Организация профессиональной поддержки педагогов с целью повышения коммуникативной компетентности и чувствительности к риску возникновения буллинга

1.Цель и задачи.

Обеспечить поддержку педагогов в направлениях, необходимых для профилактики буллинга:
  • Обеспечить теоретическое освоение понятий “ресурсное состояние”, “эмоциональное выгорание”;
  • Обеспечить возможность овладения способами понимания собственной ресурсности и способами сохранения и восстановления ресурсного состояния;
  • Обеспечить теоретическое освоение понятия безопасной, поддерживающей среды в классе, в школе, ненасильственной коммуникации;
  • Обеспечить возможность овладения способами создания/построения безопасной, поддерживающей среды и построения/ведения ненасильственной коммуникации;
  • Обеспечить возможность освоения способов анализа групповой динамики и поддержки дисциплины;
  • Обеспечить возможность развития социально-коммуникативной и коммуникативной культуры педагогов;
  • Повысить чувствительность педагогов к психологическому насилию.

2.Целевая группа
Педагоги, психологи, представители администрации общеобразовательных организаций.

3.Краткое описание деятельности
В настоящее время очень актуальна проблема школьной травли. Чем это плохо?
  • Страдает репутация безопасной и прогрессивной школы;
  • Растут напряжение в школе, негативное отношение к ней и её представителям со стороны детей и родителей;
  • Падает уровень успеваемости школьников и посещаемости ими школы;
  • Повышается риск появления и/или роста противоправных действий, суицидального и асоциального поведения школьников;
  • Растёт уровень стресса у педагогов, в результате которого развивается эмоциональное выгорание и снижается эффективность работы.
Организация профессиональной поддержки педагогов способствует решению этих проблем.

Педагог – человек, транслирующий образцы поведения. В решении проблемы буллинга необходимо, чтобы эти образцы были позитивными культурными образцами партнёрства, поддержки и сотрудничества.

Программа действий по профессиональной поддержке педагогов предполагает проведение семинаров, тренингов, практикумов, супервизионных групп, по запросу - индивидуальные консультации психологов.

В результате участия в программе педагоги получат следующее:
  • Узнают, что такое ресурсное состояние, эмоциональное выгорание, каковы их маркеры/симптомы, в чём причины выгорания, каковы способы управления ресурсностью;
  • Апробируют способы понимания собственной ресурсности, способы сохранения и восстановления ресурсного состояния;
  • Узнают, что такое безопасная, поддерживающая среда, ненасильственная коммуникация, каковы способы построения и управления ими;
  • Узнают маркеры психологического насилия (оскорбления, насмешки, остракизм, сплетни, сталкинг и т.д.) и способы реагирования на разные проявления насилия;
  • Апробируют способы создания/построения безопасной, поддерживающей среды и построения/ведения ненасильственной коммуникации;
  • Узнают, какие действия педагога могут запустить или подкрепить процесс буллинга в классе;
  • Узнают о способах ненасильственной коммуникации (безоценочное отношение к участникам образовательного процесса, озвучивание и именование чувств, определённое и уважительное выражение просьб и др.);
  • Апробируют способы анализа групповой динамики и поддержки дисциплины в классе, используя ненасильственные способы влияния/воздействия;
  • Апробируют способы поведения в сложных, конфликтных ситуациях с коллегами и родителями;
  • Повысят уровень своей социально-коммуникативной компетентности;
  • Повысят свою чувствительность к психологическому насилию;
  • Будут информированы о психологических центрах, куда можно обратиться в случае необходимости.

4. Основные понятия, границы и отличия от других видов деятельности по реализации модели
Например, чем "школьная поддержка" отличается от "специализированной кризисной помощи» пострадавшему от буллинга ребёнку?


Наши понятия: ресурсность, эмоциональное выгорание, поддержка, забота, психологическое насилие, пассивная агрессия, безопасная атмосфера, ненасильственное общение, социально-коммуникативная компетентность, ненасильственная поддерживающая среда, правила, договор и переговоры, последовательность, групповая динамика, авторитет лидера, директивность, власть, злоупотребление властью, доминирование, маркеры насилия, разница между игрой и насмешками, принцип согласия, добровольности, презумпция невиновности, чувствительность к насилию.

5. Практики, взятые за основу:
Территории, где наиболее полно реализуется деятельность по профессиональной поддержке педагогов.
  • KIVA (kiusamise vaba kool) -"Школа без травли". Ориентирована на работу со сверстниками, педагогическим составом и местными сообществами. В программе KIVА создаются небольшие группы, которые курируют ситуацию буллинга в каждом классе. Работа с учениками происходит в интерактивном формате, включает информационно-коммуникативные технологии в уроки.
  • OBPP (Olweus Bullying Prevention Program) - программа предотвращения буллинга, предназначенная для начальной, средней и старшей школы. Включает в себя повышение осведомлённости и знаний учащихся о школьной травле; вовлечение учителей и родителей в профилактику буллинга; разработку чётких правил против травли; оказание поддержки и защиты жертв.
  • Positive action - программа, созданная в США, направленная на социально-эмоциональное обучение. Программа рассчитана на учеников начальной и средней школы. В результате работы происходят снижение количества случаев девиантного поведения, улучшение школьного климата.
  • АНО «Психологический центр “Форсайт” (Рената Трубачева и Алла Хазиева) - Тренинг для тренеров, программа реализуется в течение 10 лет, курсы стартуют ежегодно или дважды в год. В течение 10 лет - опыт организации работы подростково-молодёжного клуба, в том числе и с детьми, состоящими на учёте в ОДН. Работа с группами подростков и взрослых с ментальными нарушениями (ГАООРДИ) - обучение управлению эмоциями и коммуникативным навыкам.
  • «Семья и школа против буллинга. Создание системы поддержки инклюзивного образования» (Галина Романовская) - программа направлена на тренировку навыков педагогов по снижению агрессивных действий учеников в отношении сверстников.


6. Описание природы проблем и потребностей целевой группы
(в контексте противодействия буллингу (травле):
Педагог – человек, транслирующий ученикам образцы поведения. В решении проблемы буллинга необходимо, чтобы эти образцы были позитивными культурными образцами партнёрства, поддержки и сотрудничества.

Педагогу важно научиться защищать свои границы, уметь завоевывать авторитет в группе, устанавливать правила, поддерживать дисциплину, уметь выстраивать взаимоотношения с классом во время внешкольной деятельности, уметь реагировать на вызывающее поведение детей, уметь распознавать суицидальное поведение и не бояться что-то с этим делать, видеть маркеры зарождающейся травли и воздействовать на эти процессы, создавать безопасную среду в классе. Умение контролировать своё состояние, восполнять ресурсы, вести корректный точный диалог, выстраивая доверительное общение, - необходимые умения в решении не только проблемы буллинга, но и ряда других проблем, в обеспечении успешной социализации школьников как важного образовательного результата.

Помимо проведения непосредственно школьных уроков педагоги выполняют огромное количество работы, сопровождая её ведением документации на бумажных и электронных носителях. Педагоги перегружены, устают, времени и сил заниматься отношениями в классе и своим состоянием не остаётся. Существуя в строгой иерархической системе, педагоги находятся под большим давлением. Часто им не хватает ресурсов, поддержки, признания и благодарности. Также в такой системе им сложно защищать свои границы, часто и сами легко вторгаются в чужие. Зачастую школьная атмосфера создаёт условия, при которых педагоги начинают чувствовать себя жертвами обстоятельств, системы, начальства. Не чувствуя свою защищённость и уверенность, испытывают дискомфорт при взаимодействии с родителями, т.к. боятся конфликтов с ними, жалоб в прокуратуру, инициированных проверок. Педагогам часто приходится испытывать стресс из-за деструктивного асоциального детского поведения, из-за боязни самим стать объектами травли. В таких условиях педагоги, возможно, более остро испытывают потребность в уважительном отношении к себе со стороны детей, родителей, руководства и коллег.

Большое влияние на выбираемые способы коммуникации оказывают установки.
  • Установки в отношении детей: «Ребёнок слишком мал, чтобы относиться к нему как ко взрослому, к равному мне», «Ребёнок должен подчиняться просто потому, что я взрослый», «Они дикие и неуправляемые»;
  • Установки в отношении родителей, педагогов, начальства: «Кругом враги», «Все только требуют от меня что-то, никакой помощи ни от кого не дождаться», «Никто не видит, сколько сил я вкладываю», «Никто не ценит меня», «Никому нельзя доверять»;
  • Установки в отношении работы: «Я не должен и не могу конкурировать с гаджетом», «Я не клоун, чтобы заинтересовывать разными способами», «Это бесполезно, тут ничего не поменять, это система».

Такое отношение – результат нахождения в среде, где много давления и агрессии, где отсутствует ролевая модель уважительной коммуникации, отсутствует поддержка руководства, но зато имеется много критики и долженствования, где правят бюрократия и формализм – всё это приводит к потере инициативы.
Ситуация, описанная выше, – не повсеместная, но отнюдь не редкая. Тем не менее изменить эту пагубную, отравляющую ситуацию вполне возможно.

Какие компетентности, умения, ценности педагога помогут преодолеть сложности контекста, в котором он педагог?
  • Социально-коммуникативная компетентность (включает в себя коммуникативные способности, чувственный и социальный опыт), которая помогает решать конфликты, корректно реагировать на грубость и нарушение правил, корректно и уверенно останавливать травлю школьников, давать поддерживающую оценку или в нужных ситуациях общаться вовсе безоценочно, управлять классом (поведением группы, эмоциональным состоянием группы);
  • Умение замечать в себе эмоции и озвучивать их и поводы их появления, умение замечать изменения состояния своей ресурсности и управлять этим состоянием;
  • Уверенность в себе, уважение и доверие к ученикам и их родителям;
  • Ценность уважения и принятия людей, уважения и принятия себя;
  • Ценность ненасильственного взаимодействия с людьми;
  • Чувствительность к насилию и способность влиять на ситуацию появления признаков насилия.

Что такое поддерживающая среда? Как она видна в школе?
  • В школе заботятся о соблюдении прав каждого ребёнка;
  • Выстроено сотрудничество семьи и школы для обеспечения успешной социализации;
  • Выстроены и работают конкретные механизмы профилактики буллинга, эмоционального выгорания;
  • Все участники образовательного процесса участвуют в выработке правил, имеют право выбора и принятия решения;
  • В школе заботятся о профессиональной форме учителя;
  • Школа открыта для общественной экспертизы качества школьной среды.

Факторы эмоционального выгорания:
  • Организационные факторы (уровень материально-технического оснащения, перегрузка, дефицит времени, обратная связь, уровень самостоятельности);
  • Специфика контингента ;
  • Экономические и средовые (уровень оплаты труда);
  • Личностные (мотивация, умения, возраст, выносливость, локус контроля, самооценка, тревожность, коммуникабельность).

Основные фокусы (мишени) для работы.
  • Организация процесса рефлексии собственных установок и ценностей в сфере ненасильственной коммуникации;
  • Организация процесса рефлексии эффективности собственной деятельности и состояния (ресурсности);
  • Формирование ценности заботы о себе, чувства собственного достоинства и уважительного отношения к другим;
  • Формирование ценности поддерживающей среды в школе, уважительного отношения к каждому участнику образовательного процесса;
  • Развитие коммуникативной компетентности в части решения конфликтов, сиюминутной остановки и противодействия травли, защита своих и ненарушение чужих границ, а также в части принятия ответственности за групповые процессы;
  • Развитие чувствительности к психологическому насилию.


7. Содержание деятельности по профессиональной поддержке педагогов.

Модель работы с целевой группой предполагает работу на двух уровнях:
  1. на уровне школы (наблюдение, опросы, создание для педагогов привлекательных пространств отдыха, список контактов для обращения по особым запросам, проведение совместных мероприятий, наличие корпоративного духа обучения, сотрудничество между педагогами, создание психологической службы как ответственной за оптимизацию школьного климата);
  2. на уровне класса (наличие правил ненасильственного общения, использование похвалы и санкций, проведение совместных мероприятий, творческий подход к решению сложных ситуаций).

Этапы реализации деятельности:
  1. Аналитический: исследование проблемы и её распространённости в конкретной школе, обсуждение результатов с администрацией школы (проведение анализа ситуации в школе: условия труда, локальные акты, работа с правилами, диагностика ресурсности педагогов, выявление социально-коммуникативной культуры – исследование взаимоотношений).
  2. Организационный: составление и утверждение плана по созданию поддерживающей среды, по проведению поддерживающих мероприятий для педагогов.
  3. Содержательный: реализация плана. На данном этапе проводятся тренинги на восстановление эмоционального состояния педагогов, на развитие социально-культурной компетентности, семинары-практикумы, включающие лекционную часть, решение кейсов, обсуждение ситуаций из жизни, апробацию способов действий. Дополнительно предлагается набор вебинаров по запросу и актуальному состоянию, ведутся индивидуальные консультации психологов школы по запросу.
  4. Рефлексивный: анализ результатов деятельности, подготовка аналитической справки.

Содержание встреч с администрацией.
Принципиально важна стартовая договорённость относительно создания условий, в которых решается проблема эмоционального выгорания педагогов, развития социально-коммуникативной компетентности педагогов. Первое, в чём необходимо достигнуть соглашения (или зафиксировать, что мы все считаем именно так), что школа несёт ответственность за то, что происходит с каждым ребёнком в её стенах, за установление контакта с родителями каждого ребёнка, что за качество взаимодействия «учитель-ученик» отвечает учитель.
Необходимо пересмотреть правила, по которым живёт школа. В них особо должна быть отражена ценность создания поддерживающей среды, ненасильственного общения в школе. Правила – не рекомендации и пожелания, а договорённость. Именно эти договорённости определяют уклад школьной жизни, атмосферу школы.

Например, в рамках решения проблемы эмоционального выгорания требуется описание правил поведения каждого, кто заботится о себе и начинает ощущать признаки выгорания: что конкретно нужно сделать, куда можно прийти, в какой форме об этом заявить (посетить бассейн, театральный кружок педагогов, сходить в традиционный поход на выходных, заявиться на участие в Балинтовской группе, на получение индивидуальной консультации психолога партнёрской организации, взять трёхдневный восстановительный отпуск и пр.). Также правила говорят о необходимости администрации школы повышать квалификацию по созданию позитивной школьной атмосферы с определённой периодичностью.

В работе над профилактикой эмоционального выгорания сотрудников необходимо опираться на уникальные ресурсы самой школы: традиции, практики, институции. Такими могут быть школьный театр, родительский актив, проекты разновозрастных групп и др.

Содержание семинаров-практикумов и вебинаров.
1. Позиция и ресурсы учителя
  • Позиция и авторитет учителя: достоинство, права, ответственность, устойчивость.
  • Эмоциональное выгорание: последствия и ущерб, стадии, факторы.
  • Профилактика эмоционального выгорания педагогов. Самодиагностика. Восполнение ресурсов, защита границ. Техника личной безопасности.
  • Навыки эффективной поддержки.
2. Коммуникативная компетентность
  • Коммуникативная компетентность как один из ключевых soft skills.
  • Социально-коммуникативная компетентность.
  • Переговоры, договоры. Переговоры как «обмен настоящего на будущее». Договороспособность.
3. Ненасильственная коммуникация
  • Развитие насилия. Пирамида ненависти (шутки, травля, дискриминация, насилие).
  • Развитие коммуникативной культуры в классе.
  • Навыки ненасильственной коммуникации. Дебрифинг случаев.
4. Групповая динамика.
  • Групповая динамика. Директивность и последовательность. Забота о группе.
  • «Сложные» участники. Как реагировать на вызывающее поведение учеников.
  • Установление и поддержание дисциплины.
5. Поддерживающая среда.
  • Школьный уклад. Атмосфера школьной жизни.
  • Поддерживающая среда и ненасильственное общение. Критерии поддерживающей среды глазами детей, родителей, педагогов, экспертов.
  • Культура организации. Как менять традиции и культуру организации?
  • Создание безопасной атмосферы в группе и поддерживающей среды в школе.

Результаты реализации всего комплекса мер поддержки педагогов:
  • Выстроены условия на административном уровне.
  • Работает система профилактики эмоционального выгорания.
  • Работает система непрерывного профессионального развития.

7. Организационные основы деятельности. Мотивация отбора.
Первый этап деятельности – аналитический:этап встреч с администрацией школы, обсуждения базовых ценностных установок. Без договорённости по принципиальным позициям невозможно и бессмысленно начинать работу с педагогами. Здесь же определяются актуальные потребности конкретной школы.

По результатам аналитики и договорённости выстраивается система локальных актов, пересматривается функционал сотрудников (в частности, функционал психологической службы школы). Школьные психологи в настоящее время выполняют немало работы, часть её – системная диагностика динамики групп, состояния подростков на выявление групп риска… Как правило, такая работа занимает много времени (и проведение, и обработка), а целесообразность вызывает вопросы. Риск суицида, например, может быть не выявлен в момент проведения диагностики, но может проявиться уже через неделю, в то время как очередная диагностика состоится не ранее чем через 6 месяцев. Другой пример – социометрия, которая, как правило, проводится в школе в усечённом варианте и показывает результаты, которые для педагогов не становятся новостью, ведь информацию о популярности/непопулярности учеников в классе педагоги самостоятельно выявляют посредством наблюдения. Вместе с этим именно эта служба, психологическая школьная служба, имеет и возможность, и квалификацию для оказания поддержки педагогам в сохранении своего ресурсного состояния, в недопущении состояния эмоционального выгорания, приводящего к истощению, деформации мотивов деятельности и личностных установок.

Таким образом, психологическая служба, в функционал которой включены задачи создания поддерживающей среды для педагогов, содействие развитию профессиональных универсальных компетентностей (социально-культурной, в частности), после проведения аналитики ситуации в школе, вносит предложения администрации школы по реализации в течение года комплекса мер по решению выявленных актуальных проблем. По окончании – анализ результативности, составление предложений деятельности психологической службы на следующий учебный год.

Заметным сильным партнёром здесь могут становиться сторонние организации, целенаправленно занимающиеся решением ряда проблем психологического характера. Организация межсекторного взаимодействия не просто может снять часть нагрузки школьных психологов - такое взаимодействие обеспечит профессиональную адресную помощь.

Деятельность по поддержке педагогов может быть осуществлена в рамках плановых еженедельных или ежемесячных мероприятий с участием педагогов: педагогические советы, методические семинары, дни профессионального совершенствования и пр. Вопрос особого включения мероприятий в график педагога – также вопрос обеспечения сохранности его ресурсности, уважения к его пространству/границам: важно не дополнительно загрузить педагогов задачами «им же во благо», а решать эти задачи в установленное рабочее время. Одновременно с этим это базовое проявление уважения к человеку через соблюдение норм трудовой дисциплины.

Трудовая дисциплина, условия труда – это, казалось бы, вопросы, не требующие обсуждения. Фактически же не исключением стали случаи несоблюдения отпускного режима, трудовой нагрузки (работать некому, педагогов не хватает, поэтому нужно замещать, планировать, ремонтировать…), случаи отсутствия выделенной учительской или иного помещения для неформального общения с коллегами, отдыха.

Внутренний анализ – важный момент в деятельности. Вместе с этим «изнутри» не всегда есть возможность объективной оценки. Обязательной частью анализа деятельности школы сегодня является внешняя оценка. Вполне уместно при заключении договора со сторонней организацией о проведении внешней оценки качества образования обсудить расширение блока изучения школьного уклада, ресурсности и компетентности педагогов. Такая форма оценки инициируется и контролируется в рамках системы образования на муниципальном и федеральном уровнях.

Дополнением может стать общественная детско-взрослая экспертиза школьной среды как поддерживающей – инструмент анализа и построения (или укрепления) партнёрства школы с общественностью. Такая экспертиза проводится по инициативе самой организации и потребует для начала избрания и обучения авторитетных представителей родительской общественности и старшеклассников. После проведения экспертизы проводится обсуждение отчёта на итоговом педсовете и общешкольном родительском собрании с приглашением старшеклассников. Отчёт по экспертизе становится основанием для формирования плана работы в целях укрепления безопасной поддерживающей среды.

8. Межсекторное взаимодействие
Вопросы для работы межсекторной команды:
  • Что делает психологическая служба организации?
  • Как помогает школа, школьная психологическая служба педагогам в решении задачи профессионального роста в части коммуникативной культуры, в профилактике эмоционального выгорания?
  • Где педагоги получают такую помощь, на каких условиях?
  • В чём суть работы с педагогами, оказания им помощи (в чём, как, зачем)?
  • В чём конкретно нужна помощь педагогам школы?
  • В чём нужна помощь психологам психологической службы?

В Ресурсном центре возможно получить следующую помощь:
  • Общий анализ образовательной среды (школьного уклада) путём наблюдения, изучения документации, бесед.
  • Активное сопровождение педагогов, нуждающихся в поддержке, а также желающих пройти курс/тренинг развития коммуникативной компетентности путём консультаций, тематических тренингов, обучающих семинаров, информационных встреч, проектных сессий.
  • Кризисное сопровождение педагогов, находящихся в сложной ситуации по запросу.

9. Документооборот.
Рекомендуемый список документов

10. Кадровое обеспечение деятельности по Т-блоку:
Специалист должен разделять гуманистические ценности и идеи прав человека (включая детей).
Человек, выполняющий в школе функции по обеспечению профилактики эмоционального выгорания педагогов, по профессиональному развитию в части коммуникативной компетентности, сам должен обладать следующими характеристиками:
  • должен обладать качествами лидера, иметь желание и способность помочь целевой группе, быть открытым к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибким и терпимым, обладать эмпатией, способностью создавать атмосферу эмоционального комфорта, оптимистичным относительно способностей целевой группы к изменению и развитию;
  • должен быть экспертом в том, чему учит: хорошо понимать цель и содержание проводимых тренингов и семинаров, владеть способами контроля собственного состояния, восполнения ресурсов, уметь общаться с людьми, выходить из сложных ситуаций, решать конфликты, замечать проявления насилия и точно реагировать на них.

Специалист должен владеть следующими навыками
  • Навыки реагирования в сложных конфликтных ситуациях;
  • Навыки обучения через опыт;
  • Навыки ненасильственной коммуникации;
  • Уметь управлять групповой динамикой;
  • Техники активного слушания, безоценочное обращение к участникам учебного процесса, говорить о происходящем (называть вещи своими именами);
  • Отличать процессы и содержание в работе с людьми;
  • Замечать признаки эмоционального выгорания;
  • Распознавать маркеры насилия;
  • Умение управлять групповыми процессами;
  • Умение реагировать на грубость и нарушение правил.

11. Требования к информационно-методическому обеспечению
  • Вебинары и семинары сопровождаются презентациями, которые также остаются у участников;
  • Основная информация будет напечатана в памятках для педагогов;
  • Для практических заданий будет распечатан раздаточный материал;
  • Для получения обратной связи после мероприятий будет разработана анкета ОС;
  • Для сбора информации об эффективности проекта будет разработана форма опроса.


12. Материально-техническое обеспечение деятельности:
(требования к помещению; техническому обеспечению (оборудование; инвентарь и т.д.); расходные материалы (канцелярия, печатные материалы и др.)
Для проведения очных встреч:
  • Помещение: зал, вместимость в соответствии с количеством участников (не менее 20 кв.м.), столы, стулья.
  • Оборудование: проектор, экран, флипчарт, маркерная доска, ноутбук, колонки.
  • Канцелярия: бумага, ручки, стикеры, скотч, бумага для флипчарта, маркеры для белой доски, бумага для записей.
  • Материалы: памятки, раздаточный материал для практических заданий, анкеты обратной связи.
  • Дополнительное оборудование: питьевая вода, рециркулятор (или иной прибор очищения воздуха).
  • Средства гигиены: антисептик для рук, одноразовые маски.

Для проведения вебинаров: любое средство выхода в интернет, оборудованное колонками и микрофоном.

13. Оценка эффективности деятельности :
  • критерии оценки эффективности деятельности;
  • способы оценки эффективности по каждому из указанных критериев;
  • инструменты оценки эффективности;
14.Предупреждения и рекомендации
Функция воспитания и социализации школы делегирована школе.
Педагоги ежедневно общаются со школьниками, поэтому имеют возможность наблюдения, оперативного реагирования, есть возможность оценить риски возникновения буллинга. Вместе с этим в школах нет локальных актов, регулирующих процесс работы с буллингом, процесс профилактики эмоционального выгорания, процесс обеспечения профессионального развития (в части коммуникативной компетентности, в частности).

Проблемы могут быть решены самостоятельно, внутренними силами школы. Но зачастую школа не обладает необходимыми для этого ресурсами в полном объёме. Помощь могут оказать организации с профессионалами непосредственно в актуальных вопросах.
Межсекторное взаимодействие позволяет организовать профессиональную поддержку педагогов: супервизия, разбор случаев в рамках профилактики, провести специализированную профилактику буллинга, точечно и адресно реагировать. Есть ясные механизмы реагирования педагогов и школьной администрации на случаи буллинга, на ситуации выгорания…

15. Планы-сценарии мероприятий.
см. ПРИЛОЖЕНИЕ, п.1

16. Ссылка на образовательные ресурсы
https://youtu.be/37ua93iEi0s
https://yandex.ru/video/preview/?filmId
Программа семинара «ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГОВ»

Поддержка педагогов (профилактика эмоционального выгорания) как обязательный предшаг в организации антибуллинговой работы в школе. Симптомы выгорания, способы восстановления. Способы организации в школе профилактики эмоционального выгорания педагогов.

Дата: 13 мая 2021г.
Место: Красноярский, край, ЗАТО г. Зеленогорск
Участники: педагоги, психологи, представители администрации образовательных организаций, представители управления образования города Зеленогорска.

Ведущие семинара –
Пальчик Наталья Борисовна – психолог, руководитель Краевой региональной общественной организации «Кризисный центр для женщин и их семей, подвергшихся насилию «Верба»,
Иванова Елена Владимировна – педагог-психолог развивающего образования, член команды «Кризисный центр для женщин и их семей, подвергшихся насилию «Верба».

Программа семинара:

10 радостей
Важно понимать, что приносит вам положительные эмоции, что вас радует. Мы предлагаем вам написать два списка.
Первый список: 10 способов себя порадовать, которые не требуют длительной подготовки и больших вложений. Например: заварить вкусный чай, прогуляться до метро пешком, послушать 10 минут приятную музыку и так далее.
Второй список: 10 способов себя порадовать, которые могут потребовать некоторых ресурсов и занять больше времени. Пример: съездить на выходных за город, устроить вечер с друзьями.
Опубликуйте, пожалуйста, в комментариях те пункты, о которых вы можете говорить открыто. После публикации просмотрите списки других участников и добавьте в свои что-то новое. Напишите, нашли ли вы что-то новое в списках других участников.
Зачем это нужно? Когда вы будете чувствовать себя подавленно, просмотрите списки и порадуйте себя.
Разработка ООО "Институт Психологии "Форсайт"

Дневник эмоций
Позже вам потребуются типичные или яркие ситуации из вашей жизни для анализа моделей поведения в уроке 5.2. Поэтому предлагаем в течение недели вести дневник таких событий.
Записывайте каждый день минимум две ситуации, которые вызвали у вас эмоции. Запись должна быть в форме: ситуация - ваши мысли - ваши эмоции (чувства, переживания) в адрес конкретного человека - ваши действия. Приоритет лучше отдать ситуациям на работе, но если будет что-то важное вне работы, то тоже можно записать.
Пример:
Ситуация: начальник попросил задержаться на работе.
Мысли: он мной пользуется, он не имеет права меня задерживать.
Эмоции: злость на начальника, отчаяние.
Действия: соглашаюсь задержаться.
Эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными и должны быть направлены в адрес того персонажа, который их вызвал. Например, если друг подарил мне прекрасный подарок, то я могу быть и рад и благодарен. Вообще - я рад, однако к другу я испытываю благодарность. Нас интересуют не вообще все чувства, а только те, что мы испытываем к людям.
Пример различных эмоций и состояний.

Как поддержать себя?
  1. Признайте, что вам плохо. Очень часто первая реакция - это обесценить собственные переживания. “Разве нормальный человек может плакать из-за этого?” Может. И даже не важно из-за чего. Люди расстраиваются по очень разным поводам. То, что не трогает одного, будет значимо для другого. Кроме того, если вы не признаете своих переживаний, они от этого не исчезают, с ними просто сложнее что-то делать.
  2. Попытайтесь просто описать ситуацию и ваши эмоции. Без оценок и своего отношения. “Я опоздала к врачу и мне грустно”, “У меня не получается следовать плану, и я испытываю разочарование и обиду”. Это сильно перекликается с предыдущим пунктом. Простое описание помогает принять ситуацию такой, какая она есть.
  3. Представьте, что ваш хороший друг оказался в подобной ситуации. Что бы вы ему сказали? Как бы утешили? Попытайтесь найти теплые и сострадательные слова
  4. Вообразите мудрого и доброго человека. Вы могли его знать в реальности, это может быть фантазийный образ или же он жил на самом деле, но вы лично его не знали. Важно, чтобы этот человек хорошо к вам относился, был на вашей стороне и желал вам добра. Что бы он сказал вам в этой ситуации? Как бы поддержал?
  5. Обращайте внимание на тон голоса (внутреннего) и интонацию, с которой вы говорите с самим собой. Это может сильно влиять на восприятие внутреннего монолога. Чаще всего мы не отдаем себе отчет в тех критических нотках, которые присутствуют в нашем голосе. Постарайтесь говорить с собой мягким и доброжелательным голосом, это само по себе способствует поддержки.

ООО "Институт Психологии "Форсайт"

Колесо баланса
Вы познакомились с тем, что такое выгорание и провели самодиагностику симптомов. Переходим к заданиям, позволяющим исследовать личностные факторы: привычки, ресурсы, модели поведения. Это задание поможет понять как организована ваша жизнь. Бывает так, что работа или какая-либо другая сфера жизни (например, родительство в декретном отпуске) начинают отнимать все наше время. Такая ситуация очень быстро приводит к истощению сил и снижению мотивации. Сегодня мы предлагаем проверить, как у вас обстоят дела с балансом. Задание будет состоять из пяти шагов.
Шаг первый: важные сферы жизни
Напишите список сфер, из которых складывается ваша жизнь. Они могут быть разными, ниже мы предлагаем наиболее универсальный вариант. Вот примерный список:
  • Работа (профессиональная самореализация, карьерный рост, признание, условия труда)
  • Любовь (отношения с партнером)
  • Семья (родители, дети, другие родственники)
  • Здоровье (забота о здоровье, в том числе физическая активность, правильное питание)
  • Досуг (отдых, хобби)
  • Финансы (материальное благосостояние)
  • Быт (условия жизни, комфорт)
  • Друзья (дружеские связи, отношения с другими людьми)
Если у вас есть потребность что-то добавить или убрать, вы можете это сделать.
В вашем варианте должно получится от 6 до 10 сфер.
Шаг второй: нарисуйте круговую диаграмму
Нарисуйте круг, разделённый на сектора. Каждая ось диаграммы - это шкала, на которой ноль находится в центре, а 10 - на окружности. Подпишите каждый сектор в соответствии со сферами жизни, которые вы выделили.

Далее ваша задача — отметить в каждом секторе степень вашей удовлетворенности и реализованности в каждой сфере. 10 - абсолютная удовлетворенность,
0 - неудовлетворенность. Важна ваша субъективная оценка. Например, если у вас дома творческий беспорядок и вас это полностью устраивает, не причиняет страдания и не вызывает желания изменить ситуацию с бытом, можно ставить 10. Закрасьте каждый сектор разными цветами — диаграмма будет нагляднее.

Оцените размер колеса в целом и пробелы, которые в нем есть. Не пугайтесь неидеальной формы, это нормально, что жизнь не очень сбалансирована. Колесо показывает вам, каким сферам нужно уделить дополнительное внимание, чтобы диаграмма стала более уравновешенной. Можно отметить, ситуация в какой сфере жизни вас наиболее огорчает, а какая - вызывает наибольшую радость (и, может быть, гордость).
Диаграмма - это возможность посмотреть на ту точку, где вы находитесь сейчас, ведь только осознавая это, можно совершать изменения.
Шаг пятый: внесите корректировки
Составьте план по восстановлению вашего баланса. Выберите сферу, ситуация в которой вызывает наибольшее огорчение и напишите 3 простых действия, которые вы можете совершить для улучшения ситуации. Начните реализовывать каждый пункт до дедлайна. Например, если мало баллов набрала сфера “Здоровье”, можно поставить следующие задачи: сходить к стоматологу, начать принимать витамины, добавить физические упражнения в расписание. Возможно, вы не успеете посетить стоматолога до дедлайна, но вы можете записаться к нему на прием. Начните с простых маленьких шагов.

Разработка ООО "Институт Психологии "Форсайт"


Правила для выстраивания границ
Мы предлагаем некоторый вариант правил, которые могут помочь вам как в работе, так и в жизни.
Вы также можете дописать свои:
  • Я работаю строго с 9-00 до 18-00, вечернее время только для семьи, дома и себя.
  • Во время перерыва я обсуждаю с коллегами что угодно, кроме работы.
  • На просьбы коллег о помощи я откликаюсь только если у меня есть время.
  • Я прошу не обращаться ко мне с рабочими вопросами на бегу, а назначать для этого встречи, чтобы уменьшить количество прерываний от работы.
  • У меня есть график, где прописано в какой день какими делами я занимаюсь. Если сегодня день для создания онлайн-курса, то все входящие вопросы о счетах и договорах откладываются до дня, посвященного бумажной работе.
  • В субботу я занимаюсь домашними делами и семьей, о работе ни слова.
  • В воскресенье только отдых: активный, пассивный, развлекательный, творческий. Без соц.сетей и компьютера.
  • На любые звонки после 20-00 я не отвечаю и сам/а не звоню.
  • Если у меня нет времени на телефонный разговор - сразу говорю об этом и переношу разговор.
  • Если я звоню сам/а, то сперва интересуюсь о наличии времени у собеседника.
  • Гостей, пришедших без предупреждения, я не пускаю (или говорю о том, что в следующий раз необходимо заранее предупреждать), и не хожу сам/а без согласования даты и времени.
  • Домашнее задание за детей, курсовую работу за партнера я не делаю.
  • Без просьбы не помогаю, кроме экстренных случаев, когда человек не может попросить о помощи.
  • Разговариваю только на интересующие меня темы (никакой политики, личностных обсуждений и критики)

ООО "Институт Психологии "Форсайт"


Анкета на определение атмосферы в школе
КРИВЦОВА Светлана Васильевна
Экзистенциальный аналитик, кандидат психологических наук, доцент кафедры Психологии личности факультета Психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Руководитель Центра практической психологии образования Академии Социального Управления, член Совета директоров Российско-австрийского института экзистенциального анализа и логотерапии.
Автор множества программ и книг, таких как: "Воспитание: наука хороших привычек" (1997), "Учитель и проблемы дисциплины" (1997), "Навыки конструктивного взаимодействия с подростками" (1998), "Навыки жизни: в согласии с собой и с миром" (2002) и др. Под редакцией Светланы Васильевны был создан образовательный проект для учащихся "Жизненные навыки. Уроки психологии в школе".

Хорошее в школе
В чём оно проявляется? Ещё Ушинский писал: «Бороться со злом нужно, увеличивая количество добра». Школа, в которой мало хорошего, беззащитна перед эпидемией буллинга. В науке управления образованием хорошее, ценностное содержание образовательного процесса называют атмосфера в школе.
Атмосфера школы (климат) – один из главных терминов менеджмента образовательных учреждений в экономически развитых странах. Определяется через чувства (позитивные или негативные) всех участников образовательного процесса – детей и взрослых – по поводу окружающей обстановки, того, насколько она психологически комфортная, безопасная и поддерживающая. Школьная атмосфера рассматривается в двух аспектах: как формирующая у ребёнка а) чувство принадлежности к этой школе, связанности с нею и б) чувство собственной ценности и важности. Первый аспект связан с тем, насколько школа способствует добровольному включению ребёнка в школьную жизнь: ребёнок нужен и участвует в самых разных проектах, поэтому он рад быть членом большой школьной команды. Второй аспект – участие школы в его судьбе, простраивании его перспектив на будущее, поддержка его успехов, как академических, так и социальных.

Анкета, описывающая составляющие школьной атмосферы
(Кравцова С.В., Азбука буллинга)

Благодаря этой или похожей, либо другой анкете коллектив педагогов-единомышленников может сделать первые шаги в направлении улучшения атмосферы школы. Всем детям, да что говорить, и учителям тоже, такая атмосфера была бы очень привлекательна для работы. Детям, требующим «особого внимания», она необходима во много раз больше. Ведь именно дома они часто не получают этих важных для жизни опытов:
  1. Ощущения безопасности, ясности и предсказуемости со стороны окружающего мира – это лишает их покоя, делает тревожными или агрессивными, - но всегда в глубине неуверенными. Они не доверяют миру. Мир воспринимается как ненадёжный, дающий слишком мало опор. Часто защитный стиль поведения этих детей – поиски предела дозволенного. Они как бы проверяют «на прочность» любые правила или каждого, кто становится для них «родительской фигурой». Проверяют, не веря в эту самую прочность и надёжность, и одновременно отчаянно в ней нуждаясь.
  2. Тёплых чувств и приносящих радость отношений. В их жизни много плохого и мало того, что нравится. Когда в опыте переживания мало чувства «нравится», у человека формируются холодные отношения с жизнью, она имеет всё меньше ценности, её не за что отстаивать и беречь. Такой ребёнок инстинктивно ищет всё более незатейливых путей к «нравится» и быстро обнаруживает эрзацы в виде алкоголя, курения, игромании. Многие дети научились получать садистическое удовольствие, устанавливая свою власть над другими. Любые зависимости развиваются, когда в жизни мало привлекательного, интересного, того позитивного, что оживляет и согревает человека.
  3. Такие дети не знают, как отстоять собственные права, часто не знают своих прав или уверены, что лучшего отношения они просто не заслуживают, ведь родители так часто говорят им об этом. Живя с внутренним убеждением, что они «недостаточно хорошие», они нуждаются в справедливой оценке и большом такте, так как (несмотря на собственную бесцеремонность) гораздо более ранимы, чем дети благополучные.
  4. На фоне всего перечисленного нет и ясного будущего: что могу я ждать хорошего в этой жизни? Ничего, - думают они, потому что не доверяют миру и не верят в собственные способности. Тогда нет смысла и напрягать силы, чтобы стремиться к нему. Тогда, если смысла нет, «всё дозволено», тогда можно жить кое-как, одним днём, однако в глубине души они понимают, что это неправильно, что с их жизнью что-то не так. Тогда им нужна наша помощь.
Когда мы начинаем рефлексировать опыт ОУ в достижении нужных нам параметров школьной атмосферы, мы должны отчётливо понимать, что нет надёжных правил. В этом деле формальный подход (если сделать то и это, обязательно получишь вот это) никогда не приносил успеха. Школьная атмосфера – это совокупность переживаний учеников, учителей и родителей, которые превалируют в данной школе. Это абсолютно необъективная характеристика. И одновременно – это абсолютно реальная характеристика. Она реальна, потому что ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ. В школе может быть хороший средний балл по ЕГЭ, и отвратительная, разрушающая детей, атмосфера. Хотя каждая атмосфера уникальна, мы всё-таки можем отличить атмосферу равнодушия и подавленности от тёплой и дружественной, холодную деловую атмосферу формально функционирующего учебного заведения от открытой и творческой. Превалируют, как правило, позитивные или негативные чувства. Трудности могут вызывать недовольства и усталость, но успехи и праздники всё компенсируют. Или, наоборот, в школе бывают хорошие концерты и “капустники”, но в целом атмосфера тягостная, слишком много депрессивных или апатичных учителей, и совсем небезопасно: в школе главные люди – местные «авторитеты», они устанавливают правила выживания.
Подсчитав средние баллы по каждому из четырёх параметров, можно узнать, в каком направлении требуются улучшения.

Made on
Tilda