1. Признание проблемы буллинга, формирование намерения работать с ней (“Травля существует, в том числе возможна и в нашей школе, как в любой другой, и мы будем с ней работать”). По наблюдениям, чаще всего к данному этапу подходят отдельные педагоги. Например, в нескольких школах, с которыми мы сотрудничали, тему школьной травли освещали на своих уроках некоторые педагоги-предметники (английского, русского языка и литературы). Переход от подобных единичных примеров к признанию проблемы на уровне всей школы будет признаком успешного окончания этапа.
Информирование о начале работы и отбор наиболее мотивированных специалистов, готовых работать с темой. В этом случае при поддержке кураторов от РЦ с руководством школы предварительно обсуждается необходимость введения в курс дела учителей, персонала школы. После чего обычно следует комплексное обучение большей части педагогического состава базовым способам и приёмам диагностики и профилактики буллинга. Обучение, помимо непосредственно освоения этих способов, направлено на обсуждение ценностных основ работы с буллингом, на активизацию интереса учителей к работе с буллингом. В результате чего уже на этапе обучения ряд специалистов и учителей, познакомившись с темой, могут начать объединяться.
2. Объединение активных, мотивированных педагогов, готовых строить систему работы с буллингом в своей школе. На данном этапе объединение ещё носит, как правило, неформальный, не закреплённый нормативно, характер. Более того, поспешная фиксация деятельности на самых ранних этапах, без ясного понимания целей и дальнейших перспектив, может свидетельствовать о вынужденном характере подобного образования (например, по формальному приказу руководства, что в дальнейшем скажется на эффективности функционирования команды). Она не сможет плодотворно функционировать исключительно на административных инициативах, без включения ценностей и профессионального интереса самих участников
3. Анализ ресурсов, дефицитов школы в работе с травлей, поиск информационно-методических, образовательных возможностей. Тема работы с буллингом активно развивается, и уже существует немало источников практики и технологии, к которым АБ-команда может обращаться и апробировать в своей школе. Важно на данном этапе реалистично взвесить и проанализировать те доступные ресурсы, на которые школа может рассчитывать в деятельности по профилактике буллинга, и определить, какие следует искать вовне. Например, в школе может быть сильная социально-психологическая служба или успешно реализуется программа родительского образования, хорошо работает школьный актив и пр. То есть антибуллинговая работа должна встроиться в школьную жизнь, не переворачивая её, а опираться на уже имеющиеся сильные стороны и работающие механизмы командного решения задач, и привлекая необходимые ресурсы.
4. Определение и закрепление функций, задач и ответственности антибуллинговой команды. Часто внутренняя организация школьной профилактической работы требует пересмотра, т.к. антибуллинговая деятельность не может быть просто “ещё одной темой”, которой “нагрузят” учителей. Этот процесс требует сопровождения и обучения. Кроме того, что на начальных этапах работы случаются и нереалистичные ожидания, что АБ- команда (часто состоящая лишь из нескольких человек - представителей социально-психологической службы школы) возьмёт на себя всю работу по профилактике и реагированию на буллинг. Это важно учитывать и сразу прояснять, что задача антибуллинговой команды не взять на себя выполнение всей работы по направлениям модели, а поддерживать и координировать эту деятельность. Важно, чтобы основные задачи, полномочия и функции членов антибуллинговой команды были закреплены нормативно.
5. Информирование коллектива школы о создании антибуллинговой команды - сигнал коллективу, что антибуллинговая деятельность ведётся, это постоянная часть школьной жизни, координируют её все представленные сотрудники. Всех сотрудников школы информируют о том, кто может работать в антибуллинговой команде и как присоединиться к её работе, так как состав команды гибкий, и в случае возникновения буллинга в конкретном классе классный руководитель и учителя-предметники могут временно войти в её состав.
6. Разработка и утверждение нормативных документов, закрепляющих деятельность антибуллинговой команды (положение/приказ, план работы), включение деятельности команды (встречи, собрания и пр.) в школьный план работы.
Основная деятельность, которую осуществляет сформированная и функционирующая антибуллинговая команда, в соответствии с направлениями модели:
ИНФОРМИРОВАНИЕ
- вовлекает педагогов в разработку плана формирования поддерживающей среды и культуры ненасильственного общения в школе;
- регулярно сообщает педагогам, родителям, ученикам о деятельности антибуллинговой команды и о школьной системе противодействия буллингу в целом;
- организует и/ или проводит антибуллинговые просветительские мероприятия;
- сотрудничает с партнёрскими организациями в целях антибуллингового просвещения.
ОБУЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА
- вовлекает педагогов в разработку плана профилактики буллинга (травли);
- координирует профилактические мероприятия в школе (отслеживает их включение в график школьных мероприятий);
- обновляет банк эффективных ресурсов профилактики, регулярно информирует о них педагогов;
- проводит/организует обучающие занятия для педагогов по поддерживающей коммуникации, распознаванию насильственных способов коммуникации, тонкостям профилактики буллинга.
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ
- принимает сигналы о случаях буллинга, координирует разработку и реализацию плана действий по выявленному случаю буллинга в конкретном классе в соответствии с алгоритмом;
- организует оказание помощи школьникам, затронутым буллингом, разъясняет родителям, в чём суть помощи, почему она нужна, рекомендует, где именно получить профессиональную помощь;
- регулярно напоминает педагогам, детям и родителям о Детском телефоне доверия, побуждает пользоваться этим ресурсом.
МОНИТОРИНГ
- анализирует готовность школьных специалистов к работе с буллингом;
- исследует внутришкольную ситуацию по распространённости случаев насилия, готовности участников образовательного процесса обращаться за помощью, отслеживает динамику работы со случаями (стало больше-меньше, какие преимущественно формы принимает травля, как часто и какого рода бывает нужна дополнительная помощь сторонних организаций-партнёров);
- проясняет образовательные потребности школьных специалистов (запросы, потребности, актуальные темы, интересы), формирует план обучения школьных специалистов и передаёт в администрацию;
- формирует предложения для выработки школьной антибуллинговой политики и плана профилактики буллинга, а также предложения изменений/улучшений инфраструктуры работы с буллингом в школе.
Таким образом, создание школьной антибуллинговой команды – это процесс, в результате которого администрация и педагоги школы самостоятельно либо при поддержке РЦ настраивают работу такой структуры в школе, которая будет развивать навыки педагогов в работе с буллингом, оказывать профессиональную поддержку всем специалистам школы, работающим со случаем буллинга или занимающимся его профилактикой (в том числе знать, когда и где поддержку можно запросить), распространять ценности ненасильственного общения от учителя к учителю, от учителя к детям, от учителя к родителям. Это, в свою очередь, будет способствовать легализации обсуждения не только фактов и рисков травли в классах, но и других «неудобных», но важных профессиональных вопросов.
9. Организационные основы деятельности.
В ходе внедрения модели взаимодействие школы и НКО закрепляется подписанием договора о сотрудничестве с приложением согласованного календарного плана к договору о сотрудничестве, в котором должны быть учтены обязательства о проведении серии встреч и нормативном закреплении антибуллинговой деятельности школы. Это позволяет, кроме закрепления обязательств, принимать совместные решения в случае возникновения трудностей. Срок договора, как правило, составляет 1 учебный год. Кроме того, во время организационных встреч и переговоров со школой руководство определяет куратора проекта от школы, с которым ведётся взаимодействие по организационным вопросам: определение дат встреч, супервизий, назначение обучения, он организует сбор команды от школы. Чаще всего координируют работу создающейся команды завуч по воспитательной работе, директор, специалисты социально-психологической службы ОО. Принципиально важно, чтобы команду возглавил сотрудник школы, обладающий административными полномочиями, авторитетом в коллективе, опытом взаимодействия со всеми школьными структурами и участниками образовательного процесса.
Как показывает опыт работы со школами АНО ДПО “Институт социальных услуг и инноваций “ВЕКТОР”, создание команды начинается уже на этапе обучения отдельных специалистов либо команд от школ. Как правило, обучение инициируют органы управления образования либо руководители школ, заинтересованные в развитии антибуллинговой деятельности в школе. Обучение проводит Ресурсный центр НКО, специализирующейся на работе с буллингом. В результате обучения проявляются наиболее заинтересованные темой, мотивированные специалисты, педагоги, способные к командному взаимодействию. Таким образом, этап совместного обучения школьных специалистов в нашей практике играет ключевую роль в дальнейшем развитии командной работы школы с буллингом.
Включение в команду учителей - важный стратегический шаг, повышающий вовлечённость педагогических кадров в профилактическую работу. Так как традиционно случаи насилия, травли в школе адресуют для работы педагогу-психологу и/или социальному педагогу, одной из задач сформированной АБ-команды является включение и распределение между учителями и указанными выше специалистами работы по профилактике, диагностике и реагированию на случай. Это должно быть делом команды, а не узкоспециализированной работой отдельных школьных специалистов, которых к тому же часто не хватает в школах. Для решения этой задачи команде важно проводить регулярные информационно-просветительские мероприятия, направленные на повышение осведомлённости учителей о феномене травли и методах её профилактики, а также создавать условия для включения новых участников в деятельность АБ- команды. Это могут быть открытые методические встречи с разбором актуальных тем, практических ситуаций, полезные каждому учителю.
Обязательный момент - совместное обсуждение командой будущей деятельности (в том числе совместно с РЦ), видения основных её целей, направлений, задач и особенно - результатов. Далее стоит задача описания этой деятельности, примерного плана, режима взаимодействия друг с другом и с Ресурсным центром. Затем при поддержке руководства необходимо интегрировать эту работу в школьный план. Участникам команды необходимо определить задачи, функции (функции и задачи указаны в п.3, п.8), договориться об их распределении между собой и закрепить деятельность нормативно - через создание приказа/положения о команде и т.п. Фиксация деятельности антибуллинговой команды встраивается в имеющийся в школе документооборот с добавлением необходимых инструментов, например, журнал регистрации выявленных случаев, или банк, журнал обращений от школьников, родителей, педагогов, персонала школы.
На начальном этапе создания команды и закрепления антибуллинговой деятельности рекомендуется встречаться не реже 1 раза в 2 недели - расширенной командой с привлечением специалистов партнёрского Ресурсного центра и еженедельно - школьной командой.
Так как одно из важных направлений работы антибуллинговой команды - важная информация об организации этой работы содержится в разделе "Алгоритм работы со случаем буллинга(травли) в школе". В каждой школе любой алгоритм и порядок взаимодействия участников должен адаптироваться и учитывать специфику учреждения. В Приложении приводим пример алгоритма работы со случаем, разработанный одной из пилотных школ проекта в 2020 г. [Приложение 1].
10. Межсекторное взаимодействие.Опыт Пермского края показывает, что наиболее полно и эффективно внедрение модели осуществляется при взаимодействии школы со специализированным Ресурсным центром. Оно осуществляется согласно плану, утверждённому на этапе договорённости по сопровождению школы (обучение, супервизии, поддерживающие занятия для учителей). Связь с Ресурсным центром организуется через куратора от школы. Практика показывает, что возможно внеплановое взаимодействие при возникновении экстренных случаев, ситуаций, при необходимой методической или других формах поддержки от Ресурсного центра. Пример межсекторного взаимодействия Ресурсного центра и школы в Пермском крае [Приложение 3].
Также по каждому направлению модели выстраивается сотрудничество школы с разными организациями: некоммерческие организации, психологические центры, другие школы, работающие с темой буллинга, КДНиЗП, городские советы старшеклассников, городские медиа, служба Детского телефона доверия, работающая под единым общероссийским номером. Более плотное сотрудничество с теми или иными структурами зависит от конкретной ситуации в каждой отдельной школе, регионе. Где-то более актуальна поддержка в организации дополнительной помощи пострадавшим от буллинга, в других школах остро стоит вопрос об обучении кадров и/или системной профилактике выгорания кадров. Межсекторное взаимодействие инициируется руководителем антибуллинговой команды исходя из актуальной ситуации и организуется силами администрации школы.
11. Документооборот в процессе деятельности по Т-блоку.
1. Закрепление работы АБ-команды как внутришкольной структуры возможно в вариантах:
- Положение/другой локальный документ о политике школы по отношению к буллингу. То есть документ, закрепляющий позиции, ценности и технологию работы школы по противодействию буллингу (например, документ “Политика школы по вопросу буллинга”, “Антибуллинговая хартия”);
- Положение об антибуллинговой команде включает описание целей, функций, задач. В Положении важно закрепить ценностные основы создания антибуллинговой команды - миссия, значимость роли участников, возможно, отметить особый статус участников, это может выступать одним из командообразующих инструментов.
2. Алгоритмы реагирования на ситуацию буллинга, ответственность и обязательства реагировать на случаи буллинга могут закрепляться в дополнениях к должностным инструкциям сотрудников школы. В них важно прописывать, на какие сигналы реагируют специалисты (проявления травли), куда они обращаются при этом (кто принимает сигнал). Подробнее об алгоритме - в описании "Алгоритма работы со случаем буллинга(травли) в школе"
3. В случае взаимодействия школы и Ресурсного центра в ходе реализации Т-Блока закрепляют сотрудничество (по опыту Пермского края): договоры с Управлением образования территории, Министерством образования и науки [Приложение 2].
12. Кадровое обеспечение деятельности.Примерный состав: администратор образовательной организации (завучи/директор), группа педагогов-предметников, педагог-психолог, социальный педагог, координатор школьной службы примирения (при наличии), педагог-организатор /всего 4-10 человек/. При сопровождении школы РЦ, школьная АБ-команда включается в межсекторную с кураторами от Ресурсного центра.
При формировании команды важно соблюдать баланс “молодых” специалистов (и по возрасту, и новоприбывших сотрудников школы, которые, как правило, очень отзывчивы и ориентированы на включение в различные школьные активности), и опытных, долго работающих специалистов.Например, если создавать школьную антибуллинговую команду с привлечением исключительно новых сотрудников, молодых специалистов, то будет гораздо сложнее транслировать антибуллинговые идеи и практики, вовлекать остальной коллектив в профилактическую деятельность.
Условно состав АБ-команды можно разделить на постоянных и сменных участников. Как правило, среди постоянных участников - педагоги социально-психологической службы школы и заместитель директора по воспитательной работе. Эти люди по функционалу своей деятельности наиболее заинтересованы во внедрении инструментов работы со школьным насилием. К постоянным участникам стоит отнести педагогов-предметников, проявивших интерес, имеющих опыт работы с буллингом и/или желающих присоединиться к деятельности команды, разделяющих ценность защиты детей от буллинга.
Постоянный состав школьной АБ-команды расширяется, например, в ходе реализации алгоритма работы по выявленному случаю травли. Начиная со сбора информации о случае, работу команды дополняют учителя-предметники, ведущие уроки у класса, затронутого травлей.
Команда школы и необходимые компетенции:• Директор школы. Понимает значимость противодействия буллингу в школе, важность взаимодействия с ресурсным центром, поддерживает совместную деятельность по внедрению модели, осуществляет мотивацию и поддержку сотрудников школы в ходе внедрения модели.
• Завуч. Занимает активную, деятельную позицию, пользуется авторитетом в коллективе, руководит деятельностью по внедрению модели на территории школы. Проявляет методическую компетентность и навыки работы как с детской, так и со взрослой аудиторией. Знаком с моделью. Понимает её отличия от «похожих» программ, таких, как «Школьная служба примирения», «Без обвинений», «Детское самоуправление» и т.д. Отслеживает точность постановки задач, достижение профилактических результатов, результатов эффективной работы со случаем буллинга.
• Специалист школы. Имеет в рамках основной деятельности доступ ко всем обучающимся (психолог, социальный педагог или педагог-организатор или др.). Для него важны умения вовлечь, мотивировать, призвать к действиям, убедить в правильности ненасильственных мер, пагубности давления, доминирования, травли, агрессии. Коммуникативные способности хорошо развиты, направлены на вовлечение и поддержание доверительного контакта со всеми участниками образовательного процесса. Разделяет ценности и умеет применять основные подходы модели. Активно сотрудничает с ресурсным центром.
• Педагог: предметник, учитель начальных классов, классный руководитель. Знает основы работы в рамках модели. Имеет связь с Ресурсным центром, постоянный доступ к профессиональной поддержке. Разделяет антибуллинговые ценности и умеет применять основные подходы модели.
15. Оценка эффективности деятельности.Несмотря на то, что деятельность антибуллинговой команды большей частью носит качественный характер, можно отметить ряд критериев, по которым можно судить об эффективности деятельности такой структуры.
Эффективность можно отследить*, обратив внимание на следующие критерии и их возможные показатели: