Наши понятия: ресурсность, эмоциональное выгорание, поддержка, забота, психологическое насилие, пассивная агрессия, безопасная атмосфера, ненасильственное общение, социально-коммуникативная компетентность, ненасильственная поддерживающая среда, правила, договор и переговоры, последовательность, групповая динамика, авторитет лидера, директивность, власть, злоупотребление властью, доминирование, маркеры насилия, разница между игрой и насмешками, принцип согласия, добровольности, презумпция невиновности, чувствительность к насилию.
5. Практики, взятые за основу: Территории, где наиболее полно реализуется деятельность по профессиональной поддержке педагогов.
- KIVA (kiusamise vaba kool) -"Школа без травли". Ориентирована на работу со сверстниками, педагогическим составом и местными сообществами. В программе KIVА создаются небольшие группы, которые курируют ситуацию буллинга в каждом классе. Работа с учениками происходит в интерактивном формате, включает информационно-коммуникативные технологии в уроки.
- OBPP (Olweus Bullying Prevention Program) - программа предотвращения буллинга, предназначенная для начальной, средней и старшей школы. Включает в себя повышение осведомлённости и знаний учащихся о школьной травле; вовлечение учителей и родителей в профилактику буллинга; разработку чётких правил против травли; оказание поддержки и защиты жертв.
- Positive action - программа, созданная в США, направленная на социально-эмоциональное обучение. Программа рассчитана на учеников начальной и средней школы. В результате работы происходят снижение количества случаев девиантного поведения, улучшение школьного климата.
- АНО «Психологический центр “Форсайт” (Рената Трубачева и Алла Хазиева) - Тренинг для тренеров, программа реализуется в течение 10 лет, курсы стартуют ежегодно или дважды в год. В течение 10 лет - опыт организации работы подростково-молодёжного клуба, в том числе и с детьми, состоящими на учёте в ОДН. Работа с группами подростков и взрослых с ментальными нарушениями (ГАООРДИ) - обучение управлению эмоциями и коммуникативным навыкам.
- «Семья и школа против буллинга. Создание системы поддержки инклюзивного образования» (Галина Романовская) - программа направлена на тренировку навыков педагогов по снижению агрессивных действий учеников в отношении сверстников.
6. Описание природы проблем и потребностей целевой группы(в контексте противодействия буллингу (травле):Педагог – человек, транслирующий ученикам образцы поведения. В решении проблемы буллинга необходимо, чтобы эти образцы были позитивными культурными образцами партнёрства, поддержки и сотрудничества.
Педагогу важно научиться защищать свои границы, уметь завоевывать авторитет в группе, устанавливать правила, поддерживать дисциплину, уметь выстраивать взаимоотношения с классом во время внешкольной деятельности, уметь реагировать на вызывающее поведение детей, уметь распознавать суицидальное поведение и не бояться что-то с этим делать, видеть маркеры зарождающейся травли и воздействовать на эти процессы, создавать безопасную среду в классе. Умение контролировать своё состояние, восполнять ресурсы, вести корректный точный диалог, выстраивая доверительное общение, - необходимые умения в решении не только проблемы буллинга, но и ряда других проблем, в обеспечении успешной социализации школьников как важного образовательного результата.
Помимо проведения непосредственно школьных уроков педагоги выполняют огромное количество работы, сопровождая её ведением документации на бумажных и электронных носителях. Педагоги перегружены, устают, времени и сил заниматься отношениями в классе и своим состоянием не остаётся. Существуя в строгой иерархической системе, педагоги находятся под большим давлением. Часто им не хватает ресурсов, поддержки, признания и благодарности. Также в такой системе им сложно защищать свои границы, часто и сами легко вторгаются в чужие. Зачастую школьная атмосфера создаёт условия, при которых педагоги начинают чувствовать себя жертвами обстоятельств, системы, начальства. Не чувствуя свою защищённость и уверенность, испытывают дискомфорт при взаимодействии с родителями, т.к. боятся конфликтов с ними, жалоб в прокуратуру, инициированных проверок. Педагогам часто приходится испытывать стресс из-за деструктивного асоциального детского поведения, из-за боязни самим стать объектами травли. В таких условиях педагоги, возможно, более остро испытывают потребность в уважительном отношении к себе со стороны детей, родителей, руководства и коллег.
Большое влияние на выбираемые способы коммуникации оказывают установки. - Установки в отношении детей: «Ребёнок слишком мал, чтобы относиться к нему как ко взрослому, к равному мне», «Ребёнок должен подчиняться просто потому, что я взрослый», «Они дикие и неуправляемые»;
- Установки в отношении родителей, педагогов, начальства: «Кругом враги», «Все только требуют от меня что-то, никакой помощи ни от кого не дождаться», «Никто не видит, сколько сил я вкладываю», «Никто не ценит меня», «Никому нельзя доверять»;
- Установки в отношении работы: «Я не должен и не могу конкурировать с гаджетом», «Я не клоун, чтобы заинтересовывать разными способами», «Это бесполезно, тут ничего не поменять, это система».
Такое отношение – результат нахождения в среде, где много давления и агрессии, где отсутствует ролевая модель уважительной коммуникации, отсутствует поддержка руководства, но зато имеется много критики и долженствования, где правят бюрократия и формализм – всё это приводит к потере инициативы.
Ситуация, описанная выше, – не повсеместная, но отнюдь не редкая. Тем не менее изменить эту пагубную, отравляющую ситуацию вполне возможно.
Какие компетентности, умения, ценности педагога помогут преодолеть сложности контекста, в котором он педагог?- Социально-коммуникативная компетентность (включает в себя коммуникативные способности, чувственный и социальный опыт), которая помогает решать конфликты, корректно реагировать на грубость и нарушение правил, корректно и уверенно останавливать травлю школьников, давать поддерживающую оценку или в нужных ситуациях общаться вовсе безоценочно, управлять классом (поведением группы, эмоциональным состоянием группы);
- Умение замечать в себе эмоции и озвучивать их и поводы их появления, умение замечать изменения состояния своей ресурсности и управлять этим состоянием;
- Уверенность в себе, уважение и доверие к ученикам и их родителям;
- Ценность уважения и принятия людей, уважения и принятия себя;
- Ценность ненасильственного взаимодействия с людьми;
- Чувствительность к насилию и способность влиять на ситуацию появления признаков насилия.
Что такое поддерживающая среда? Как она видна в школе?- В школе заботятся о соблюдении прав каждого ребёнка;
- Выстроено сотрудничество семьи и школы для обеспечения успешной социализации;
- Выстроены и работают конкретные механизмы профилактики буллинга, эмоционального выгорания;
- Все участники образовательного процесса участвуют в выработке правил, имеют право выбора и принятия решения;
- В школе заботятся о профессиональной форме учителя;
- Школа открыта для общественной экспертизы качества школьной среды.
Факторы эмоционального выгорания:- Организационные факторы (уровень материально-технического оснащения, перегрузка, дефицит времени, обратная связь, уровень самостоятельности);
- Специфика контингента ;
- Экономические и средовые (уровень оплаты труда);
- Личностные (мотивация, умения, возраст, выносливость, локус контроля, самооценка, тревожность, коммуникабельность).
Основные фокусы (мишени) для работы.- Организация процесса рефлексии собственных установок и ценностей в сфере ненасильственной коммуникации;
- Организация процесса рефлексии эффективности собственной деятельности и состояния (ресурсности);
- Формирование ценности заботы о себе, чувства собственного достоинства и уважительного отношения к другим;
- Формирование ценности поддерживающей среды в школе, уважительного отношения к каждому участнику образовательного процесса;
- Развитие коммуникативной компетентности в части решения конфликтов, сиюминутной остановки и противодействия травли, защита своих и ненарушение чужих границ, а также в части принятия ответственности за групповые процессы;
- Развитие чувствительности к психологическому насилию.
7. Содержание деятельности по профессиональной поддержке педагогов.
Модель работы с целевой группой предполагает работу на двух уровнях:- на уровне школы (наблюдение, опросы, создание для педагогов привлекательных пространств отдыха, список контактов для обращения по особым запросам, проведение совместных мероприятий, наличие корпоративного духа обучения, сотрудничество между педагогами, создание психологической службы как ответственной за оптимизацию школьного климата);
- на уровне класса (наличие правил ненасильственного общения, использование похвалы и санкций, проведение совместных мероприятий, творческий подход к решению сложных ситуаций).
Этапы реализации деятельности:- Аналитический: исследование проблемы и её распространённости в конкретной школе, обсуждение результатов с администрацией школы (проведение анализа ситуации в школе: условия труда, локальные акты, работа с правилами, диагностика ресурсности педагогов, выявление социально-коммуникативной культуры – исследование взаимоотношений).
- Организационный: составление и утверждение плана по созданию поддерживающей среды, по проведению поддерживающих мероприятий для педагогов.
- Содержательный: реализация плана. На данном этапе проводятся тренинги на восстановление эмоционального состояния педагогов, на развитие социально-культурной компетентности, семинары-практикумы, включающие лекционную часть, решение кейсов, обсуждение ситуаций из жизни, апробацию способов действий. Дополнительно предлагается набор вебинаров по запросу и актуальному состоянию, ведутся индивидуальные консультации психологов школы по запросу.
- Рефлексивный: анализ результатов деятельности, подготовка аналитической справки.
Содержание встреч с администрацией.Принципиально важна стартовая договорённость относительно создания условий, в которых решается проблема эмоционального выгорания педагогов, развития социально-коммуникативной компетентности педагогов. Первое, в чём необходимо достигнуть соглашения (или зафиксировать, что мы все считаем именно так), что школа несёт ответственность за то, что происходит с каждым ребёнком в её стенах, за установление контакта с родителями каждого ребёнка, что за качество взаимодействия «учитель-ученик» отвечает учитель.
Необходимо пересмотреть правила, по которым живёт школа. В них особо должна быть отражена ценность создания поддерживающей среды, ненасильственного общения в школе. Правила – не рекомендации и пожелания, а договорённость. Именно эти договорённости определяют уклад школьной жизни, атмосферу школы.
Например, в рамках решения проблемы эмоционального выгорания требуется описание правил поведения каждого, кто заботится о себе и начинает ощущать признаки выгорания: что конкретно нужно сделать, куда можно прийти, в какой форме об этом заявить (посетить бассейн, театральный кружок педагогов, сходить в традиционный поход на выходных, заявиться на участие в Балинтовской группе, на получение индивидуальной консультации психолога партнёрской организации, взять трёхдневный восстановительный отпуск и пр.). Также правила говорят о необходимости администрации школы повышать квалификацию по созданию позитивной школьной атмосферы с определённой периодичностью.
В работе над профилактикой эмоционального выгорания сотрудников необходимо опираться на уникальные ресурсы самой школы: традиции, практики, институции. Такими могут быть школьный театр, родительский актив, проекты разновозрастных групп и др.
Содержание семинаров-практикумов и вебинаров.1. Позиция и ресурсы учителя
- Позиция и авторитет учителя: достоинство, права, ответственность, устойчивость.
- Эмоциональное выгорание: последствия и ущерб, стадии, факторы.
- Профилактика эмоционального выгорания педагогов. Самодиагностика. Восполнение ресурсов, защита границ. Техника личной безопасности.
- Навыки эффективной поддержки.
2. Коммуникативная компетентность
- Коммуникативная компетентность как один из ключевых soft skills.
- Социально-коммуникативная компетентность.
- Переговоры, договоры. Переговоры как «обмен настоящего на будущее». Договороспособность.
3. Ненасильственная коммуникация
- Развитие насилия. Пирамида ненависти (шутки, травля, дискриминация, насилие).
- Развитие коммуникативной культуры в классе.
- Навыки ненасильственной коммуникации. Дебрифинг случаев.
4. Групповая динамика.
- Групповая динамика. Директивность и последовательность. Забота о группе.
- «Сложные» участники. Как реагировать на вызывающее поведение учеников.
- Установление и поддержание дисциплины.
5. Поддерживающая среда.
- Школьный уклад. Атмосфера школьной жизни.
- Поддерживающая среда и ненасильственное общение. Критерии поддерживающей среды глазами детей, родителей, педагогов, экспертов.
- Культура организации. Как менять традиции и культуру организации?
- Создание безопасной атмосферы в группе и поддерживающей среды в школе.
Результаты реализации всего комплекса мер поддержки педагогов:- Выстроены условия на административном уровне.
- Работает система профилактики эмоционального выгорания.
- Работает система непрерывного профессионального развития.
7. Организационные основы деятельности. Мотивация отбора.Первый этап деятельности – аналитический:этап встреч с администрацией школы, обсуждения базовых ценностных установок. Без договорённости по принципиальным позициям невозможно и бессмысленно начинать работу с педагогами. Здесь же определяются актуальные потребности конкретной школы.
По результатам аналитики и договорённости выстраивается система локальных актов, пересматривается функционал сотрудников (в частности, функционал психологической службы школы). Школьные психологи в настоящее время выполняют немало работы, часть её – системная диагностика динамики групп, состояния подростков на выявление групп риска… Как правило, такая работа занимает много времени (и проведение, и обработка), а целесообразность вызывает вопросы. Риск суицида, например, может быть не выявлен в момент проведения диагностики, но может проявиться уже через неделю, в то время как очередная диагностика состоится не ранее чем через 6 месяцев. Другой пример – социометрия, которая, как правило, проводится в школе в усечённом варианте и показывает результаты, которые для педагогов не становятся новостью, ведь информацию о популярности/непопулярности учеников в классе педагоги самостоятельно выявляют посредством наблюдения. Вместе с этим именно эта служба, психологическая школьная служба, имеет и возможность, и квалификацию для оказания поддержки педагогам в сохранении своего ресурсного состояния, в недопущении состояния эмоционального выгорания, приводящего к истощению, деформации мотивов деятельности и личностных установок.
Таким образом, психологическая служба, в функционал которой включены задачи создания поддерживающей среды для педагогов, содействие развитию профессиональных универсальных компетентностей (социально-культурной, в частности), после проведения аналитики ситуации в школе, вносит предложения администрации школы по реализации в течение года комплекса мер по решению выявленных актуальных проблем. По окончании – анализ результативности, составление предложений деятельности психологической службы на следующий учебный год.
Заметным сильным партнёром здесь могут становиться сторонние организации, целенаправленно занимающиеся решением ряда проблем психологического характера. Организация межсекторного взаимодействия не просто может снять часть нагрузки школьных психологов - такое взаимодействие обеспечит профессиональную адресную помощь.
Деятельность по поддержке педагогов может быть осуществлена в рамках плановых еженедельных или ежемесячных мероприятий с участием педагогов: педагогические советы, методические семинары, дни профессионального совершенствования и пр. Вопрос особого включения мероприятий в график педагога – также вопрос обеспечения сохранности его ресурсности, уважения к его пространству/границам: важно не дополнительно загрузить педагогов задачами «им же во благо», а решать эти задачи в установленное рабочее время. Одновременно с этим это базовое проявление уважения к человеку через соблюдение норм трудовой дисциплины.
Трудовая дисциплина, условия труда – это, казалось бы, вопросы, не требующие обсуждения. Фактически же не исключением стали случаи несоблюдения отпускного режима, трудовой нагрузки (работать некому, педагогов не хватает, поэтому нужно замещать, планировать, ремонтировать…), случаи отсутствия выделенной учительской или иного помещения для неформального общения с коллегами, отдыха.
Внутренний анализ – важный момент в деятельности. Вместе с этим «изнутри» не всегда есть возможность объективной оценки. Обязательной частью анализа деятельности школы сегодня является внешняя оценка. Вполне уместно при заключении договора со сторонней организацией о проведении внешней оценки качества образования обсудить расширение блока изучения школьного уклада, ресурсности и компетентности педагогов. Такая форма оценки инициируется и контролируется в рамках системы образования на муниципальном и федеральном уровнях.
Дополнением может стать общественная детско-взрослая экспертиза школьной среды как поддерживающей – инструмент анализа и построения (или укрепления) партнёрства школы с общественностью. Такая экспертиза проводится по инициативе самой организации и потребует для начала избрания и обучения авторитетных представителей родительской общественности и старшеклассников. После проведения экспертизы проводится обсуждение отчёта на итоговом педсовете и общешкольном родительском собрании с приглашением старшеклассников. Отчёт по экспертизе становится основанием для формирования плана работы в целях укрепления безопасной поддерживающей среды.
8. Межсекторное взаимодействиеВопросы для работы межсекторной команды:- Что делает психологическая служба организации?
- Как помогает школа, школьная психологическая служба педагогам в решении задачи профессионального роста в части коммуникативной культуры, в профилактике эмоционального выгорания?
- Где педагоги получают такую помощь, на каких условиях?
- В чём суть работы с педагогами, оказания им помощи (в чём, как, зачем)?
- В чём конкретно нужна помощь педагогам школы?
- В чём нужна помощь психологам психологической службы?
В Ресурсном центре возможно получить следующую помощь:- Общий анализ образовательной среды (школьного уклада) путём наблюдения, изучения документации, бесед.
- Активное сопровождение педагогов, нуждающихся в поддержке, а также желающих пройти курс/тренинг развития коммуникативной компетентности путём консультаций, тематических тренингов, обучающих семинаров, информационных встреч, проектных сессий.
- Кризисное сопровождение педагогов, находящихся в сложной ситуации по запросу.
9. Документооборот.Рекомендуемый список документов