Информирование учеников, родителей, педагогов, школьного персонала, формирование мотивации к реализации Модели противодействия буллингу на территории школы

Цель
Формирование личностных и профессиональных установок всех участников образовательного процесса на неприятие травли / буллинга в отношении детей, на наличие безопасной, поддерживающей образовательной среды как неотъемлемого и обязательного условия воспитания обучающихся.

Цели в отношении отдельных групп участников образовательного процесса
  • Формирование мотивации, укрепление (коррекция) профессиональной позиции и ценностных установок педагогов школы для сознательного и эффективного противодействия буллингу в школе, участия в создании, сохранении безопасной образовательной среды и противодействии буллингу в школе. Развитие профессиональных компетенций педагогов в части распознавания буллинга на ранних этапах его возникновения и про- гнозирования поведенческих реакций детей и подростков.
  • Мотивирование администрации школы на объединение усилий с другими образовательными и партнерскими организациями, исполнительными органами управления образования и специалистами СО НКО для консолидации ресурсов, сотрудничества и взаимоподдержки с целью осуществления деятельности по решению проблемы буллин- га, описанной в рамках Модели.
  • Повышение уровня осведомленности непедагогических сотрудников и технического персонала СОШ о формах ненасильственного взаимодействия с детьми и подростками, формирование понимания «буллинга» как вида насилия и мотивации на участие в создании поддерживающей среды в школе.
  • Помощь родителям обучающихся в осознании взаимосвязи ненасильственного воспитания и обучения детей с последующим формированием у них социальной успешности, способности к сотрудничеству, с укреплением стрессоустойчивости и жизнестойкос- ти ребенка.
  • Информирование учащихся о буллинге как о виде насилия над личностью, разъяснение причин, почему буллинг несет вред всем его участникам. Распространение сведений о способах распознавания насильственных форм общения, в том числе признаков и разновидностей буллинга в детской и подростковой среде.


Внимание! Принципиально важно, чтобы информационные мероприятия решали не только просветительские задачи, но вместе с ними задачи поддержки, мотивирования, воодушевления родителей и педагогов на построение поддерживающей ненасильственной коммуникации с детьми.

Целевая группа
• представители администрации школы;
• педагогический персонал школы;
• технический персонал школы;
• родители обучающихся школы;
• обучающиеся школы.

Краткое описание деятельности
В нашей стране, как во всем мире, школьный буллинг рассматривается как серьезная и вредоносная тенденция в детской и молодежной среде. Общая обеспокоенность, однако, не обеспечивает единообразия в понимании сути феномена буллинга как системной проблемы, нередко встречаются попытки как среди специалистов, так и среди управленцев перевести проблему школьной травли на индивидуальный уровень, считать причиной инцидента нарушения поведения отдельных учеников неблагоприятное влияние их семейной ситуации. Подобные подходы препятствуют системному противодействию буллингу, отдаляют создание в школах безопасной поддерживающей образовательной среды. Именно из-за обилия противоречивой информации о буллинге, способах его профилактики и методах помощи затронутым этой ситуацией участникам травли в школах нужна планомерная, постоянная информационная работа со всеми участниками образовательного процесса, основанная на достоверных фактах, научно обоснованных результатах исследований и проверенных опытом лучших практиках.

Информирование и просвещение в рамках «Комплексной межсекторной модели противодействия школьному буллингу (травле)» — процесс поэтапный и непрерывный. На каждом этапе есть свои цели, характерное для него разделение ответственности за про- цесс между Ресурсным центром и школой, адекватные ему методы и формы. Основной задачей информирования и просвещения является разработка контента для всех участ- ников образовательного процесса, отвечающего их потребностям, разного по объему и способам подачи материала. В ходе деятельности происходит изменение задач с простого информирования на активное формирование у всех участников образовательного процесса установок на неприятие любых видов насилия в школе, готовности противостоять буллингу и сотрудничать на своем уровне в поддержании дисциплины, конструктивных способов взаимодействия и взаимоподдержки.

Деятельность по информированию и просвещению может иметь разное содержание и разную форму:
• Распространение листовок и брошюр о системе противодействия буллингу, тематические сообщения в рамках педагогических советов по воспитательным вопросам, мини-лекции на родительских собраниях, инструктаж для технического персона- ла и вневедомственной охраны, тематические беседы с детьми на классных часах, оформление информационных стендов, предоставление ссылок и адресов надежных сайтов с информацией о буллинге — все это официальное и неофициальное доведение до сведения всех участников образовательного процесса информации о буллинге и способах распознавания насильственных форм общения, о разновид- ностях буллинга, способах выявления, возможных сценариях развития случаев буллинга и о вероятном прогнозировании отдаленных последствий буллинга, а также в целом о реализуемой системе мероприятий по противодействию буллингу.
• Демонстрация видеороликов, прослушивание мини-лекций в очном и цифровом формате (с адресом доступа к ресурсам), тематические показы театральных скетчей или пьес, демонстрация подборок фильмов, книг, круглые столы и дружеские по- сиделки с обсуждением увиденного и прочитанного, беседы с экспертами и успеш- ными участниками программ противодействия буллингу — это методы и формы распространения информации об эффективности и преимуществах ненасильственного воспитания и обучения детей, об их влиянии на формирование у детей социальной успешности и жизнестойкости.
• Распространение информации о правовых нормах, закрепляющих принципы ненасильственного воспитания, обучения и взаимодействия с детьми, новых правовых актах в этой области может быть не только в форме лекций и классных часов, но и в ходе организации дебатов, дискуссий, новостной ленты, доступной на школьном сайте, сообщений школьной радиостанции или медиа-центров.
• Содействие развитию правовой культуры педагогов и учеников, исключающему практику унижения достоинства человека любыми способами, лишения кого-либо общечеловеческих прав или применения психического и физического насилия.
Book design is the art of incorporating the content, style, format, design, and sequence of the various components of a book into a coherent whole. In the words of Jan Tschichold, "methods and rules upon which it is impossible to improve, have been developed over centuries. To produce perfect books, these rules have to be brought back to life and applied."
Front matter, or preliminaries, is the first section of a book and is usually the smallest section in terms of the number of pages. Each page is counted, but no folio or page number is expressed or printed, on either display pages or blank pages.
Внимание! Для эффективной реализации мероприятий по внутришкольному информированию и просвещению в рамках Модели противодействия буллингу необходимо, чтобы специалисты, ответственные за информирование, просвещение учеников, родителей, педагогов, школьного персонала владели специальными компетенциями.

Специфика информирования и отличие этой деятельности от профилактики

Информирование (просвещение) имеет большую целевую аудиторию, состоящую из нескольких целевых категорий: администрация, педагоги, технический персонал, обучающиеся и их родители. Успех деятельности состоит в просвещенности в вопросах буллинга, в убежденности о его вредоносности и недопустимости в детской и подростковой среде, в устойчивой мотивации на участие в противодействии буллингу. Достигается успех при привлечении значительного большинства целевой аудитории (не менее 75% всех участников образовательного процесса).

Мероприятия по информированию помогают создать эффективное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса. Школа совместно с Ресурсным центром и партнерскими организациями выстраивает четкие каналы трансляции информации через:
• регулярный обмен опытом (открытые антибуллинговые мероприятия, мастерклассы, выступления на педсоветах) педагогов и администрации;
• общее информирование (минилекции, информационные встречи, обмен методическими материалами) педагогов и детей;
• просвещение и мотивацию на ненасильственное воспитание и взаимодействие педагогов и родителей учащихся;
• информирование о способах построения кооперации, налаживания эффективной коммуникации между учениками и их вовлечения в подготовку и проведение антибуллинговых мероприятий.

Репертуар форм работы в рамках деятельности по внутришкольному информированию более широкий, чем, например, в деятельности по внешнему информированию: индивидуальные мотивационные и просветительские беседы, групповые лекции, дискуссии, диспуты, викторины, квесты, игры, а также дистанционные просмотры роликов, фильмов; рассылка информации в чатах и соцсетях, использование невербальных и средовых способов передачи информации. Возможность задействовать существующие ресурсы школы — театральную студию, медиастудию и др.

Использование различных способов информирования: социальная реклама (подборка и демонстрация готовых брендовых работ, конкурс детских проектов по социальной антибуллинговой рекламе), видеоролики, подготовленные просмотры и обсуждения фильмов, прочитанных книг, творческие конкурсы рисунков, анимации и другое.

Использование средовых ресурсов школы (организация и оформление физического пространства школы с использованием в оформлении специальных элементов, видео и аудиосредств, создающих ощущение безопасности, комфорта и желание позитивного взаимодействия).
Разработка и дозирование содержательного контента выполняется целенаправленно, адресно, под потребности учителей, администрации и специалистов конкретной образовательной организации в соответствии с уровнем «готовности школы» к реализации Модели. По тем же алгоритмам оказывается помощь классным руководителям в разработке информационно-мотивационных мероприятий для детей и их родителей.

Предоставление обязательной информации о признаках буллинга, порядке реагирования на случаи травли в школе, сведения об организациях, куда можно обратиться за помощью в целях защиты интересов и прав детей (служба Детского телефона доверия, контакты Уполномоченного по правам ребенка, контакты и часы работы органов опеки и попечительства).

Описание природы проблем и потребностей целевой группы в контексте
противодействия буллингу (травле)
Долгое время тема буллинга в российских школах не признавалась как актуальная, замалчивалась. Замечать буллинг означало снижать рейтинг школы. Сегодня, к сожалению, при росте интереса к данной тематике на государственном уровне нет закрепленного на уровне федерации единого подхода, существует много противоречивой, иногда заведомо вредной информации как в интернете, так и в среде специалистов, педагогов и родителей.

Описание проблем и потребностей целевой группы указаны в табл.

Содержание деятельности по информированию

1. Подготовительный этап. Проводится до заключения договора о внедрении Комплексной межсекторной модели противодействия школьному буллингу (травле).
Цель. Сформировать информационными и просветительскими средствами устойчивое убеждение большинства участников образовательного процесса о необходимости и возможности внедрения Модели в конкретной школе.
Показатели результативности:
  • формальный — подписание договора о сотрудничестве, издание локальных актов (приказ, дополнительные функциональные обязанности);
  • качественный — участники понимают ценность и необходимость внедрения Модели в школе.

2. Этап непосредственного информирования о буллинге как о насилии и угрозе благополучию и успешному обучению школьников, о необходимости системного противодействия буллингу в школе.
Цель. Обеспечить всем участникам образовательного процесса адекватный для их категории уровень информированности, осведомленности и знаний о буллинге вообще и о внедряемых в школе способах противодействия в частности, который бы дал им всем мотивацию к регулярной деятельности и уверенность в своих возможностях для эффективного взаимодействия со всеми партнерами (внутренними и внешними) по внедрению и адаптации Модели под потребности конкретной школы.
Показатели результативности:
  • наличие и функционирование в школе антибуллинговой команды, о которой знают все (учащиеся, родители, педагоги и сотрудники), принимают их деятельность как значимую;
  • наличие свода школьных правил в области допустимых/недопустимых действий одних учащихся по отношению к другим, известных каждому участнику (т. е. правила были озвучены, приняты, зафиксированы, они понятны всем участникам и действуют);
  • педагоги, школьные сотрудники, ученики и их родители знают о школьном порядке (на основе алгоритма работы со случаем буллинга/травли в школе). Участники знают, что делать, к кому обращаться, как реагировать на случаи буллинга, как отреагируют на случай большинство других.

3. Этап развития Модели
Цель. Поддерживать информационными и просветительскими средствами интерес и мотивацию участников к развитию деятельности по противодействию буллингу и закреплению, стабилизации инноваций.
Показатели результативности:
  • разработаны обоснованные количественные и качественные показатели эффективности Модели, доказывающие ее успешность, их результативность не ухудшается;
  • уровень профессионализма специалистов, ответственных за просвещение и информирование, а также качество просветительской, информационной деятельности способны обеспечить стабильное функционирование Модели при различных изменениях в кадровом составе педагогов или контингенте учащихся.
​​
В процессе работы на всех этапах используются разные техники, формы, методы.
Возможные техники индивидуальной беседы: работа с сопротивлением; правила уверенного собеседника и приемы эффективной коммуникации; активное и эмпатийное слушание, убеждение.
Групповые формы работы: публичные выступления с привлечением спикеров, рассказывающих о своих успехах в работе по противодействию буллингу; демонстрация коротких видеороликов; убедительных статистических данных; со взрослыми и подростками возможны провокативные техники, диспуты, брейнринги; для педагогов и родителей хорошо зарекомендовала себя техника сторителлинга (storytelling); прогнозирование негативного и позитивного сценариев развития событий с привлечением участников мероприятий.
Невербальные, визуальные и сетевые методы: экскурсии на передовые «площадки», видеомосты, зум/скайпконференции по методу «групп поддержки», где участники находятся на разной стадии внедрения или развития Модели, печатный материал под потребности конкретной целевой группы (для учителей — методические рекомендации с дидактическим материалом, для детей — комиксы, для родителей — подборка рассказов участников прошлых лет «реальных истории из жизни»); распространение материалов (для взрослых), сходных с социальной рекламой.

Если трудности возникают с родителями на этапе привлечения к информированию (не идут на собрание, избегают участия в совместных детскородительских мероприятиях), то возможны следующие приемы:
  • «горячий» обзвон родителейактивистов, пользующихся авторитетом в классе;
  • «сарафанное радио»: запускаем через «своих» информацию о том, что «классная программа», «в знакомой школе все поменялось к лучшему, все дружат, никого не травят, учиться начали», «такие специалисты в этой НКО, просто волшебники»;
  • размещение на сайте школы и НКО, в соцсетях, на родительских форумах информации о программе (обязательно с контактами для индивидуальной связи);
  • традиционные флаерыприглашения в стиле «акции», обращение к родителям в электронных дневниках детей; на телевидении в новостной программе возможно запустить опрос: «Вашего ребенка травят?» или «Вмешаться или нет в детские конфликты?», в социальных сетях — посты.


Организационные основы деятельности
  • Обучение и стажировка специалиста по информированию (см. ниже «Компетенции и трудовые действия специалиста, ответственного за информирование»).
  • Анализ актуальной ситуации в школе, ресурсов территории и результатов исследования готовности участников к внедрению Модели.
  • Определение уровня готовности школы и разработка мероприятий в соответствии с этим уровнем. Мероприятия могут быть нацелены на нивелирование специфических дефицитов отдельных категорий участников, например, социальных стереотипов учителей, или их профессионального выгорания, или недостаточной осведомленности.
  • Согласование действий с администрацией школы.

Кадровое обеспечение деятельности
Количественный состав команды специалистов: один ответственный специалист на школу, который может быть членом антибуллинговой команды, имеет связи с различными НКО, может привлекать к своей деятельности помощников — других педагогов, родителей, волонтеров, специалистов НКО и детей.

Необходимые личностные характеристики специалиста антибуллинговой команды, ответственного за просвещение и информирование
  • высокий уровень ответственности (ориентация на принятие ответственности за отношения с ребенком);
  • зрелость и уверенность поведения (чувство психологической защищенности и безопасности);
  • позитивная адекватная самооценка, чувство юмора;
  • неприятие любых форм и проявлений насильственного поведения;
  • терпимость к различиям в ценностях и установках, способность признавать право другого человека на собственное мнение, способность при разных позициях находить точки соприкосновения и выстраивать эффективное взаимодействие;
  • высокий уровень эмпатии, интерес к нюансам отношений;
  • высокий уровень стрессоустойчивости, умение успокоить и поддержать окружающих, способность к «контейнированию» тревоги;
  • способность к выражению и вербализации эмоциональных переживаний;
  • наличие поддерживающей сети и способность к построению эффективных взаимоотношений с субъектами социальной сети подопечного.

Компетенции и трудовые действия специалиста, ответственного за информирование
  • Анализировать результаты мониторинга и оценки условий образовательной среды конкретной школы, выделять факторы и индикаторы, которые могут указывать на необходимую для данной школы интенсивность и продолжительность мероприятий по информированию и просвещению всех участников образовательного процесса в рамках реализации Модели противодействия буллингу, а также выявлять специфику конкретной СОШ и адаптировать цели и задачи деятельности по просвещению и информированию в соответствии с выявленными специфическими потребностями;
  • Определять перечень мероприятий, а также приоритетность и очередность выполнения мероприятий по информированию и просвещению всех участников образовательного процесса в рамках реализации Модели противодействия буллингу;
  • Проводить мониторинг эффективности деятельности по просвещению и информированию всех участников образовательного процесса, оценивать результаты деятельности и корректировать ее ход;
  • Осуществлять эффективное общение со всеми участниками образовательного процесса, в том числе с родителями и законными (уполномоченными) представителями обучающихся, применять адекватные коммуникативные техники и приемы, мотивировать всех на взаимодействие и активное участие в мероприятиях по реализации Модели противодействия буллингу;
  • Работать в междисциплинарной команде;
  • Формировать у обучающихся мотивацию к эффективному ненасильственному взаимодействию в процессе обучения, трудовых и социокультурных мероприятий, а также способствовать развитию личностных и профессиональных установок взрослых участников образовательного процесса на создание и сохранение безопасной, комфортной образовательной среды как неотъемлемого и обязательного условия воспитания обучающихся при освоении ими основных образовательных программ;
  • Подбирать и использовать в ходе информационно-просветительской и мотивационной деятельности с детьми и подростками методы социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной работы, исходя из актуального состояния обучающихся, в том числе детей-сирот, детей с ОВЗ с учетом рекомендаций их индивидуальной программы;
  • Применять на практике педагогические и психологические методы мобилизации внутренних и внешних ресурсов как взрослых, так и несовершеннолетних участников образовательного процесса для формирования сознательного и устойчивого поведения, исключающего практику унижения достоинства, ущемления прав или применение психического и физического насилия любого рода в любых проявлениях;
  • Применять методы индивидуального, группового и семейного консультирования несовершеннолетних, их законных (уполномоченных) представителей, педагогов и специалистов СОШ по вопросам распознавания насильственных форм общения, в том числе признаков и разновидностей буллинга в детской и подростковой среде, о способах выявления случаев буллинга на ранних этапах его возникновения, а также о возможных сценариях развития этих случаев, прогнозирования их отдаленных последствий;
  • Реализовывать информационнопросветительские и мотивационные мероприятия с учетом актуального состояния здоровья и ограничений жизнедеятельности, психологического и социального статуса, возраста, образования несовершеннолетних и взрослых участников образовательного процесса;
  • Анализировать нормативные правовые акты по организации и содержанию информационнопросветительской и мотивационной деятельности в отношении всех участников образовательного процесса, в том числе несовершеннолетних лиц;
  • Излагать профессиональную информацию в процессе взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса в доступной и адекватной форме, с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей каждого участника, всегда проявлять позитивное эмпатийное отношение и терпимость.

Оценка эффективности деятельности
Минимальные (базовые) показатели результативности деятельности по информированию.

Образовательная организация:
  • В школе сняты запрет и табу с темы буллинга. О буллинге говорят, замечают его, обращаются за помощью в антибуллинговую команду;
  • Все участники образовательного процесса, сотрудники школы знают, что травля/ буллинг всегда однозначно плохо влияет на развитие и здоровье любых детей всех возрастов, знают, как его остановить здесь и сейчас;
  • Более 50% педагогов разделяют ценности ненасильственного воспитания и обучения, понимают разницу между детской агрессией, конфликтом и буллингом, открыто выражают желание внедрять Модель, готовы обучаться, интересуются приемами и методами работы по профилактике и прекращению буллинга, в школе могут быть прецеденты самостоятельного обучения по базовой программе.
  • Сократилось число педагогов, отрицающих наличие буллинга в школе или пытающихся «замаскировать» буллинг под единичный конфликт интересов, детскую/ подростковую агрессию изза недостатка навыков саморегуляции или плохого семейного воспитания.
  • Факты провокации или инициирование буллинга учителем (навешивание ярлыков, призывы «проучить» или объявить бойкот, выражение неприязни или обесценивание личности и способностей отдельных учеников, проявление социальных или этнических стереотипов и т. д.) сократились, распознаются и осуждаются большинством коллег, не поддерживаются в профессиональном коллективе.
Инструменты оценки: анкетирование педагогов, анкетирование учащихся, анализ заявлений от родителей, наблюдение, опрос.

Специалисты антибуллинговой команды:
  • Повысили уровень своей информированности о различных аспектах буллинга, специфике внедрения антибуллинговых программ, о ролевых особенностях различных участников ситуации буллинга и способах взаимодействия с ними;
  • Наработали устойчивый навык информирования коллег и родителей о возможностях противодействия буллингу;
  • Повысили авторитет среди коллег и детей;
  • Освоили на практике приемы передачи разным целевым группам информации о буллинге, в том числе мифов о буллинге;
  • Организовали и провели не менее 25 интерактивных информационнопросветительских мероприятий, из них не менее 9 для детей (классные часы, игры, квесты, викторины, диспуты, соревнования, познавательные марафоны и т. д.), 5 для родителей, в том числе панельные дискуссии, открытые классные часы и др., 2 — совместные для детей и родителей, 9 — для коллег по школе, не менее 1 — для непедагогического персонала. Желательно проведение хотя бы 1 открытого мероприятия с приглашением представителей администрации территории, органов управления образования, СМИ, общественности, педагогов других школ;
  • Информационное сопровождение внедрения Модели — публикации в СМИ, посты в соцсетях, участие в тематических онлайнфорумах.
Инструмент оценки: самоанализ специалистов антибуллинговой команды, анализ журналов регистрации случаев буллинга, заявлений родителей, опрос педагогов о важности и значимости введения нового подразделения — антибуллинговой команды. Результат супервизий.

Дети, обучающиеся:
  • Знают и понимают свои права, имеют доступ к профессиональной помощи в случае их нарушения (у них есть контакты ДТД, РЦ и Уполномоченного по правам детей территории), знают определение буллинга (в соответствии с возрастом);
  • Могут его распознать в учебном и практическом варианте;
  • Имеют устойчивое негативное отношение к травле и насилию;
  • Знают роль и важность наличия «защитников» в ситуации буллинга;
  • Понимают, что, как и в какой последовательности делать, оказавшись в ситуации буллинга в разных ролях;
  • Могут сформулировать основные общие правила поведения, не допускающие физического насилия, порчи имущества, высмеивания и других видов буллинга;
  • Имеют представление о психологической помощи. Знакомы со школьным психологом, знают, где и как его найти, по какому телефону и когда позвонить, где находится его кабинет;
  • Знают номер Детского телефона доверия (или где он указан), что на него может позвонить любой ученик, учитель или родитель и что это бесплатно, анонимно и конфиденциально;
  • Правила поведения в рамках противодействия буллингу являются простыми, понятными детям, были приняты с обсуждением и поддержаны большинством.
Инструмент оценки: визуальное наблюдение. Рандомный опрос. Контентанализ антибуллинговых правил. Полуструктурированные интервью с детьми. Тестовые задания по решению ситуаций на узнавание ситуаций буллинга.

Предупреждения и рекомендации по преодолению возможных трудностей
  1. Типичные трудности, встречающиеся в процессе деятельности по информированию.
  2. 2. Типичная трудная ситуация — противостояние родителей и учителей.
  • Родители учащихся школы убеждены, что учителя унижают детей перед всем классом, не защищают, потворствуют зачинщикам травли, боятся вмешиваться, не замечают буллинга их ребенка, могут довести ребенка до самоубийства.
  • Родители пишут в родительском форуме и выкладывают в соцсети посты со следующими заголовками: «Ничего не докажешь!». «Родители в одиночку спасают детей от травли в школе». «Школа калечит», “Надо обращаться с жалобой в Департамент образования и в прокуратуру”.
  • Нарушают права учителя или других родителей тем, что распространяют искаженные или неправдивые сведения, клевету на учителя (со стороны родителей учеников в последнее время это стало распространенным явлением). В ход идут любые средства начиная от жалоб на несправедливость и жестокое отношение учителя к ребенку и заканчивая обвинениями в уголовно наказуемых деяниях, направляемых в органы управления образования, надзорные органы или размещаемых в интернете.
1.2. Трудности с пониманием сути ситуации и смещением понятий «буллер – жертва».

Ситуация 1.
Часто в авторитарных ригидных семьях дети страдают от домашнего насилия, строгий отецагрессор пропагандирует правила силы, строгой дисциплины и суровых наказаний. Требует от детей, особенно от сына, «не быть тряпкой», «мужик должен уметь за себя постоять, спуску никому не давать», «если бьешь, то бей первым и что есть силы!». Такие дети проявляют агрессивное поведение в школе, они плохо находят контакт с другими детьми, им трудно соблюдать правила во время игры или просидеть спокойно весь урок. Они могут заснуть во время урока, а проснувшись, начать кричать и огрызаться на замечание учителя. Несмотря на явную агрессию, они не являются зачинщиками, а, как правило, становятся пострадавшими от бойкотов и изгоями, с которыми не хотят сидеть за одной партой или быть в одной команде во время игры. Травмированный ребенок отвечает на отвержение агрессией, в аффекте не рассчитывает свои силы, наносит увечья обидчикам. Родители этого ребенка, как правило, не признают своей вины или вины своего ребенка, обвиняют учителя в клевете, предвзятости, в наличии у него любимчиков. Родители тех детей, которым досталось от травмированного ребенка, при встрече с отцом семейства испытывают страх, отвращение и, боясь продвигать дело или решать конфликт, просто запрещают своему ребенку близко подходить к «ненормальному». Учителя также предпочитают не замечать отклоняющегося поведения ребенка. Ситуация усугубляется.

Рекомендации по преодолению трудностей:
  • Провести информационную беседу с педагогами школы о домашнем насилии, детской травме, реактивном, неуправляемом поведении как результате ПТСР.
  • Просветить родителей и педагогов об условиях, снимающих излишнее напряжение, приемах купирования агрессивного поведения, методах помощи детям с ПТСР и нарушениями регуляции поведения.
  • Изменить установку на травмированного ребенка у педагогов, других родителей «со злодея» на нуждающегося в защите и поддержке.
  • Помочь классному руководителю спланировать информационное мероприятие о последствиях травмы, ее видах, влиянии травмы на мозг.
  • Рассказать о возможностях управлять своими эмоциями в ситуациях, когда это крайне сложно сделать.
  • Мотивировать класс на прекращение действий, являющихся провоцирующими для травмированного ребенка (убрать по возможности все триггеры, вызывающие у него сильные негативные эмоциональные реакции).
  • Устроить мозговой штурм о способах помощи и поддержки товарищу. Распределить ответственность. Проговорить новые правила. Рассказать о наблюдении за поведением и возможных сигналах возбуждения и расслабления.
  • Обычно дети достаточно отзывчивые и эмпатийные особенно в этом возрасте (7–9 лет возраст социальной эмпатии, поиска социальной справедливости), когда они ясно понимают задачи, и могут видеть результат
Ситуация 2.
Конкретная ситуация, по словам родителей, заключалась в том, что их дочь (11 лет, 5й класс гимназии) отказывалась ходить в школу, говорила, что ее унизили перед одноклассниками. Учительница пренебрежительно отозвалась о ее родителях, которым якобы нет до нее дела, поэтому она никогда вовремя не сдает деньги на культурные мероприятия, даже пару раз пропустила интересные экскурсии. Затем преподаватель добавила, усмехнувшись: «Если ты даже родным мамепапе не нужна, кому ты сдалась?! Зачем я буду на тебя мое драгоценное время тратить?» Когда родители девочки подняли вопрос о соответствии учительницыклассного руководителя ее профессии, то другие родители их не поддержали. «Другие родители на собрании молчат. Опасаются, что начнут гнобить их детей. А в чате многие мамы писали мне, говорили, что я молодец, не побоялась», — объясняла мама девочки. «Школа калечит!» — добавила она в том же чате.

Рекомендации по преодолению трудностей:
  • Проведение информационного собрания для родителей класса в формате «круглого стола», с целью показать участникам разницу родительской позиции «Защитника» и «Созидателя».
  • Показать на примерах, как можно простроить благоприятную поддерживающую среду не только в семье, но и в классе.
  • Дать информацию о правовых возможностях участия в составлении планов воспитательной работы.
  • Дать конкретные приемы эффективной коммуникации для конструктивного диалога с учителем.
  • Показать причины эмоционального реагирования дочери на эту ситуацию и информировать их о подростковом субъективизме, ригидной тенденции делить всех на хороших и плохих. Показать, как можно помочь дочери переосмыслить ситуацию и проработать ее с учителем.
Made on
Tilda