Правовая компетентность педагога как необходимое условие противодействия буллингу

Роман Гараев, Мария Черемных

Вместо предисловия:
Профилактика буллинга в школе начинается с вопросов учителей к самим себе. Вопросы просты, однако требуют честных ответов:
  • Понимаю ли я, что мне как учителю дана власть над ребёнком? Как я распоряжаюсь этой властью?
  • Достаточно ли я отдохнувший, спокойный, физически здоровый, чтобы пойти к детям и не навредить раздражительностью и нетерпимостью как следствием выгорания?
  • Понимаю ли я свою ответственность (именно ответственность, а не обязанности) в разных воспитательных и образовательных ситуациях? Достаточно ли у меня умений и знаний, чтобы рассматривать педагогическую и воспитательную ситуацию как ситуацию реализации прав ребёнка?

Каждому учителю важно осознавать, что, кроме педагогических инструментов, в его арсенале должны быть правовые и просветительские инструменты, позволяющие реагировать в ситуациях разногласий, которые могут привести к конфликту и/или нарушению прав ребёнка.

Зачем учителю правовые и просветительские инструменты? Для поддержания безопасной, здоровьесберегающей демократичной среды в современной школе, так как это не менее важно, чем обеспечение учащихся предметными знаниями. Травма буллинга, как и другие, полученные в детстве, преодолевается долго и непросто, приносит много вреда как личности, так и обществу.

Именно поэтому объединение специалистов по гражданскому образованию со специалистами антибуллинговой службы АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР» помогло нам более точно сформулировать те гражданско-правовые компетенции, которые помогут учителям и другим школьным специалистам осуществлять профилактику школьной травли.

Коротко о главном:
Начнём с простого и весьма типичного примера. Часто мы с коллегами слышим от учителей фразы типа: «А вы знаете, какие сейчас дети? Они ведь качают свои права, забывая о чужих». Если говорить о правах человека, продвижением сути которых и занимается система гражданского образования, “качать права” учащийся не может. Защищать права детей, закрепленные в «Конвенции о правах ребёнка», и соблюдать права человека (Всеобщая декларация прав человека) – одна из основных обязанностей и ответственностей образовательных организаций. А значит, учителям и школьным специалистам необходимо не только знать о данном типе прав, но и понимать их суть, уметь интерпретировать разнообразные ситуации в правовом контексте, защищать и вести просветительскую деятельность в данной сфере. Много? Это только так кажется. Если серьезно и системно отнестись к повышению квалификации педагогов в данной сфере, механизмы данных международных норм органично вплетаются в ценностный контекст и систему способов деятельности учителя.

Разберём ситуацию. Ребёнок, получивший двойку на уроке за не выполненное задание, кричит, что его дискриминировали, нарушили его права. Учащиеся часто употребляют такие слова, глубоко не задумываясь об их смысле. Тем не менее высказывание ученика о нарушении его прав воспринимается педагогом как незаслуженное обвинение, становится поводом для ответного возмущения. В данной или в похожей ситуации задача учителя спокойно и грамотно разъяснить учащимся разницу в действиях по оцениванию работ и дискриминации кого-либо (особенно потому, что «качание прав» происходит публично - использовать эту ситуацию для прояснения и воспитания правовой культуры школьников). Можно использовать следующий алгоритм:
- обозначить противоречие, появившееся между педагогом и учеником;
- определить суть понятий, необходимых для понимания ситуации;
- разъяснить ситуацию (происходящее) в контексте ответственности каждого субъекта.

Таким образом, ответное слово учителя на крик «Вы меня дискриминируете», должно разъяснять суть понятия «дискриминация» и убедительно демонстрировать учащимся, что разовая двойка за несделанную работу никак не относится к этому понятию.

Например, учитель может сказать ребенку следующие слова: Петя, дискриминация - это правозащитный термин. Он означает “системное ущемление прав человека”. Вот если бы я за одну и ту же работу Ане ставила “пять”, а тебе “три” или даже “два”, и поступала таким образом продолжительное время, ты мог бы упрекнуть меня в дискриминации. Согласись, наша ситуация не такая?! Ты не сделал домашнее задание. Я поставила “двойку”, поэтому я поступила по отношению к тебе, как поступила бы к любому ученику в классе, если бы он не выполнил домашнюю работу. Ущемления чьих-либо прав здесь нет”.

Именно чуткое отношение учителя к человеческому достоинству учащегося служит основанием для профилактики нарушения прав человека (а школьная травля – частное проявление нарушений из данной категории). Знание и понимание сути концепции прав человека и прав ребёнка педагогами – одно из важнейших условий профилактики буллинга и создания безопасной образовательной среды.

Как концепция прав человека и правовые компетентности педагогов связаны с Комплексной межсекторной Моделью противодействия буллингу?
В Модели представлен перечень государственных и общественных структур, защищающих участников образовательного процесса, в том числе и от нарушения их прав в стенах школы. Одной из важнейших задач таких субъектов, как Уполномоченный по правам человека, прокуратура, КДНиЗП и органы управления образования, является защита человеческого достоинства учащихся. Региональному Ресурсному центру для помощи семьям школьников и специалистам образовательных организаций необходимо организовать возможность консультации юриста или правозащитника. Такой консультант должен уметь анализировать спорную ситуацию на предмет наличия/отсутствия нарушений прав человека и прав ребёнка, а также оказывать консультационную или иную помощь в случае конфликта или травли. Все эти субъекты объединены общей задачей: создания и поддержания условий для обеспечения соблюдения гарантий основных прав и свобод участников образовательного процесса. Что должны понимать взрослые, работающие в школе?

Администрация: Если в школе ситуации буллинга не находят решения (фиксация, анализ, помощь специалистов в разрешении ситуации), то надзорные органы могут (и должны) усмотреть нарушение прав человека, поскольку человеческое достоинство участников буллинга попирается. А если буллинг инициирует педагог, то можно говорить и о нарушении определённой свободы ребёнка или подростка как гражданина. Эта свобода называется «свободой от пыток и жестокого обращения». Звучит жёстко, но это действительно так. В данном случае нет факта пыток, но есть издевательства и факт жестокого обращения. Важно понимать, что при отсутствии со стороны школы профессиональных действий по профилактике буллинга родители вправе обратиться как в надзорные органы (прокуратура, отдел образования, Министерство образования), так и в аппарат Уполномоченного по правам человека или к детскому омбудсмену. Право граждан на обращение закреплено статьёй 33 Конституции Российской Федерации, а также в статье 2 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Учитель: Если буллинг запускается с подачи педагога, ситуация может классифицироваться не только как «нарушение права на защиту человеческого достоинства», но и как «пытки и жестокое обращение».Это деяние может квалифицироваться и как административное правонарушение, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), например, по статьям 20.1 (Мелкое хулиганство), 20.3.1 (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) и другие; и в ряде случаев как преступление, предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации, например, статьями 156 (Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего; статья отдельно упоминает педагогов среди) или 282 (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), однако, этим список не исчерпывается.

Кроме того, буллинг - это нарушение статьи 48 (Обязанности и ответственность педагогических работников) Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и такое деяние является основанием для увольнения педагога в рамках совершения аморального проступка (пункт 8 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), что подтверждается судебной практикой.
В паре «учитель – ученик» взрослый является представителем власти (есть отношения подвластности, так как ребёнок во многом зависит от воли и компетентностей педагога), а значит, может осознанно или нет нарушить права ребёнка. Таким образом, педагогам важно заниматься повышением своей профессиональной подготовки в сфере освоения и осмысления прав человека, чтобы быть в курсе и случайным образом не нарушать права человека в ходе воспитательного и образовательного процессов.

Родители: являясь законными представителями ребёнка и неся ответственность за его жизнь и здоровье, родителям необходимо понимать алгоритм коммуникации с различными субъектами и структурами, чтобы уметь защищать интересы ребёнка в случае нарушения его прав в образовательной организации. Отлично, если школа содействует просвещению родителей и повышению их уровня правовой культуры. Это предотвращает множество конфликтных ситуаций, позволяет говорить на одном языке и объединяться в осмыслении общих ценностей.

Важность Модели, разработанной межрегиональной командой специалистов, с точки зрения обеспечения, реализации и защиты прав человека и прав ребёнка, заключается в демонстрации возможностей объединения сил и ресурсов разных структур и специалистов для обеспечения безопасности детей в образовательных организациях.

Говоря о профилактике школьной травли, нельзя не обратить внимание, что высокий уровень понимания сути прав человека помогает учителям и школьным специалистам видеть границы своей власти и ответственности:
- осознавать степень применения полномочий для ограничения какого-либо поведения ребёнка (требований, проявления эмоций);
- понимать границы своих полномочий (что можно комментировать, что нельзя, где кончается зона ответственности педагога, а начинается ответственность родителей и т.п.);
- сохранять эмоциональное равновесие, держать себя «в руках», не переходя на крик и прочие нездоровые проявления, сохраняя собственное человеческое достоинство;
- понимать и здраво оценивать возможные риски и угрозы со стороны администрации, родителей, надзорных органов и, как следствие, не бояться жалоб, уметь спокойно и с достоинством реагировать на конфликтные ситуации.

В качестве заключения:
Предлагаем вашему вниманию вариант формулировок базовых компетентностей учителя, принимающего ценности прав человека и реализующего их в своей деятельности:
  • Уметь распознавать нарушения прав в разных школьных ситуациях взаимоотношений учителя и ученика;
  • Соблюдать приоритет действий в интересах ребёнка (в противовес приоритету действий в интересах учителя);
  • Придерживаться позиции, что права человека распространяются на того, кто находится в ситуации подвластности, то есть в паре “учитель - ученик” на ученика;
  • Уметь действовать, не ущемляя человеческое достоинство ребёнка;
  • Признавать, что приносить извинения ученику в случае своей неправоты – это проявление учительской компетентности, признание прав школьника равными своим правам, это не зазорно и не унизительно;
  • В случае предъявления учеником неумелой претензии в нарушении его прав выбирать путь разъяснения, а не конфликта – компетентно комментировать, задавать уточняющие вопросы, использовать ситуацию как учебную.
Подробнее познакомиться с нашими подходами к профилактике школьной травли через повышение компетентностей педагогов в области воспитания демократической гражданственности и образования в сфере прав человека можно, посмотрев серию открытых вебинаров.
https://www.youtube.com/watch?v=b18muwruZR0
https://www.youtube.com/watch?v=SWT85t73ELs


Made on
Tilda