Организация работы школьной антибуллинговой команды

1. Цель:
Организация деятельности внутришкольного структурного подразделения из числа сотрудников школы, способного выстраивать на постоянной основе деятельность по профилактике и реагированию на случаи буллинга в образовательной организации, силами школы либо при поддержке ресурсного центра.

2. Целевая группа:
Данный материал адресован в первую очередь школам, реализующим деятельность по созданию антибуллинговой команды на своей территории как самостоятельно, так и при сторонней поддержке. Целевая аудитория деятельности по организации работы антибуллинговой команды: руководители образовательных организаций, заместители директоров по воспитательной работе, специалисты ресурсных центров муниципальных и некоммерческих организаций (далее РЦ/ РЦ НКО).

3. Краткое описание деятельности:
Антибуллинговая команда - школьное структурное подразделение, объединяющее сотрудников школы (из числа педагогов, администрации), обладающих антибуллинговыми компетенциями, принимающих активное участие в создании поддерживающей среды в школе через профилактику и прерывание травли в детских коллективах, развитие сплочённости, взаимоподдержки и спокойного отношения к индивидуальным отличиям каждого человека. Антибуллинговая команда (далее АБ-команда) может самостоятельно проводить профилактические мероприятия для школьных специалистов и родителей, но в большей мере организует и/или инициирует такие мероприятия. АБ-команда может оказывать поддержку ребёнку, пострадавшему от буллинга, и его семье, но для оказания специализированной помощи привлекает специалистов из государственных и негосударственных ресурсных центров. Таким образом, АБ-команда осуществляет поддерживающую, организационную, координирующую деятельность по всем направлениям модели: информирование, профилактика, организация помощи, мониторинг.

Задачи антибуллинговой команды:
  • включает организацию и проведение профилактических мероприятий всех сотрудников школы (поочерёдно или определёнными группами) с целью (освоения всеми) культурных образцов поддерживающей среды в школе;
  • информирует всех сотрудников школы (включая технический персонал), школьников и их родителей о буллинге, подходах и способах работы с буллингом в школе;
  • объединяет сотрудников школы для решения задач создания поддерживающей безопасной среды в школе;
  • инициирует и планирует действия по созданию поддерживающей среды, вносит предложения в профилактический план школы;
  • задаёт образцы ненасильственной коммуникации, транслирует культуру взаимовыручки, обращения за поддержкой посредством проведения целенаправленных мероприятий;
  • координирует проведение профилактических мероприятий для детей и взрослых в школе;
  • проводит/организует обучающие занятия для педагогов;
  • организует/координирует проведение регулярных поддерживающих мероприятий для педагогов/коллектива с целью предотвращения педагогического насилия как следствия эмоционального выгорания и профессиональной деформации;
  • выстраивает механизм приёма сигналов о случаях травли, координирует комплексную работу со случаем (в том числе организует поддержку детям, семье и педагогам, задетым буллингом);
  • участвует в разработке локальной нормативной базы для реализации модели в школе.
  • проводит анализ эффективности антибуллинговой деятельности в школе, выявляет потребность в привлечении сторонних специалистов для решения обнаруживаемых проблем;
  • организует, проводит мониторинг показателей/критериев поддерживающей среды в школе.

В результате создания антибуллинговой команды в образовательной организации появляется группа специалистов, регулирующая вопросы профилактики буллинга и реагирования на возникающие случаи.

4. Основные понятия

Антибуллинговая команда - структурное подразделение в школе, объединяющее сотрудников школы для выполнения функций создания поддерживающей среды в школе, содействия развитию традиций ненасильственного общения, планирования общешкольной работы по профилактике буллинга, организации работы с выявленными случаями.

Антибуллинговые компетенции - знания, умения, навыки, необходимые для реализации 4-х направлений деятельности в рамках модели: просвещение, работа с выявленным случаем, профилактика, мониторинг.

5. Практики, взятые за основу
На начальном этапе реализации антибуллинговых проектов АНО ДПО “Институт социальных услуг “ВЕКТОР” основной услугой для школ было обучение базовым антибуллинговым компетенциям педагогов и специалистов и их сопровождающих. Практика показала, что наиболее эффективно технологии работы с буллингом закреплялись в тех школах, которые направляли на обучение не одного специалиста, а команду (как правило, педагогов школьной социально-психологической службы, иногда при участии заместителя директора по воспитательной работе).

Кроме того, что группа обучаемых школьных специалистов более продуктивно работает в процессе обучения (во время него уже могут возникать и обсуждаться идеи и планы работы в своей школе), им легче внедрять освоенные инструменты сообща, во взаимодействии и с поддержкой. Кроме того, риски “отката” во внедрении технологий из-за ухода кадров, изменения нагрузки отдельных специалистов существенно снижаются, т.к. всегда остаются несколько человек, способных обучить/вовлечь/поддержать и транслировать полученные знания кому-либо ещё в школе.

В дальнейшем услуга трансформировалась от “сборного” обучения отдельных специалистов и команд школ к обучению целых коллективов пилотных школ и дальнейшему их сопровождению. В этом случае при обучении всех педагогов школы можно увидеть наиболее активных и мотивированных сотрудников, у которых есть интерес и ресурсы для участия в деятельности АБ-команды. Таким образом, обучение сотрудников пилотных школ стало обязательным элементом внедрения модели, а затем начальным этапом формирования АБ-команд школ.

Экспертами методической службы АНО ДПО “Институт социальных услуг и инноваций «ВЕКТОР» впервые предпринята попытка структурированного описания структуры, задач и деятельности антибуллинговой команды. За основу взяты практики сопровождения внедрения модели в школах Перми и Пермского края, практика сопровождения трёх школ ЦАО г. Москвы антибуллинговой командой проекта “Семья и школа против буллинга. Создание системы поддержки инклюзивного обучения” АНО Центр эффективного обучения “Шаг за шагом” под руководством Г.В. Романовской. Необходимость создания такой группы/комитета в школе для эффективной работы с буллингом можно увидеть в работах С.В.Кривцовой [1], в программах ЮНЕСКО по профилактике насилия в образовательных организациях, реализуемых на территориях.

6. Нормативно-правовое обеспечение
Так как организация работы школьной антибуллинговой команды преследует, в первую очередь, профилактические цели, то данная деятельность соотносится с основными документами, прямо или косвенно регламентирующими защиту прав детей в образовании: Федеральный Закон №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральный Закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Конституция Российской Федерации. В данных документах прописаны основные права и свободы граждан, в том числе в сфере образования. Однако в документах при упоминании обязательств по защите детей от всех форм физического и психического насилия слабо прописаны конкретные инструменты и регламенты защиты детей от травли, кроме того, проблема буллинга или травли, будучи специфической и распространённой проблемой в школе, не обозначается.

ФГОС требует наличия в школе рабочей программы воспитания, которая по своей сути содержит профилактические мероприятия в отношении ряда негативных проявлений.

В рекомендациях Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по теме «Реализация права на образование и защита прав участников образовательного процесса» 21 мая 2018 г. [5] “По вопросам защиты детей от насилия, травли и «буллинга» в школе” предложены конкретные шаги по преодолению существующего дефицита, в частности, “..ввести специальные педагогические и тьюторские программы противодействия травле, предназначенные для учителей и других сотрудников школ”.


7. Описание природы проблем и потребностей целевой группы
(в контексте противодействия буллингу (травле).
На данный момент в школах нет единой системы работы с травлей, существуют разрозненные рекомендации, в основном для родителей и учителей, мало внимания уделяется поиску и апробации технологий, влияющих на проблему травли на системном уровне. В лучшем случае, считается, что работа с травлей в школе ведётся, если существует программа профилактики, или есть психолог/социальный педагог, которые помогут пострадавшим справиться с ситуацией, а агрессорам – остановиться. В худшем случае – проблема травли не озвучивается и “не присваивается” (типичный ответ на вопрос о травле: “У нас в школе такого нет”).

Если же травля диагностируется и озвучивается кем-то из участников процесса (родителем, педагогом, детьми), это вызывает колоссальное сопротивление всей системы. Сложно замечать то, с чем непонятно как работать. В итоге затронутые буллингом школьники либо подвергаются осуждению, за которым иногда следуют дисциплинарные воздействия, либо их начинают переубеждать, называть происходящее как-то иначе, «не травлей». В результате ученики остаются без поддержки, с опытом не решенной ситуации травли, не зная, как отреагировать при встрече с травлей в будущем. Это служит примером и для очевидцев травли: безопаснее промолчать, проигнорировать, не заметить.

Безусловно, руководство любой школы, учителей, специалистов органов управления образования интересуют хорошая успеваемость, физическая безопасность учеников, учителей, психологическое благополучие детей; отсутствие проблем с дисциплиной в классе, серьёзных конфликтов между учениками, правонарушений, деструктивного/асоциального поведения учеников; достаточно высокий рейтинг школы, территории; удовлетворённость родителей качеством образования. При этом в школе зачастую не видят связи этих приоритетов с умением и готовностью работать с буллингом.

Факторы, влияющие на возникновение проблем целевой группы:
  • Педагогов, руководство школ беспокоят риски работы с буллингом: опасения говорить о булллинге в классе, возможные санкции за выявленные случаи буллинга; опасения не справиться с ситуацией травли в классе, опасения поступления жалоб от родителей в органы управления образования и пр.
  • Педагогам и руководству образовательных организаций часто не очевидна взаимосвязь успеваемости, посещаемости обучающихся с психологическим климатом. Школьная атмосфера, уклад определяют удовлетворённость школьной жизнью, желание или нежелание детей приходить в школу и находиться там; уровень риска появления буллинга напрямую зависит от качества школьной атмосферы.
  • В школах практически не организована система поддержки для педагогов, и в случаях возникновения травли педагог находится в ощущении некой изоляции относительно данной проблемы.
  • В школе опасаются брать на себя дополнительную деятельность без острой необходимости, внедрение новых инструментов работы с травлей может восприниматься как лишняя нагрузка, в худшем случае - как дополнительный инструмент контроля школы и отдельных специалистов.
  • У школы (и в органах управления образования) нет единого представления о буллинге как системной проблеме, которую нельзя делегировать одному психологу, отдельному педагогу, а нужно решать комплексно, с включением всех участников процесса.

Вместе эти факторы снижают мотивацию участников образовательного процесса к антибуллинговой работе в школе.

Таким образом, потребности ЦА лежат в двух направлениях: в области безопасного и развивающего образовательного пространства для учащихся (чтобы дети не дрались, не совершали правонарушений, а также показывали академические и творческие успехи), и в области условий работы самого учителя, специалиста (те условия, которые помогают, а не мешают работать, позволяют говорить о проблемах и получать поддержку, что впоследствии ведёт к успешной профилактике буллинга). Всё это является центральными вопросами культуры поддерживающей среды в образовательной организации.

Появление АБ-команды обеспечивает системный подход к противодействию буллингу в школе и удовлетворяет ряд вышеописанных потребностей благодаря следующим эффектам:
  • Это процесс, в результате которого в школе формируется специализированная команда единомышленников, что позитивно влияет на атмосферу в организации. Это пример кооперации для решения социально значимой проблемы и эффективный инструмент выстраивания профилактической работы.
  • В результате создания АБ-команды все участники образовательного процесса знают, что в школе системно работают со случаями травли, понятно, к кому и куда обращаться (существует “мозговой” и координационный центр по проблеме травли);
  • У педагогов есть уверенность и понимание, что в случае возникновения проблемы им помогут выстроить работу и поддержат - это способствует легализации обращения за помощью, а значит, и росту выявляемости случаев буллинга;
  • Антибуллинговая команда за период сопровождения учится запрашивать и оказывать поддержку (в школе с этим часто возникают сложности), затем обучают этому других учителей своим примером, что, в свою очередь, передаётся от педагогов к детям. Это, с одной стороны, работает на профилактику выгорания учителей в школе, с другой - на укрепление позитивных связей участников образовательного процесса внутри школы.
  • АБ-команда является связующим звеном с Ресурсным центром и партнёрскими организациями, ведомствами, которые участвуют в реализации модели. Деятельность АБ-команды налаживает связь между школой и сообществом для решения очень важной и сложной проблемы школьного насилия.

В некоторых школах, где культура доброжелательности, позитивной кооперации, ненасильственного общения, толерантности к различиям развита на достаточном уровне, можно заметить наличие качественных инструментов взаимопомощи и поддержки в разных ситуациях. Некоторые школы приходят к этому самостоятельно, когда сочетание личных устремлений участников процесса, средовых и организационных ресурсов складываются в удачной комбинации. В большинстве же случаев культуру поддерживающей среды необходимо развивать. И начинать этот процесс можно как раз с поддержки и развития антибуллинговой команды в школе.

8. Содержание деятельности
Организация работы школьной антибуллинговой команды является одним из значимых этапов/условий закрепления любых технологий противодействия буллингу в образовательной организации.

Участники команды - это наиболее мотивированная часть сотрудников школы, которые собираются не только по конкретному случаю травли, а регулярно находятся во взаимодействии, вовлекая остальную часть коллектива к реализации общих ценностей через организацию поддерживающей среды и противодействие буллингу, через выстраивание взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в ненасильственном и поддерживающем ключе.

Стратегически основные функции сложившейся внутришкольной антибуллинговой команды, помимо работы со случаями: поддерживающая, регулирующая, направляющая. Задача команды - вовлечь всех участников образовательного процесса в противодействие буллингу, а не взять на себя весь функционал по работе с травлей в школе.

Деятельность команды - поэтапный динамический процесс. На первом этапе внедрения модели школьная антибуллинговая команда нуждается в большей поддержке Ресурсного центра для методического укрепления, поддержки и обеспечения устойчивости/регулярности деятельности команды.

Но создать антибуллинговую команду в школе можно и без непосредственного участия координатора от Ресурсного центра (хотя сопровождение и облегчает процесс, помогает сделать эту работу более планомерной и эффективной).

Основные этапы формирования антибуллинговой команды в школе. В рамках отдельно выделены этапы, которые были реализованы РЦ совместно с пилотными школами проекта (более подробно о месте этапа создания антибуллинговой команды в школе в процессе сопровождения школы специалистами НКО - в описании Т-Блока С1 “Сопровождение внедрения Комплексной межсекторной модели противодействия буллингу Ресурсным центром”).


Анализ среды в школе: проведение внутришкольного исследования, вариации социометрий, анонимных опросников наличия травли, в результате - обоснованные аргументы, помогающие школе признать наличие травли, а также конкретных рисков её возникновения.

1. Признание проблемы буллинга, формирование намерения работать с ней (“Травля существует, в том числе возможна и в нашей школе, как в любой другой, и мы будем с ней работать”). По наблюдениям, чаще всего к данному этапу подходят отдельные педагоги. Например, в нескольких школах, с которыми мы сотрудничали, тему школьной травли освещали на своих уроках некоторые педагоги-предметники (английского, русского языка и литературы). Переход от подобных единичных примеров к признанию проблемы на уровне всей школы будет признаком успешного окончания этапа.

Информирование о начале работы и отбор наиболее мотивированных специалистов, готовых работать с темой. В этом случае при поддержке кураторов от РЦ с руководством школы предварительно обсуждается необходимость введения в курс дела учителей, персонала школы. После чего обычно следует комплексное обучение большей части педагогического состава базовым способам и приёмам диагностики и профилактики буллинга. Обучение, помимо непосредственно освоения этих способов, направлено на обсуждение ценностных основ работы с буллингом, на активизацию интереса учителей к работе с буллингом. В результате чего уже на этапе обучения ряд специалистов и учителей, познакомившись с темой, могут начать объединяться.


2. Объединение активных, мотивированных педагогов, готовых строить систему работы с буллингом в своей школе. На данном этапе объединение ещё носит, как правило, неформальный, не закреплённый нормативно, характер. Более того, поспешная фиксация деятельности на самых ранних этапах, без ясного понимания целей и дальнейших перспектив, может свидетельствовать о вынужденном характере подобного образования (например, по формальному приказу руководства, что в дальнейшем скажется на эффективности функционирования команды). Она не сможет плодотворно функционировать исключительно на административных инициативах, без включения ценностей и профессионального интереса самих участников

3. Анализ ресурсов, дефицитов школы в работе с травлей, поиск информационно-методических, образовательных возможностей. Тема работы с буллингом активно развивается, и уже существует немало источников практики и технологии, к которым АБ-команда может обращаться и апробировать в своей школе. Важно на данном этапе реалистично взвесить и проанализировать те доступные ресурсы, на которые школа может рассчитывать в деятельности по профилактике буллинга, и определить, какие следует искать вовне. Например, в школе может быть сильная социально-психологическая служба или успешно реализуется программа родительского образования, хорошо работает школьный актив и пр. То есть антибуллинговая работа должна встроиться в школьную жизнь, не переворачивая её, а опираться на уже имеющиеся сильные стороны и работающие механизмы командного решения задач, и привлекая необходимые ресурсы.

4. Определение и закрепление функций, задач и ответственности антибуллинговой команды. Часто внутренняя организация школьной профилактической работы требует пересмотра, т.к. антибуллинговая деятельность не может быть просто “ещё одной темой”, которой “нагрузят” учителей. Этот процесс требует сопровождения и обучения. Кроме того, что на начальных этапах работы случаются и нереалистичные ожидания, что АБ- команда (часто состоящая лишь из нескольких человек - представителей социально-психологической службы школы) возьмёт на себя всю работу по профилактике и реагированию на буллинг. Это важно учитывать и сразу прояснять, что задача антибуллинговой команды не взять на себя выполнение всей работы по направлениям модели, а поддерживать и координировать эту деятельность. Важно, чтобы основные задачи, полномочия и функции членов антибуллинговой команды были закреплены нормативно.

5. Информирование коллектива школы о создании антибуллинговой команды - сигнал коллективу, что антибуллинговая деятельность ведётся, это постоянная часть школьной жизни, координируют её все представленные сотрудники. Всех сотрудников школы информируют о том, кто может работать в антибуллинговой команде и как присоединиться к её работе, так как состав команды гибкий, и в случае возникновения буллинга в конкретном классе классный руководитель и учителя-предметники могут временно войти в её состав.

6. Разработка и утверждение нормативных документов, закрепляющих деятельность антибуллинговой команды (положение/приказ, план работы), включение деятельности команды (встречи, собрания и пр.) в школьный план работы.

Основная деятельность, которую осуществляет сформированная и функционирующая антибуллинговая команда, в соответствии с направлениями модели:

ИНФОРМИРОВАНИЕ
  • вовлекает педагогов в разработку плана формирования поддерживающей среды и культуры ненасильственного общения в школе;
  • регулярно сообщает педагогам, родителям, ученикам о деятельности антибуллинговой команды и о школьной системе противодействия буллингу в целом;
  • организует и/ или проводит антибуллинговые просветительские мероприятия;
  • сотрудничает с партнёрскими организациями в целях антибуллингового просвещения.

ОБУЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА
  • вовлекает педагогов в разработку плана профилактики буллинга (травли);
  • координирует профилактические мероприятия в школе (отслеживает их включение в график школьных мероприятий);
  • обновляет банк эффективных ресурсов профилактики, регулярно информирует о них педагогов;
  • проводит/организует обучающие занятия для педагогов по поддерживающей коммуникации, распознаванию насильственных способов коммуникации, тонкостям профилактики буллинга.

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ
  • принимает сигналы о случаях буллинга, координирует разработку и реализацию плана действий по выявленному случаю буллинга в конкретном классе в соответствии с алгоритмом;
  • организует оказание помощи школьникам, затронутым буллингом, разъясняет родителям, в чём суть помощи, почему она нужна, рекомендует, где именно получить профессиональную помощь;
  • регулярно напоминает педагогам, детям и родителям о Детском телефоне доверия, побуждает пользоваться этим ресурсом.

МОНИТОРИНГ
  • анализирует готовность школьных специалистов к работе с буллингом;
  • исследует внутришкольную ситуацию по распространённости случаев насилия, готовности участников образовательного процесса обращаться за помощью, отслеживает динамику работы со случаями (стало больше-меньше, какие преимущественно формы принимает травля, как часто и какого рода бывает нужна дополнительная помощь сторонних организаций-партнёров);
  • проясняет образовательные потребности школьных специалистов (запросы, потребности, актуальные темы, интересы), формирует план обучения школьных специалистов и передаёт в администрацию;
  • формирует предложения для выработки школьной антибуллинговой политики и плана профилактики буллинга, а также предложения изменений/улучшений инфраструктуры работы с буллингом в школе.

Таким образом, создание школьной антибуллинговой команды – это процесс, в результате которого администрация и педагоги школы самостоятельно либо при поддержке РЦ настраивают работу такой структуры в школе, которая будет развивать навыки педагогов в работе с буллингом, оказывать профессиональную поддержку всем специалистам школы, работающим со случаем буллинга или занимающимся его профилактикой (в том числе знать, когда и где поддержку можно запросить), распространять ценности ненасильственного общения от учителя к учителю, от учителя к детям, от учителя к родителям. Это, в свою очередь, будет способствовать легализации обсуждения не только фактов и рисков травли в классах, но и других «неудобных», но важных профессиональных вопросов.

9. Организационные основы деятельности.

В ходе внедрения модели взаимодействие школы и НКО закрепляется подписанием договора о сотрудничестве с приложением согласованного календарного плана к договору о сотрудничестве, в котором должны быть учтены обязательства о проведении серии встреч и нормативном закреплении антибуллинговой деятельности школы. Это позволяет, кроме закрепления обязательств, принимать совместные решения в случае возникновения трудностей. Срок договора, как правило, составляет 1 учебный год. Кроме того, во время организационных встреч и переговоров со школой руководство определяет куратора проекта от школы, с которым ведётся взаимодействие по организационным вопросам: определение дат встреч, супервизий, назначение обучения, он организует сбор команды от школы. Чаще всего координируют работу создающейся команды завуч по воспитательной работе, директор, специалисты социально-психологической службы ОО. Принципиально важно, чтобы команду возглавил сотрудник школы, обладающий административными полномочиями, авторитетом в коллективе, опытом взаимодействия со всеми школьными структурами и участниками образовательного процесса.

Как показывает опыт работы со школами АНО ДПО “Институт социальных услуг и инноваций “ВЕКТОР”, создание команды начинается уже на этапе обучения отдельных специалистов либо команд от школ. Как правило, обучение инициируют органы управления образования либо руководители школ, заинтересованные в развитии антибуллинговой деятельности в школе. Обучение проводит Ресурсный центр НКО, специализирующейся на работе с буллингом. В результате обучения проявляются наиболее заинтересованные темой, мотивированные специалисты, педагоги, способные к командному взаимодействию. Таким образом, этап совместного обучения школьных специалистов в нашей практике играет ключевую роль в дальнейшем развитии командной работы школы с буллингом.

Включение в команду учителей - важный стратегический шаг, повышающий вовлечённость педагогических кадров в профилактическую работу. Так как традиционно случаи насилия, травли в школе адресуют для работы педагогу-психологу и/или социальному педагогу, одной из задач сформированной АБ-команды является включение и распределение между учителями и указанными выше специалистами работы по профилактике, диагностике и реагированию на случай. Это должно быть делом команды, а не узкоспециализированной работой отдельных школьных специалистов, которых к тому же часто не хватает в школах. Для решения этой задачи команде важно проводить регулярные информационно-просветительские мероприятия, направленные на повышение осведомлённости учителей о феномене травли и методах её профилактики, а также создавать условия для включения новых участников в деятельность АБ- команды. Это могут быть открытые методические встречи с разбором актуальных тем, практических ситуаций, полезные каждому учителю.

Обязательный момент - совместное обсуждение командой будущей деятельности (в том числе совместно с РЦ), видения основных её целей, направлений, задач и особенно - результатов. Далее стоит задача описания этой деятельности, примерного плана, режима взаимодействия друг с другом и с Ресурсным центром. Затем при поддержке руководства необходимо интегрировать эту работу в школьный план. Участникам команды необходимо определить задачи, функции (функции и задачи указаны в п.3, п.8), договориться об их распределении между собой и закрепить деятельность нормативно - через создание приказа/положения о команде и т.п. Фиксация деятельности антибуллинговой команды встраивается в имеющийся в школе документооборот с добавлением необходимых инструментов, например, журнал регистрации выявленных случаев, или банк, журнал обращений от школьников, родителей, педагогов, персонала школы.

На начальном этапе создания команды и закрепления антибуллинговой деятельности рекомендуется встречаться не реже 1 раза в 2 недели - расширенной командой с привлечением специалистов партнёрского Ресурсного центра и еженедельно - школьной командой.

Так как одно из важных направлений работы антибуллинговой команды - важная информация об организации этой работы содержится в разделе "Алгоритм работы со случаем буллинга(травли) в школе". В каждой школе любой алгоритм и порядок взаимодействия участников должен адаптироваться и учитывать специфику учреждения. В Приложении приводим пример алгоритма работы со случаем, разработанный одной из пилотных школ проекта в 2020 г. [Приложение 1].

10. Межсекторное взаимодействие.
Опыт Пермского края показывает, что наиболее полно и эффективно внедрение модели осуществляется при взаимодействии школы со специализированным Ресурсным центром. Оно осуществляется согласно плану, утверждённому на этапе договорённости по сопровождению школы (обучение, супервизии, поддерживающие занятия для учителей). Связь с Ресурсным центром организуется через куратора от школы. Практика показывает, что возможно внеплановое взаимодействие при возникновении экстренных случаев, ситуаций, при необходимой методической или других формах поддержки от Ресурсного центра. Пример межсекторного взаимодействия Ресурсного центра и школы в Пермском крае [Приложение 3].

Также по каждому направлению модели выстраивается сотрудничество школы с разными организациями: некоммерческие организации, психологические центры, другие школы, работающие с темой буллинга, КДНиЗП, городские советы старшеклассников, городские медиа, служба Детского телефона доверия, работающая под единым общероссийским номером. Более плотное сотрудничество с теми или иными структурами зависит от конкретной ситуации в каждой отдельной школе, регионе. Где-то более актуальна поддержка в организации дополнительной помощи пострадавшим от буллинга, в других школах остро стоит вопрос об обучении кадров и/или системной профилактике выгорания кадров. Межсекторное взаимодействие инициируется руководителем антибуллинговой команды исходя из актуальной ситуации и организуется силами администрации школы.


11. Документооборот в процессе деятельности по Т-блоку.

1. Закрепление работы АБ-команды как внутришкольной структуры возможно в вариантах:
  • Положение/другой локальный документ о политике школы по отношению к буллингу. То есть документ, закрепляющий позиции, ценности и технологию работы школы по противодействию буллингу (например, документ “Политика школы по вопросу буллинга”, “Антибуллинговая хартия”);
  • Положение об антибуллинговой команде включает описание целей, функций, задач. В Положении важно закрепить ценностные основы создания антибуллинговой команды - миссия, значимость роли участников, возможно, отметить особый статус участников, это может выступать одним из командообразующих инструментов.
2. Алгоритмы реагирования на ситуацию буллинга, ответственность и обязательства реагировать на случаи буллинга могут закрепляться в дополнениях к должностным инструкциям сотрудников школы. В них важно прописывать, на какие сигналы реагируют специалисты (проявления травли), куда они обращаются при этом (кто принимает сигнал). Подробнее об алгоритме - в описании "Алгоритма работы со случаем буллинга(травли) в школе"
3. В случае взаимодействия школы и Ресурсного центра в ходе реализации Т-Блока закрепляют сотрудничество (по опыту Пермского края): договоры с Управлением образования территории, Министерством образования и науки [Приложение 2].

12. Кадровое обеспечение деятельности.
Примерный состав: администратор образовательной организации (завучи/директор), группа педагогов-предметников, педагог-психолог, социальный педагог, координатор школьной службы примирения (при наличии), педагог-организатор /всего 4-10 человек/. При сопровождении школы РЦ, школьная АБ-команда включается в межсекторную с кураторами от Ресурсного центра.

При формировании команды важно соблюдать баланс “молодых” специалистов (и по возрасту, и новоприбывших сотрудников школы, которые, как правило, очень отзывчивы и ориентированы на включение в различные школьные активности), и опытных, долго работающих специалистов.Например, если создавать школьную антибуллинговую команду с привлечением исключительно новых сотрудников, молодых специалистов, то будет гораздо сложнее транслировать антибуллинговые идеи и практики, вовлекать остальной коллектив в профилактическую деятельность.

Условно состав АБ-команды можно разделить на постоянных и сменных участников. Как правило, среди постоянных участников - педагоги социально-психологической службы школы и заместитель директора по воспитательной работе. Эти люди по функционалу своей деятельности наиболее заинтересованы во внедрении инструментов работы со школьным насилием. К постоянным участникам стоит отнести педагогов-предметников, проявивших интерес, имеющих опыт работы с буллингом и/или желающих присоединиться к деятельности команды, разделяющих ценность защиты детей от буллинга.

Постоянный состав школьной АБ-команды расширяется, например, в ходе реализации алгоритма работы по выявленному случаю травли. Начиная со сбора информации о случае, работу команды дополняют учителя-предметники, ведущие уроки у класса, затронутого травлей.

Команда школы и необходимые компетенции:
• Директор школы. Понимает значимость противодействия буллингу в школе, важность взаимодействия с ресурсным центром, поддерживает совместную деятельность по внедрению модели, осуществляет мотивацию и поддержку сотрудников школы в ходе внедрения модели.
• Завуч. Занимает активную, деятельную позицию, пользуется авторитетом в коллективе, руководит деятельностью по внедрению модели на территории школы. Проявляет методическую компетентность и навыки работы как с детской, так и со взрослой аудиторией. Знаком с моделью. Понимает её отличия от «похожих» программ, таких, как «Школьная служба примирения», «Без обвинений», «Детское самоуправление» и т.д. Отслеживает точность постановки задач, достижение профилактических результатов, результатов эффективной работы со случаем буллинга.
• Специалист школы. Имеет в рамках основной деятельности доступ ко всем обучающимся (психолог, социальный педагог или педагог-организатор или др.). Для него важны умения вовлечь, мотивировать, призвать к действиям, убедить в правильности ненасильственных мер, пагубности давления, доминирования, травли, агрессии. Коммуникативные способности хорошо развиты, направлены на вовлечение и поддержание доверительного контакта со всеми участниками образовательного процесса. Разделяет ценности и умеет применять основные подходы модели. Активно сотрудничает с ресурсным центром.
• Педагог: предметник, учитель начальных классов, классный руководитель. Знает основы работы в рамках модели. Имеет связь с Ресурсным центром, постоянный доступ к профессиональной поддержке. Разделяет антибуллинговые ценности и умеет применять основные подходы модели.

15. Оценка эффективности деятельности.
Несмотря на то, что деятельность антибуллинговой команды большей частью носит качественный характер, можно отметить ряд критериев, по которым можно судить об эффективности деятельности такой структуры.
Эффективность можно отследить*, обратив внимание на следующие критерии и их возможные показатели:

*Так как деятельность антибуллинговой команды неразрывно связана с реализацией комплексной межсекторной модели противодействия буллингу, показатели эффективности деятельности школьной команды будут коррелировать с показателями мониторинга эффективности внедрения модели (подробно описан в разделе“Мониторинг”).
16. Предупреждения и рекомендации.
Многих учителей, специалистов и школьных управленцев настораживают слова “травля”, “буллинг”. Нередко первая реакция при столкновении с темой буллинга - желание отстраниться от этой темы.. В контексте работы над созданием антибуллинговой команды в школе это может проявляться как нежелание называть команду “антибуллинговой” или нежелание размещать на информационном стенде школы материалы по буллингу для детей, информации о том, куда они и родители могут обратиться в стенах школы. С таким опытом мы сталкивались при работе со школами, не добровольно вступившими в проект, либо поспешно принявшими данное решение, без понимания смысла и представления объёма предстоящей работы. Потому одной из основных рекомендаций в случае сопровождения является: обращать внимание на мотивы начала работы школы с с буллингом, на организационные факторы внутри школы. Подробнее об этом можно прочесть в разделе “Сопровождение внедрения Комплексной межсекторной модели противодействия буллингу Ресурсным центром” и в статье “Особенности межсекторного сотрудничества в процессе внедрения Комплексной модели противодействия буллингу (школьной травли)”(Н. Сабирова, г. Казань).

Из наиболее распространённых барьеров в создании команды стоит отметить следующее:
  • Учителя и школы часто не готовы встречаться с реальным количеством случаев (пока есть возможность их не замечать, есть иллюзия “нормальности”); могут вызывать опасения реальные/воображаемые санкции за количество случаев (от директора, УО, департаментов, органов власти, местного самоуправления и пр.); вызывает сопротивление возможная дополнительная нагрузка в случае выявления большого количества случаев.
На преодоление этого барьера необходимо достаточное количество времени и планомерной просветительской работы не только для администраторов учебных заведений, но и для специалистов органов управления образования, задающих условия и веяния для существующих опасений санкций На этапе, когда противодействие буллингу является инновационной деятельностью, требуются её поощрение и поддержка на муниципальном уровне - органами управления образования, на внутришкольном - школьной администрацией.
  • Распространённые устойчивые заблуждения о травле (например, “травля существует только в “плохих” школах, у “плохих” учителей”). Если школа и специалисты находятся на этапе начального знакомства с темой, то создание антибуллинговой команды может быть следующим этапом после погружения в тему и проработки данных заблуждений.
В большинстве случае на начальном этапе требуется, помимо информационной части, проработка мифов и установок в отношении травли. Если этот этап не пройден, создание команды будет носить большей частью формальный характер. Если участники команды, к примеру, верят, что травля – это всего лишь закономерный этап взросления, необходимая инициация взросления, или может быть “заслуженной” определённым поведением, то антибуллинговая работа не будет приносить пользы, а в худшем случае вызовет конфликты в коллективе.
  • Нереалистичные ожидания от создания антибуллинговой команды и сотрудничества с НКО: как в формате «перекладывания друг другу ответственности» за процесс специалистам команды сопровождения Ресурсного центра и школьной команды, так и в формате ожидания формального сотрудничества «ради галочки», без потребности в улучшающих изменениях.
Полезно прояснение ожиданий “на берегу”, а также работа с «образом ожидаемого результата» от создания и работы антибуллинговой команды. Кроме того - см. пункт выше - о просвещении и информировании.
  • Директивный подход руководства школы к формированию антибуллинговой команды без учёта ресурсов школьного коллектива, интересов отдельных специалистов, динамики создания объединения. Эта проблема может исходить опять же как от сверхожиданий от создания команды (“надо срочно сформировать антибуллинговую команду, и все проблемы с буллингом будут быстро решены” - и здесь уместно будет ожидания прояснять), так и от излишне рамочного, а не процессуального подхода. В ситуации с обучением школьных команд это похоже на ожидания от алгоритма реагирования на буллинг, запрос на который является из самых частых во время обучения - “дайте нам алгоритм, и мы искореним буллинг”. Тогда как дело в большинстве случаев не в отсутствии алгоритмов, а в отсутствии навыков и механизмов взаимодействия внутри одной школы, в разобщённости и размытых ценностях по отношению к насилию.
  • Неготовность перестраивать привычную деятельность/желание обойтись имеющимися ресурсами часто приводит к дополнительной, неподходящей нагрузке, адресованной существующим в школе структурам. Один из распространённых примеров - делегирование работы с буллингом школьной службе примирения, просто потому, что травлю и конфликт в школе не различают и/или отсутствует адекватная альтернатива для работы с буллингом. Технологии ШСП направлены в основном на решение случаев конфликта, и у ШСП недостаточно ресурсов для организации комплексной, системной и по необходимости межсекторной работы.
Текущие случаи травли разрешаются, во-первых, взрослыми, а во-вторых, инструментами, подходящими именно для работы с травлей, а не с конфликтом. В частности, в буллинге нет предмета разногласий, как в конфликте, потому буллинг не может быть решён путём “примирения” сторон и признанием ответственности каждого. Кроме того, есть риск, как и прежде, перепоручить работу, требующую системных изменений, вовлечения и участия всех специалистов школы, небольшой группе специалистов, а этого недостаточно.

17. Ссылка на образовательные ресурсы и информационно-методические материалы:

1. Вебинар “Организация обучения школьных специалистов и работы антибуллинговой команды”. https://youtu.be/gjIkXQz0MMU

Кривцова С.В. “Буллинг - вызов школе как организации” - https://cyberleninka.ru/article/n/bulling-vyzov-shkole-kak-organizatsii/viewer

2. Предотвращение насилия в образовательных организациях. Информационно-методическое пособие для руководителей и педагогических работников образовательных организаций. Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования при поддержке ЮНЕСКО: https://iro22.ru/images/resurs_centr/rabot_obr/posobie_predovr_nasiliya.pdf

3. РУКОВОДСТВО ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ПРОФИЛАКТИКА И РЕАГИРОВАНИЕ НА НАСИЛИЕ В ШКОЛАХ В ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ» - https://www.unicef.org/kazakhstan/media/1296/file/%D0%9F%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20.pdf

4. Методическое пособие “Школа без насилия” -https://iite.unesco.org/wp-content/uploads/2018/03/SHkola-bez-nasiliya.-Posobie-dlya-uchitelej..pdf

5. http://president-sovet.ru/documents/read/616/
6. https://tolerancecenter.ru/programs/programma-profilaktiki-agressii-i-travli-v-shkole-kazhdyy-vazhen/
7. https://stepik.org/course/56048/promo
8. http://www.psychologia.edu.ru/azbuka-bullinga/start.html

Made on
Tilda