Работа с общественным мнением через распространение информации о возможностях противодействия буллингу (травле)Информирование — важный процесс, сопровождающий инновационную деятельность. В процессе реализации проекта «Конструктор социальных практик НКО2» для осуществления деятельности по информированию в АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР» был организован Прессцентр. Миссия Прессцентра была определена следующим образом: содействовать формированию в обществе ценностного отношения и осознанной ответственной позиции граждан по вопросам защиты прав и интересов детей, профилактики насилия. С целью формирования единого информационного поля по созданию поддерживающей среды и противодействию буллингу были объединены информационные ресурсы АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР» и партнерских организаций (в том числе с участием региональных служб Детского телефона доверия).
В контексте реализации задач внедрения Комплексной межсекторной модели противодействия школьному буллингу (травле) необходимо было помочь партнерам из Региональных Ресурсных центров в продвижении передового опыта НКО и школ по защите детей от насилия. Для этого необходимо было укрепить медиакомпетенции специалистов межрегиональной команды проекта, провести единую антибуллинговую информационную кампанию.
В рамках деятельности Прессцентра была проделана большая работа: от анализа существующих информационных ресурсов партнерских организаций в разных территориях до совместной выработки стратегии информирования и привлечения медийных личностей. Согласно замыслу проекта, важно было из команды партнеров перерасти в команду единомышленников в процессе совместной работы над созданием качественного (понятного, подробного, интересного и эффективного) контента о сути проблемы буллинга и способах работы по профилактике/предотвращению травли в образовательных организациях, тем самым действительно способствовать объединению сообщества.
Благодаря деятельности Прессцентра удалось достичь значимых результатов:
- о теме стали больше говорить — в обществе растет нетерпимость к буллингу;
- представители целевых групп могут объяснять основные моменты, важные в данной теме, своими словами;
- родители лоббируют обеспечение мер по защите детей от буллинга (школьной травли);
- у родителей и педагогов возрастает (вербализуется и переходит в деятельность) заинтересованность в целенаправленной организации поддерживающей среды.
Оценка результатов осуществлялась методами наблюдения, анкетирования, анализа посещаемости групп в соцсетях, изменений количественных показателей с течением времени. Отслеживалось следующее содержание и качество:
- публичных текстов, создаваемых в рамках кампании, решения тематических кейсов;
- позиций, выражаемых в публичных обсуждениях;
- рефлексивных записок участников программы;
- предоставленной информации о количестве принятых обращений по поводу буллинга.
Почему было важно создавать доступный и качественный контент по проблеме буллинга?Показать общественную значимость проблематики буллинга, убедить граждан в общественном интересе обеспечения противодействия школьной травле — это стало одним из условий успешной реализации проекта. Проектной команде было важно показать нашим партнерам возможности повышения заинтересованности представителей власти и общества в выработке эффективных механизмов профилактики и работы с ситуациями школьной травли. Объединяя специалистов из разных регионов под эгидой проекта, было необходимо выработать единые подходы к содержанию, давая точные определения понятий, классифицируя ситуации, описывая различные подходы.
Мы понимали, что у коллег в разных регионах очень разные ресурсы, в частности, потенциальные партнеры в разных регионах отличаются наличием устойчивых рабочих контактов с представителями разных органов управления ведомствами, чья деятельность так или иначе связана с защитой прав детей, обеспечением их интересов. В одном регионе сотрудники НКО легко взаимодействуют с институтом Уполномоченного по правам человека, в другом у общественной организации сложились хорошие отношения со специалистами из сферы образования, в третьем некоммерческим организациям помогают сотрудники местного Министерства социального развития или КДН.
Рассказывая об опыте деятельности в проекте наших коллег, мы стремились показать разнообразные варианты решений, способов включения региональных особенностей в специфику антибуллинговой деятельности. Несмотря на региональную специфику, в создании контента было общее для представителей всех территорий — информирование педагогов и родителей о сути и сущности буллинга, важности не замалчивания, а бесстрашного и бесстрастного признания проблемы и выработки способов снижения рисков, эффективной профилактики и работы со случаями.
Таким образом нам предстояло повысить узнаваемость темы буллинга в российском оффлайн и интернетпространстве. В сущности, деятельность специально созданного Прессцентра была нацелена на то, чтобы помочь всем участникам образовательного процесса осознавать объем, значимость проблемы, «выводить буллинг из зоны молчания».
В наше время возможность распространения информации в сети ускоряет решение разного рода проблем в реальном мире. Сделать вид, что проблемы нет, закрыть на нее глаза становится невозможно. Настойчивое регулярное освещение проблемы подчеркивает ее актуальность и подвигает к решению как на уровне властных структур, так и на общественном. В связи с этим информирование о буллинге и необходимости выстраивания системы противодействия ему — важная составляющая решения этой проблемы. Это была задача межрегиональной команды антибуллингового Прессцентра.
Почему в Прессцентре была поставлена задача повышать медиаграмотность сотрудников НКО и школьных специалистов?Самое простое и надежное решение проблемы отсутствия разнообразной общедоступной информации о возможностях преодоления буллинга — научить специалистов самостоятельно создавать информационные продукты. Понимая, что у современных НКО нет ресурсов на привлечение специалистов для системного медиасопровождения, мы решили повысить информационные компетентности участников проекта. Сегодня популярна история, когда специалисты из разных сфер сами выходят в эфир, записывают подкасты, создают иные медиапродукты. Специалисты выходят на широкую аудиторию с подробными медийными кейсами, ориентированными на продвижение актуальной проблематики. Удерживая цель достичь повышения внимания общества к материалам о буллинге и работе с ним в огромном информационном поле, всем желающим школьным специалистам и сотрудникам НКО, участвующим в проекте, было предложено «прокачать» свои медиакомпетентности.
Что удалось достичь Прессцентру?- Разработать курс по медиаграмотности, включающий основы журналистики, риторики, дизайна, базовые ITкомпетентности человека, которые необходимы для создания контента.
- Провести, записать и разместить в открытом доступе серию вебинаров, позволяющих всем заинтересованным людям повышать свою эффективность как авторам контента на страницах своих организаций в соцсетях, в региональных СМИ. Допускаем вполне резонный вопрос: какое отношение к нашей медиашколе имеет антибуллинговая деятельность? Проблематика школьной травли легла в основу содержания всего курса, то есть мы изучали методы, способы и приемы создания контента на примерах, связанных с буллингом, тем самым давая участникам занятий возможность более глубоко и осознанно относиться к проблематике, в которой мы работаем.
- Собрать команду активных постоянных участников, регулярно посещающих занятия, что позволило избегать исключительно лекционных техник, устраивая содержательные обсуждения.
- Подготовить более 50 публикаций, разъясняющих неспециалистам доступным языком, что такое школьная травля. Одним из ярких достижений стал разработанный командой антибуллинговый словарь.
Сопровождение проекта информационной кампанией позволило повысить мотивацию участников к продолжению деятельности по противодействию буллингу, создать доброжелательную атмосферу поддержки и партнерства, укрепить связи между специалистами из разных регионов, повысить медиаграмотность участников проекта, пополнить банк ресурсов яркими и полезными информационными материалами.
Прессцентр стал ярким экспериментом и инновацией проекта «Конструктор социальных практик НКО2», несмотря на то, что это направление деятельности не было задумано изначально. Спустя год активной работы стало очевидно, что подобное сопровождение важно и необходимо для проектов НКО и других социальноориентированных объединений.
Самая главная проблема, которую мы выявили — НКО не умеют и не осознают потребность «говорить о себе».
Что дает наличие Прессцентра проекту?- Повышение качества разработок. Разъясняя журналистам те или иные моменты, специалисты начинают глубже задумываться и более детально разбираться в сути понятий, с которыми работают, в технологиях, которые используют, начинают формировать кейсы, аккумулировать аргументы для прояснения различных содержательных аспектов темы. Работа над содержанием и информационными технологиями становится глубже, поскольку в команде всегда есть оппонент и «заинтересованный дилетант», требующий пояснений.
- Повышение профессионального уровня специалистов. Осваивая медийные компетентности, они обретают уверенность, выходят на новый уровень профессиональной реализации.
- Привлечение к проблеме буллинга большей заинтересованности как в широкой аудитории, так и среди помогающих специалистов разных профессий. Грамотное медийное сопровождение является одним из важных условий перехода на следующий уровень работы по преодолению школьной травли: от повышения квалификации школьных специалистов к организации системы межведомственного взаимодействия по противодействию буллингу.
Таким образом, важно понимать необходимость сопровождения проектов командой медиаспециалистов, заинтересованных в превращении темы проекта из узкопрофессиональной в общественный интерес. Безусловно, тема возможностей антибуллинговой деятельности сегодня — предмет общественного интереса, поскольку многие родители потеряли доверие к школе как к источнику современных, необходимых выпускнику знаний и навыков, и активно реализуют право перехода на семейное образование. Между тем школа решает не только образовательные, но и воспитательные задачи, являясь инструментом социализации детей и юношества. Возможностям онлайн образования важно противопоставить школьные ресурсы социализации детей и подростков. Современная школа выиграет на рынке образовательных услуг, если будет безопасным, привлекательным местом, развивающим как интеллектуальнокультурный багаж ребенка, так и коммуникативную ловкость, готовность к партнерской и командной работе. Межрегиональный центр антибуллинговых компетенций, организованный при АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР» в рамках проекта «Конструктор социальных практик НКО2», занимаясь решением острой социальной проблемы буллинга и создания поддерживающей среды образовательной организации, способствует становлению именно такой школы.