Содержание деятельности по информированию
1. Подготовительный этап. Проводится до заключения договора о внедрении Комплексной межсекторной модели противодействия школьному буллингу (травле).
Цель. Сформировать информационными и просветительскими средствами устойчивое убеждение большинства участников образовательного процесса о необходимости и возможности внедрения Модели в конкретной школе.
Показатели результативности:- формальный — подписание договора о сотрудничестве, издание локальных актов (приказ, дополнительные функциональные обязанности);
- качественный — участники понимают ценность и необходимость внедрения Модели в школе.
2. Этап непосредственного информирования о буллинге как о насилии и угрозе благополучию и успешному обучению школьников, о необходимости системного противодействия буллингу в школе.
Цель. Обеспечить всем участникам образовательного процесса адекватный для их категории уровень информированности, осведомленности и знаний о буллинге вообще и о внедряемых в школе способах противодействия в частности, который бы дал им всем мотивацию к регулярной деятельности и уверенность в своих возможностях для эффективного взаимодействия со всеми партнерами (внутренними и внешними) по внедрению и адаптации Модели под потребности конкретной школы.
Показатели результативности:- наличие и функционирование в школе антибуллинговой команды, о которой знают все (учащиеся, родители, педагоги и сотрудники), принимают их деятельность как значимую;
- наличие свода школьных правил в области допустимых/недопустимых действий одних учащихся по отношению к другим, известных каждому участнику (т. е. правила были озвучены, приняты, зафиксированы, они понятны всем участникам и действуют);
- педагоги, школьные сотрудники, ученики и их родители знают о школьном порядке (на основе алгоритма работы со случаем буллинга/травли в школе). Участники знают, что делать, к кому обращаться, как реагировать на случаи буллинга, как отреагируют на случай большинство других.
3. Этап развития Модели
Цель. Поддерживать информационными и просветительскими средствами интерес и мотивацию участников к развитию деятельности по противодействию буллингу и закреплению, стабилизации инноваций.
Показатели результативности:- разработаны обоснованные количественные и качественные показатели эффективности Модели, доказывающие ее успешность, их результативность не ухудшается;
- уровень профессионализма специалистов, ответственных за просвещение и информирование, а также качество просветительской, информационной деятельности способны обеспечить стабильное функционирование Модели при различных изменениях в кадровом составе педагогов или контингенте учащихся.
В процессе работы на всех этапах используются разные техники, формы, методы.
Возможные техники индивидуальной беседы: работа с сопротивлением; правила уверенного собеседника и приемы эффективной коммуникации; активное и эмпатийное слушание, убеждение.
Групповые формы работы: публичные выступления с привлечением спикеров, рассказывающих о своих успехах в работе по противодействию буллингу; демонстрация коротких видеороликов; убедительных статистических данных; со взрослыми и подростками возможны провокативные техники, диспуты, брейнринги; для педагогов и родителей хорошо зарекомендовала себя техника сторителлинга (storytelling); прогнозирование негативного и позитивного сценариев развития событий с привлечением участников мероприятий.
Невербальные, визуальные и сетевые методы: экскурсии на передовые «площадки», видеомосты, зум/скайпконференции по методу «групп поддержки», где участники находятся на разной стадии внедрения или развития Модели, печатный материал под потребности конкретной целевой группы (для учителей — методические рекомендации с дидактическим материалом, для детей — комиксы, для родителей — подборка рассказов участников прошлых лет «реальных истории из жизни»); распространение материалов (для взрослых), сходных с социальной рекламой.
Если трудности возникают с родителями на этапе привлечения к информированию (не идут на собрание, избегают участия в совместных детскородительских мероприятиях), то возможны следующие приемы:
- «горячий» обзвон родителейактивистов, пользующихся авторитетом в классе;
- «сарафанное радио»: запускаем через «своих» информацию о том, что «классная программа», «в знакомой школе все поменялось к лучшему, все дружат, никого не травят, учиться начали», «такие специалисты в этой НКО, просто волшебники»;
- размещение на сайте школы и НКО, в соцсетях, на родительских форумах информации о программе (обязательно с контактами для индивидуальной связи);
- традиционные флаерыприглашения в стиле «акции», обращение к родителям в электронных дневниках детей; на телевидении в новостной программе возможно запустить опрос: «Вашего ребенка травят?» или «Вмешаться или нет в детские конфликты?», в социальных сетях — посты.
Организационные основы деятельности- Обучение и стажировка специалиста по информированию (см. ниже «Компетенции и трудовые действия специалиста, ответственного за информирование»).
- Анализ актуальной ситуации в школе, ресурсов территории и результатов исследования готовности участников к внедрению Модели.
- Определение уровня готовности школы и разработка мероприятий в соответствии с этим уровнем. Мероприятия могут быть нацелены на нивелирование специфических дефицитов отдельных категорий участников, например, социальных стереотипов учителей, или их профессионального выгорания, или недостаточной осведомленности.
- Согласование действий с администрацией школы.
Кадровое обеспечение деятельностиКоличественный состав команды специалистов: один ответственный специалист на школу, который может быть членом антибуллинговой команды, имеет связи с различными НКО, может привлекать к своей деятельности помощников — других педагогов, родителей, волонтеров, специалистов НКО и детей.
Необходимые личностные характеристики специалиста антибуллинговой команды, ответственного за просвещение и информирование- высокий уровень ответственности (ориентация на принятие ответственности за отношения с ребенком);
- зрелость и уверенность поведения (чувство психологической защищенности и безопасности);
- позитивная адекватная самооценка, чувство юмора;
- неприятие любых форм и проявлений насильственного поведения;
- терпимость к различиям в ценностях и установках, способность признавать право другого человека на собственное мнение, способность при разных позициях находить точки соприкосновения и выстраивать эффективное взаимодействие;
- высокий уровень эмпатии, интерес к нюансам отношений;
- высокий уровень стрессоустойчивости, умение успокоить и поддержать окружающих, способность к «контейнированию» тревоги;
- способность к выражению и вербализации эмоциональных переживаний;
- наличие поддерживающей сети и способность к построению эффективных взаимоотношений с субъектами социальной сети подопечного.
Компетенции и трудовые действия специалиста, ответственного за информирование- Анализировать результаты мониторинга и оценки условий образовательной среды конкретной школы, выделять факторы и индикаторы, которые могут указывать на необходимую для данной школы интенсивность и продолжительность мероприятий по информированию и просвещению всех участников образовательного процесса в рамках реализации Модели противодействия буллингу, а также выявлять специфику конкретной СОШ и адаптировать цели и задачи деятельности по просвещению и информированию в соответствии с выявленными специфическими потребностями;
- Определять перечень мероприятий, а также приоритетность и очередность выполнения мероприятий по информированию и просвещению всех участников образовательного процесса в рамках реализации Модели противодействия буллингу;
- Проводить мониторинг эффективности деятельности по просвещению и информированию всех участников образовательного процесса, оценивать результаты деятельности и корректировать ее ход;
- Осуществлять эффективное общение со всеми участниками образовательного процесса, в том числе с родителями и законными (уполномоченными) представителями обучающихся, применять адекватные коммуникативные техники и приемы, мотивировать всех на взаимодействие и активное участие в мероприятиях по реализации Модели противодействия буллингу;
- Работать в междисциплинарной команде;
- Формировать у обучающихся мотивацию к эффективному ненасильственному взаимодействию в процессе обучения, трудовых и социокультурных мероприятий, а также способствовать развитию личностных и профессиональных установок взрослых участников образовательного процесса на создание и сохранение безопасной, комфортной образовательной среды как неотъемлемого и обязательного условия воспитания обучающихся при освоении ими основных образовательных программ;
- Подбирать и использовать в ходе информационно-просветительской и мотивационной деятельности с детьми и подростками методы социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной работы, исходя из актуального состояния обучающихся, в том числе детей-сирот, детей с ОВЗ с учетом рекомендаций их индивидуальной программы;
- Применять на практике педагогические и психологические методы мобилизации внутренних и внешних ресурсов как взрослых, так и несовершеннолетних участников образовательного процесса для формирования сознательного и устойчивого поведения, исключающего практику унижения достоинства, ущемления прав или применение психического и физического насилия любого рода в любых проявлениях;
- Применять методы индивидуального, группового и семейного консультирования несовершеннолетних, их законных (уполномоченных) представителей, педагогов и специалистов СОШ по вопросам распознавания насильственных форм общения, в том числе признаков и разновидностей буллинга в детской и подростковой среде, о способах выявления случаев буллинга на ранних этапах его возникновения, а также о возможных сценариях развития этих случаев, прогнозирования их отдаленных последствий;
- Реализовывать информационнопросветительские и мотивационные мероприятия с учетом актуального состояния здоровья и ограничений жизнедеятельности, психологического и социального статуса, возраста, образования несовершеннолетних и взрослых участников образовательного процесса;
- Анализировать нормативные правовые акты по организации и содержанию информационнопросветительской и мотивационной деятельности в отношении всех участников образовательного процесса, в том числе несовершеннолетних лиц;
- Излагать профессиональную информацию в процессе взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса в доступной и адекватной форме, с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей каждого участника, всегда проявлять позитивное эмпатийное отношение и терпимость.
Оценка эффективности деятельностиМинимальные (базовые) показатели результативности деятельности по информированию.
Образовательная организация:- В школе сняты запрет и табу с темы буллинга. О буллинге говорят, замечают его, обращаются за помощью в антибуллинговую команду;
- Все участники образовательного процесса, сотрудники школы знают, что травля/ буллинг всегда однозначно плохо влияет на развитие и здоровье любых детей всех возрастов, знают, как его остановить здесь и сейчас;
- Более 50% педагогов разделяют ценности ненасильственного воспитания и обучения, понимают разницу между детской агрессией, конфликтом и буллингом, открыто выражают желание внедрять Модель, готовы обучаться, интересуются приемами и методами работы по профилактике и прекращению буллинга, в школе могут быть прецеденты самостоятельного обучения по базовой программе.
- Сократилось число педагогов, отрицающих наличие буллинга в школе или пытающихся «замаскировать» буллинг под единичный конфликт интересов, детскую/ подростковую агрессию изза недостатка навыков саморегуляции или плохого семейного воспитания.
- Факты провокации или инициирование буллинга учителем (навешивание ярлыков, призывы «проучить» или объявить бойкот, выражение неприязни или обесценивание личности и способностей отдельных учеников, проявление социальных или этнических стереотипов и т. д.) сократились, распознаются и осуждаются большинством коллег, не поддерживаются в профессиональном коллективе.
Инструменты оценки: анкетирование педагогов, анкетирование учащихся, анализ заявлений от родителей, наблюдение, опрос.
Специалисты антибуллинговой команды:- Повысили уровень своей информированности о различных аспектах буллинга, специфике внедрения антибуллинговых программ, о ролевых особенностях различных участников ситуации буллинга и способах взаимодействия с ними;
- Наработали устойчивый навык информирования коллег и родителей о возможностях противодействия буллингу;
- Повысили авторитет среди коллег и детей;
- Освоили на практике приемы передачи разным целевым группам информации о буллинге, в том числе мифов о буллинге;
- Организовали и провели не менее 25 интерактивных информационнопросветительских мероприятий, из них не менее 9 для детей (классные часы, игры, квесты, викторины, диспуты, соревнования, познавательные марафоны и т. д.), 5 для родителей, в том числе панельные дискуссии, открытые классные часы и др., 2 — совместные для детей и родителей, 9 — для коллег по школе, не менее 1 — для непедагогического персонала. Желательно проведение хотя бы 1 открытого мероприятия с приглашением представителей администрации территории, органов управления образования, СМИ, общественности, педагогов других школ;
- Информационное сопровождение внедрения Модели — публикации в СМИ, посты в соцсетях, участие в тематических онлайнфорумах.
Инструмент оценки: самоанализ специалистов антибуллинговой команды, анализ журналов регистрации случаев буллинга, заявлений родителей, опрос педагогов о важности и значимости введения нового подразделения — антибуллинговой команды. Результат супервизий.
Дети, обучающиеся:- Знают и понимают свои права, имеют доступ к профессиональной помощи в случае их нарушения (у них есть контакты ДТД, РЦ и Уполномоченного по правам детей территории), знают определение буллинга (в соответствии с возрастом);
- Могут его распознать в учебном и практическом варианте;
- Имеют устойчивое негативное отношение к травле и насилию;
- Знают роль и важность наличия «защитников» в ситуации буллинга;
- Понимают, что, как и в какой последовательности делать, оказавшись в ситуации буллинга в разных ролях;
- Могут сформулировать основные общие правила поведения, не допускающие физического насилия, порчи имущества, высмеивания и других видов буллинга;
- Имеют представление о психологической помощи. Знакомы со школьным психологом, знают, где и как его найти, по какому телефону и когда позвонить, где находится его кабинет;
- Знают номер Детского телефона доверия (или где он указан), что на него может позвонить любой ученик, учитель или родитель и что это бесплатно, анонимно и конфиденциально;
- Правила поведения в рамках противодействия буллингу являются простыми, понятными детям, были приняты с обсуждением и поддержаны большинством.
Инструмент оценки: визуальное наблюдение. Рандомный опрос. Контентанализ антибуллинговых правил. Полуструктурированные интервью с детьми. Тестовые задания по решению ситуаций на узнавание ситуаций буллинга.
Предупреждения и рекомендации по преодолению возможных трудностей- Типичные трудности, встречающиеся в процессе деятельности по информированию.
- 2. Типичная трудная ситуация — противостояние родителей и учителей.
- Родители учащихся школы убеждены, что учителя унижают детей перед всем классом, не защищают, потворствуют зачинщикам травли, боятся вмешиваться, не замечают буллинга их ребенка, могут довести ребенка до самоубийства.
- Родители пишут в родительском форуме и выкладывают в соцсети посты со следующими заголовками: «Ничего не докажешь!». «Родители в одиночку спасают детей от травли в школе». «Школа калечит», “Надо обращаться с жалобой в Департамент образования и в прокуратуру”.
- Нарушают права учителя или других родителей тем, что распространяют искаженные или неправдивые сведения, клевету на учителя (со стороны родителей учеников в последнее время это стало распространенным явлением). В ход идут любые средства начиная от жалоб на несправедливость и жестокое отношение учителя к ребенку и заканчивая обвинениями в уголовно наказуемых деяниях, направляемых в органы управления образования, надзорные органы или размещаемых в интернете.
1.2. Трудности с пониманием сути ситуации и смещением понятий «буллер – жертва».