правилам:

- Символ слова передаётся только в одну сторону. Символ слова передают в одном направлении по кругу. В общинах большинства коренных народов его передают по часовой стрелке, следуя движению солнца. Нельзя бессистемно передавать символ слова туда-сюда, необходима преемственность в его передаче по кругу, что даёт шанс высказаться всем участникам. Таким образом, создаётся привычка слушать до выступления и после него.
- Люди высказываются только с символом слова в руках. Участники могут говорить только тогда, когда у них в руках находится символ слова, за исключением случаев, когда хранитель решит иначе. Соблюдая это правило, участники учатся терпеливо ждать своей очереди высказаться, осваивая навыки слушания. Символ слова не обязывает говорить. Его можно передать дальше, не высказываясь, или придержать, чтобы участники Круга имели возможность помолчать и подумать. Владение символом слова может создать сильные эмоции.

Как только символ слова обошёл Круг и вернулся к хранителю, хранитель может:
- подвести итог сказанному в Круге и поднять другие вопросы до того как он передаст символ слова дальше;
- оставить символ слова у себя и попросить некоторых участников объяснить какие-то моменты или ответить на определённые вопросы;
- передать символ слова другому участнику для начала нового раунда Круга. Поскольку человек, сидящий слева от хранителя, может неуютно себя чувствовать, ведь ему все время придётся начинать новый раунд, хранитель может передать символ слова другому. Нет необходимости в том, чтобы раунды начинал один и тот же человек, но символ слова должен всегда передаваться в одном и том же направлении;
- оставить символ слова у себя и предложить любому из Круга высказаться;
- поместить символ слова в центр Круга, чтобы его мог взять любой участник, который хочет высказаться, или открыть свободную дискуссию, даже без использования символа слова. В свободном диалоге участники всё же должны соблюдать правила Круга, говоря искренне, с уважением и предоставляя время для высказывания другим. Если несколько человек начинают доминировать или разговор начинает приобретать негативный оттенок, то введение символа слова в диалог восстанавливает равновесие.

Основные правила встречи в Круге:
- уважать символ слова;
- говорить с уважением к другим и от всего сердца;
- слушать с уважением и не перебивать;
- оставаться в Круге до его завершения;
- соблюдать конфиденциальность (не рассказывать услышанное за пределами Круга).
Также при необходимости можно уточнить, что:
- символ слова можно передать дальше, но хранитель обычно пускает символ слова по кругу несколько раз;
- можно договориться о примерной продолжительности Круга (например, полтора-два часа);
- важно стараться говорить по существу;
- важно, чтобы все полностью отключили мобильные телефоны.

Обязанности хранителя
Когда хранители обсуждают правила во время подготовки и начала работы Круга, им необходимо объяснить участникам свои функции хранителей и попросить Круг принять правила, определяющие их роль. При исполнении обязанностей хранителя необходима поддержка Круга. Данные обязанности включают принятие следующих решений:
1. когда и как прервать человека;
2. когда открыть Круг и когда закрыть его;
3. когда объявить перерыв;
4. как использовать символ слова;
5. как напоминать участникам о необходимости придерживаться принятых правил.

Раунд личных историй
Хранитель просит каждого из участников по очереди поделиться историей из своей жизни, напрямую не связанной с темой обсуждения, но помогающей актуализировать важные смыслы и ценности, которые помогут по-новому посмотреть на обсуждаемую проблему. Тему для этого раунда обсуждений формулируют хранитель и волонтёры на этапе подготовки к Кругу, и она уникальна для каждого Круга. Истории никак не оцениваются, после рассказа символ слова передаётся дальше. Участники могут пропустить свою очередь, но обычно символ слова передают во второй раз, чтобы все желающие могли поделиться своей историей или откликнуться на рассказанные другими истории.

Вопрос на раунд личных историй по возможности:
• не должен впрямую быть связан с проблемой, иначе участники сразу начнут её обсуждать;
• должен помогать участникам вспомнить о своих человеческих ценностных ориентирах и добрых мирных традициях;
• должен быть ресурсным, то есть показывать, что даже сложные ситуации можно решить.

Как правило, результатом этого раунда становится изменение отношений в Круге: люди начинают относиться друг к другу более человечно, а не только как к противоборствующим в конфликте сторонам или ролям педагог-ученик.

Церемонии в Круге
Церемонии открытия помогают нам перейти от суеты обычной жизни с работой, заботой о детях, беспокойством о различных вещах или чувством одиночества к наполненной размышлениями атмосфере Круга. Это позволяет нам также передать контроль от разума к сердцу. Благодаря ритуалу открытия Круга мы начинаем устанавливать связь с другими и культивировать чувство общности. Хорошая церемония открытия должна быть нацелена на то, чтобы:
1. создать чувство сообщества;
2. развить уважение к пространству Круга и к участникам;
3. подготовить людей к честному, уважительному и конструктивному освобождению от негативных эмоций;
4. определить безопасное пространство для откровенного разговора и роста взаимопонимания;
5. побудить участников действовать на основе личных ценностей;
6. укрепить общие ценности;
7. уважать личные и коллективные возможности ответить на призыв Круга;
8. подготовить участников к совместной работе как членов сообщества;
9. донести понимание того, что проблемы, с которыми сталкивается каждый человек, лучше решать сообща.

Церемонии закрытия также помогают людям перенастроиться. Хорошая церемония закрытия позволяет обдумать то хорошее, к чему пришёл Круг, отдавая дань мудрости, смелости и талантам всех участников. Церемония закрытия вновь напоминает о созданных связях и выражает надежду на длительный успех процесса Круга. Она помогает участникам вернуться от уникальной атмосферы Кругов к обычному течению жизни.
Ритуалы, используемые в этой церемонии, могут быть простыми или тщательно продуманными, краткими или долгими. Они должны способствовать:
- взаимоуважению всех участников;
- сохранению атмосферы единения;
- осознанию личных ценностей и необходимости жить в соответствии с ними;
- открытию у участников их лучших сторон;
- обеспечению безопасности в Круге.

Общий сценарий Круга сообщества с детьми по профилактике травли (5-8-й классы)
Здравствуйте, дорогие участники нашей встречи! Меня зовут …, я школьный педагог-психолог, руководитель Службы примирения в школе.

Сегодня мы с вами встретились в такой непривычной для нас обстановке для того чтобы вместе подумать, как мы все вместе можем сделать жизнь в вашем классе лучше: улучшить атмосферу в классе, повысить взаимопонимание участников и стать дружнее.

Сегодня у нас будет необычный классный час, а классный час в формате Круга, ведущим в котором буду я.
У нашего Круга, ребята, есть правила, и я попрошу вас внимательно их послушать.

Правила Круга:
  1. У нас с вами будет символ слова. Смысл его в том, чтобы дать возможность участнику, который высказывает своё мнение, говорить в тишине. Говорит только тот участник круга, у которого символ слова находится в руках. Остальные внимательно и тихонечко его слушают. Как только говорящий закончил высказывать свою мысль, он передаёт его следующему участнику слева и так же внимательно слушает, как слушали его, не перебивая.
  2. Мы говорим и слушаем других с уважением. Запрещено использовать ругательства, грубые слова.
  3. Мы остаёмся в Кругу до его завершения.
  4. Все, о чём мы говорим сегодня здесь, остаётся в этом классе, в нашем Кругу. Сегодня здесь мы можем высказывать разные чувства, выражать разные эмоции, и это остаётся только здесь, между нами.

1 раунд.
Сейчас я предлагаю всем нам вспомнить историю из своей жизни, когда кто-либо нас обидел, вспомните, какие чувства мы при этом испытывали? Поделитесь этими чувствами и этой историей.
(Ведущий Круга первым рассказывает свою короткую историю, затем передаёт символ слова по кругу дальше).

2 раунд.
Какие бы, я хотел, чтобы были отношения в моём классе? / Как бы я хотел, чтобы ко мне относились одноклассники?
(На этом Круге ведущий передаёт символ слова слева сидящему ученику, и далее он перемещается по кругу по часовой стрелке. Помощник ведущего Круга фиксирует всё предложенное детьми на доске, на листах флипчарта).

3 раунд.
Что лично я могу сделать для того, чтобы в классе была дружеская атмосфера, доверительные, уважительные отношения между нами?

4 раунд.
Мои слова поддержки человеку, которого обидели (абстрактно) и пожелания классу: («Если в нашем классе кого-то обидели, то я хочу поддержать его словами … и пожелать нашему классу …»)

Ведущий: Я благодарю всех вас за участие в Круге, за честные ответы и ответственность, которую вы взяли на себя сегодня, для того чтобы в классе была более дружелюбная атмосфера. Прошу перед уходом оставить свою подпись под списком договорённостей и предлагаю обращаться к этому списку правил, когда в классе будут происходить трудные ситуации и нужна будет помощь со стороны.

Варианты проведения профилактических Кругов сообщества

Кейс 1. Установочный Круг с детьми в начале года в 5-м классе
- Здравствуйте, ребята! Как вы уже знаете, меня зовут Марина Владимировна, я ваш новый классный руководитель. Я очень рада, что у меня появился новый класс, и я счастлива, что мне достались именно вы! Я хочу, чтобы мы с вами жили дружной, единой семьёй, и надеюсь, что наш класс будет самым дружным классом. Хочется, чтобы вы знали, что что бы ни случилось, я всегда буду на вашей стороне и всегда буду стараться помочь и разобраться в любой ситуации. Сегодня я пришла к вам, чтобы мы стали ещё ближе. Я за честность и мир в отношениях в коллективе. И мне очень хочется, чтобы и вы были со мной всегда честны.
У нас сегодня будет не совсем обычный разговор в нестандартной обстановке. Я хочу озвучить правила нашей встречи: мы с вами будем находиться в кругу. Вы должны сесть на то место, на котором лежит бейджик с вашим именем.
Для начала нам необходимо выбрать Символ слова. Символ слова – это любой предмет, который обозначает говорящего. Его мы будем передавать по кругу по часовой стрелке. Символ слова даёт время подумать и высказать своё мнение. Перебивать говорящего нельзя (ведущий предлагает несколько вариантов символа слова, дети выбирают).
Теперь этот предмет может стать талисманом нашего класса. Давайте договоримся, что мы будем уважать символ слова, говорить и слушать с уважением и будем оставаться в Круге до его завершения.
Всё, что произойдёт в этом Круге, не выйдет за его пределы.

1 раунд.
А сейчас я предлагаю вам, дорогие мои участники, вспомнить самый приятный или достойный случай, который произошёл с вами в начальной школе и который заставил вас гордиться своим классом. Сначала я расскажу вам свою историю (ведущий рассказывает свою историю, передает символ слова следующему участнику по кругу).

2 раунд.
Благодарю всех, кто вспомнил интересные истории из жизни вашего класса, можно сказать, что в начальной школе вам было весело и интересно учиться, но вот впереди средняя школа. А теперь расскажите нам, с какими ожиданиями и с каким настроением вы пришли в 5-й класс. Чего ждёте вы от жизни в средней школе? Какой бы вы хотели видеть жизнь нашего класса? (высказывается ведущий, передаёт Символ слова следующему участнику, помощник классного руководителя записывает все пожелания и ожидания детей на флипчарте).

3 раунд.
Вы уже очень много внесли разных предложений по поводу жизни нашего класса, и теперь нам осталось принять наши правила и ввести традиции класса. Сейчас мой помощник разделит лист пополам на две колонки: в одну мы будем записывать те правила, которые вы безоговорочно принимаете, а во вторую попадут те, которые вы бы хотели сделать традициями класса. Символ слова я положу в центр Круга, это будет означать, что мы все сейчас с вами принимаем участие в обсуждении, стараясь не перебивать друг друга.

Завершающая церемония закрытия круга:
Наша встреча подходит к завершению. Предлагаю каждому поблагодарить следующего сидящего за что-то и пожелать ему и всему классу что-то хорошее.

Я благодарю всех за искренний и добрый Круг, предлагаю в конце первой четверти снова встретиться в такой обстановке, в дружном круге, и поговорить о том, какие правила и традиции выполняются, а какие нет (если такие будут), и почему. Спасибо всем за участие!


Кейс 2. «Новенькая ученица»
Представленный ниже кейс является, по сути, примером профилактической работы с классом, когда ещё не запущены механизмы травли, но есть к этому все предпосылки, когда из конфликта, связанного с приходом в класс новой ученицы, может вырасти буллинг, если вовремя не купировать конфликт.

Описание ситуации. Лиза пришла в данный класс с началом учебного года. Через какое-то время одноклассники стали жаловаться классному руководителю Татьяне Николаевне на поведение и отношение Лизы к ним. По их словам, девочка зачастую ведёт себя неуважительно: может накрошить хлебом или намусорить на их партах, а на просьбы убрать отвечает агрессивно, может прямо перед их носом захлопнуть дверь, может толкнуть и т.д. Татьяна Николаевна попыталась самостоятельно разобраться в ситуации, но в ходе беседы с Лизой и её мамой Дарьей Александровной девочка утверждала, что одноклассники сами её провоцируют и своей вины в сложившейся напряжённой ситуации она не видит, мама полностью на стороне дочери и считает, что одноклассники специально её «выживают».

Предварительные встречи:
Беседа № 1 – беседа с одноклассниками Лизы;
Беседа № 2 – беседа с Татьяной Николаевной;
Беседа № 3 – беседа с Лизой и её мамой Дарьей Александровной;
Беседа № 4 – беседа с учителями-предметниками, работающими с данным классом.

Беседа № 1 – поставленные задачи:
  • Расположить ребят к доверительному общению;
  • Выяснить, что ребята могут сказать о сложившейся напряжённой ситуации и конфликтных отношениях с Лизой, какова их позиция к данной ситуации;
  • Выявить осознание ситуации и её последствий для класса в целом;
  • Фиксировать предложенные ребятами пути решения данного конфликта между ними и Лизой;
  • Предложить поучаствовать ребятам в Круге примирения.

Беседа № 2 – поставленные задачи:
  • Создать доверительную обстановку при общении, наладить взаимопонимание;
  • Выяснить позицию Татьяны Николаевны, её видение сложившейся ситуации в классе;
  • Обсудить возможные варианты разрешения данной ситуации и дальнейшего налаживания взаимоотношений между Лизой и одноклассниками;
  • Выявить, для кого будет являться поддержкой Татьяна Николаевна в данной конфликтной ситуации;
  • Подготовиться к Кругу сообщества – рассказать о правилах Круга, его этапах, акцентировать внимание на значимости её участия в данном мероприятии.

Беседа № 3 – поставленные задачи:
  • Создать доверительную обстановку при общении, наладить взаимопонимание;
  • Выслушать Лизу, при беседе выяснить причину возникновения конфликта с одноклассниками, а также позицию девочки в процессе протекания конфликта и возникшей напряжённой ситуации;
  • Акцентировать внимание на высказываниях Лизы о степени виновности каждого участника в данном конфликте, в особенности своей ответственности;
  • Создать условия в разговоре с девочкой для понимания мамой Лизы, что конфликты возникают не только по вине других детей, но и в результате оскорбительных высказываний и действий её дочери по отношению к другим;
  • Обсудить предложенные Лизой варианты разрешения данного конфликта и дальнейшего общения с одноклассниками;
  • Прояснить, на какую работу в дальнейшем согласна семья, а на какую нет;
  • Подготовить к Кругу сообщества – предложить примириться, обсудить ход будущей примирительной встречи;
  • Выяснить у Лизы и Дарьи Александровны, что из данного разговора можно выносить на Круг примирения;
  • Подготовить Лизу и её маму к тому, что могут звучать возможные негативные высказывания по отношению к девочке и убедить их быть в данной ситуации объективными и терпимыми.

Беседа № 4 – поставленные задачи:
  • Выяснить, что известно учителям о сложившейся напряжённой ситуации в классе, конфликте одноклассников;
  • Выяснить их оценку данного конфликта;
  • Узнать, какие они видят пути разрешения данного конфликта;
  • Познакомить с предложением администрации и психолога по организации Круга примирения;
  • Предложить учителям участие в Круге, обсудить их сомнения в эффективности Круга, познакомить с возможностями Круга по примирению сторон и профилактике новых конфликтов с участием Лизы;
  • Выяснить, какую позицию они намерены занять в Круге;

Встреча участников в Круге:

Вступительное слово
Добрый день, дорогие друзья! Благодарим всех, кто сегодня здесь находится. Участие каждого из вас очень важно для разрешения сложившейся ситуации. Сегодня нам предстоит понять, услышать друг друга, и, хочется надеяться, принять позиции друг друга всей душой.

Прежде чем начать наш круг, предлагаю познакомиться. Меня зовут …, и я являюсь хранителем Круга, мой помощник …, она будет помогать записывать всё ценное, что будет сказано на Круге. Наша цель - помочь примириться всем участникам ситуации, помочь осознать свою роль и ответственность в случившемся, соблюдая нейтральность, справедливость, оказывая помощь и поддержку каждому, кто в ней нуждается. Я как хранитель Круга слежу за соблюдением правил и обладаю расширенными полномочиями давать слово и прекращать неконструктивную беседу.

Круг сам по себе обладает сакральной силой: посмотрите, мы все открыты друг другу и все равны. И для того, чтобы наш Круг был эффективен, для того чтобы каждый мог выразить свою позицию и Круг не затянулся более оговорённого времени (2 часа), нам всем необходимо соблюдать правила Круга. Они следующие:
  1. Уважать Символ Слова. Сегодня это вот такой журавль – символ радости, тепла и счастья, к чему мы все стремимся. Символ Слова передаётся по часовой стрелке и даёт право говорить тому, кто его держит.
  2. Оставаться в Круге до его завершения. Нам всем важно мнение друг друга, оставаясь в Круге, мы примем совместное решение, ничего не упуская из виду.
  3. Конфиденциальность. Всё, что происходит в Круге, должно остаться здесь.
  4. Говорить и слушать с уважением.
  5. Оскорблениям «СТОП»! Они никогда не приводят к решению проблем, а только усугубляют.

Первый раунд. Хочу предложить нам всем вспомнить жизненную ситуацию, когда вас не принимали в компанию или в коллектив. Вспомните, что вы при этом чувствовали? Какие уроки вы вынесли из этой ситуации? Я начну с себя. У меня была такая история …

Второй раунд. Спасибо всем, кто поделился своими историями. Вот и сегодня предлагаю вам посмотреть на ситуацию конфликта между Лизой и её одноклассниками совсем иначе. Попробовать увидеть за поступками другого положительное намерение, попытаться не клеймить другого, а понять его чувства. Только тогда нам могут открыться те положительные стороны и моменты, которые могут стать для нас даже неожиданными. Итак, предлагаю нам всем высказаться: как вы видите сложившуюся ситуацию в классе, в чем её причина, на ваш взгляд?

Третий раунд. В третьем раунде хотелось бы понять, какой вы видите выход из данной ситуации? Что каждый из вас мог бы сделать, чтобы эта ситуация не повторялась? (фиксируем ответы на листах флипчарта).

Четвёртый раунд. Сегодня нам всем было непросто. Особенно тяжело было Лизе и её одноклассникам. Но они смогли преодолеть в себе обиду, злость, непонимание. Пришли сюда и, набравшись смелости и терпения, говорили и слушали то и о том, что им было не всегда приятно. А сейчас предлагаю вспомнить и рассказать что-нибудь хорошее из жизни всего класса и Лизы, ведь так не бывает, чтобы в отношениях было всё исключительно плохо. Наверняка были истории или моменты с участием Лизы, когда в классе было всё хорошо и спокойно, поделитесь ими. Объявляются минуты добрых воспоминаний.
Пятый раунд. Друзья, благодарю вас всех за доброту и понимание, которые вы проявили и желаю … Предлагаю вслед за мной поблагодарить друг друга и пожелать что-нибудь доброе каждому последующему в нашем Кругу. (Продолжите фразу: «Я благодарю тебя за … и желаю тебе …)
Шестой раунд (закрытие Круга). Был ли полезен вам Круг? С чем вы уйдёте сегодня? Давайте похлопаем друг другу! Мы молодцы!!

Made on
Tilda