Еще одна из причин нерешенности проблемы в отсутствии эффективных механизмов объединения ресурсов государственных организаций, НКО и родительского сообщества. Школа не может обеспечить защиту учеников без поддержки общественности и специалистов в области защиты прав детей, экспертов по оказанию кризисной помощи травмированным детям. Важно понимать специфику предотвращения буллинга с участием детей и подростков уязвимых групп (детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из семей в трудной жизненной ситуации, детей-сирот в период адаптации в замещающей семье). Некоммерческие организации могут привлечь в проекты экспертов с необходимой специализацией и укрепить межсекторную антибуллинговую команду, чтобы сформировать у педагогов и других школьных специалистов необходимые компетентности.
Внедрение Комплексной межсекторной модели противодействия буллингу подразумевает распределение функций по созданию безопасной среды на общешкольном уровне и тем более – на межсекторном, развивает технологии командного взаимодействия специалистов, позволяющие выстраивать сильные межрегиональные горизонтальные связи в профессиональном и экспертном сообществе для совместного создания и продвижения эффективных и доступных для реализации подходов в профилактике буллинга. В ходе реализации проекта «Конструктор социальных практик НКО-2» в 15 регионах заработали Ресурсные центры по работе с буллингом, созданные при социальноориентированных НКО для трансляции информации о Комплексной межсекторной модели противодействия буллингу и сопровождения процесса внедрения Модели в партнерских школах. Некоммерческие организации привлекают в проекты экспертов с необходимой специализацией и укрепляют межсекторные антибуллинговые команды, чтобы сформировать у педагогов и других школьных специалистов необходимые компетентности.
Существенным отличием материала, представленного в настоящем сборнике, является реализация принципов партнерства и открытого образования. После презентации стартового пакета материалов Комплексной межсекторной модели противодействия буллингу опорным и стажировочным площадкам настоящего проекта, в феврале 2020 года партнеры обменялись информацией о своей экспертизе в области работы с буллингом, эксперты-практики обсудили, дополнили и согласовали стартовый пакет материалов, договорились о реализации открытой партнерской образовательной программы, в процессе реализации которой в течение июня-августа 2020 года происходил обмен опытом, уточнение инструментария и содержания работы в обозначенных направлениях Модели. ( См. приложение 2. «Как работали эксперты»)
Вновь созданным Межрегиональным центром антибуллинговых компетенций были приняты ценностные основания противодействия буллингу (школьной травле) и уточнен перечень технологических блоков (видов деятельности в рамках отдельных направлений Модели). В ходе апробации Модели и ее отдельных технологических блоков уточнились границы между разными видами деятельности в русле четырех направлений и был сформирован итоговый вариант.
КОМПЛЕКСНАЯ МЕЖСЕКТОРНАЯ МОДЕЛЬПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЬНОМУ БУЛЛИНГУ (ТРАВЛЕ)
Цель: защита прав и интересов детей, создание безопасной и поддерживающей среды в школе, противодействие насилию и буллингу; включение институтов гражданского общества в решение проблемы противодействия буллингу
Системный подход: безопасная поддерживающая среда в школе может быть организована через решение ряда задач с помощью всех участников образовательной системы и с учетом многообразия их влияния друг на друга: учеников, педагогов, родителей, администрации и персонала школы. Объединение ресурсов и сил сообщества для организации помощи школе.
Ресурсоориентированный подход: формирование норм здорового ненасильственного взаимодействия в детской среде, приоритет профилактики и организации поддерживающей среды над деятельностью по борьбе с выявленными случаями.
Ценности и принципы. Противодействие насилию в отношении детей. Содействие развитию школы как первичной территории освоения культуры соблюдения прав человека человеком. Объединение и укрепление ресурсов территории для поддержки изменений в школе, связанных с защитой прав и интересов детей. Активная роль сообщества и школы в формировании и укреплении культурных образцов ненасильственного воспитания и обучения детей, противодействии насилию в отношении детей. Поддержка школьных специалистов. Комплексность помощи.
Ценностные основания Модели
• Школа – первичная территория освоения культуры соблюдения прав человека человеком. Каждый ребенок имеет право на получение образования в безопасной школьной среде, где все – взрослые и дети – уважают права и достоинство других людей; конфликты решаются без открытых и скрытых форм принуждения.
• Все дети имеют право на равные образовательные шансы независимо от их возможностей здоровья и степени социализации родителей. Для прогрессивной и безопасной школы формирование успешной социализации и миролюбия детей не мене важная образовательная цель, чем хорошая академическая успеваемость. Самостоятельность, уверенность в себе, навыки сотрудничества, заботы о себе и ближнем – приоритетные качества и социальные навыки современного школьника (личностные образовательные результаты).
• Забота школы о профессиональной форме педагогов (профессиональной коммуникации и эмоциональной устойчивости) – основа школьной политики, направленной на уважение человеческого достоинства, снижение буллинга (травли) и насилия в отношении детей в целом.
• Буллинг прежде всего связан с незрелостью детей, потому преодолим через создание поддерживающей среды в школе, повышение у школьных сотрудников и учащихся чувствительности к распознаванию насилия, развитие способности замечать и останавливать насилие, через тренировку социальных навыков школьников в процессе общения со сверстниками с помощью подготовленных компетентных взрослых.
• Предотвращение и противодействие буллингу – непосредственная ответственность всех сотрудников школы и родителей школьников. Школа отвечает за защиту ребенка от насилия в ее стенах, а родители отвечают за воспитание у детей культуры миролюбия в отношении сверстников, приверженности соблюдению прав других детей.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ I.
Информирование.Внедрение изменений необходимо сопровождать целенаправленной информационной кампанией для обеспечения устойчивости положительных результатов и дальнейшей институционализации Модели. Важно последовательно информировать широкие слои населения и содействовать формированию в обществе ценностного отношения и осознанной ответственной позиции граждан по вопросам защиты прав и интересов детей, профилактики насилия. Для этого распространять в доступном популярном виде информацию по вопросам распознавания насильственных форм общения, воспитания и обучения детей, в том числе признаков и разновидностей буллинга в детской и подростковой среде. Необходимо формировать положительный имидж некоммерческих организаций, ведущих активную результативную деятельность в сфере защиты детей. Мотивировать граждан к участию в проектах некоммерческих организаций и их поддержке. Информационная кампания не может быть проведена однократно. Это должна быть последовательная систематическая работа.
На уровне отдельной школы в рамках Модели должны регулярно проводиться мероприятия по информированию и просвещению сотрудников школы, детей и родительской общественности по вопросам насильственного воспитания и обучения и раннего выявления ситуаций буллинга в классе. Принципиально важно, чтобы информационная кампания реализовала просветительские задачи вместе с задачей поддержки, мотивирования и воодушевления родителей и специалистов, не допускала обвинительных идей и запугивания.
II.
Профилактика буллинга.Профилактические программы имеют первостепенное значение для защиты прав и интересов детей. Эффективность описываемой модели обеспечивается благодаря перемещению акцента с борьбы с агрессорами и выявленными случаями буллинга на создание безопасной поддерживающей среды в школе.
Кроме того устойчивость поддерживающей среды подкрепляется одновременной реализацией профилактических мероприятий для нескольких целевых групп – учеников, педагогов, школьного персонала, родителей.
Содержание профилактических занятий заключается в обучении учеников и педагогов навыкам распознавания, своевременного прерывания буллинга, навыкам обращения за помощью. Формирование поддерживающей среды может быть достигнуто через повышение у педагогов чувствительности к психологическому насилию, освоение и практику способов создания атмосферы взаимоподдержки и сотрудничества в классе, дисциплинирования учеников с использованием ненасильственных способов воздействия, тренировку навыков коммуникации и кооперации у подростков, вовлечение школьников в процесс школьного самоуправления, обеспечение выполнения школьным персоналом и родителями точных действий по реагированию на признаки начинающегося буллинга.
Ведущая роль в профилактике принадлежит педагогам. Так как владение собой и эффективными приемами коммуникации, управления группой детей – основные компетенции школьного специалиста, способного организовать процесс обучения, дискуссии, дебатов мирно и продуктивно, максимально снизив риск агрессивного поведения учеников. Поэтому важно организовывать специальные курсы обучения и поддержки педагогов, вовлеченных в антибуллинговые программы.
III.
ПомощьПомощь ученикам, педагогам и родителям, затронутым ситуациями буллинга. Помимо актуализации навыков школьников по самостоятельному прерыванию травли, пострадавшим детям должна быть оказана поддержка и психологическая помощь. Поддержка необходима и родителям этих детей, поскольку они, как правило, также задеты буллингом через своего ребенка.
Важно установить причины и оказать специализированную помощь ученику - инициатору буллинга и его родителям. Учитывая, что столкновение с ситуацией буллинга вызывает возмущение и стремление обвинить противоположную сторону и специалистов школы, модель предполагает реализацию Алгоритма работы со случаем буллинга (травли) в школе, в том числе включающего действия по оказанию поддержки и помощи родителям пострадавшего ученика и родителям ученика-инициатора травли. Педагогам и другим школьным специалистам важно иметь возможность обсудить стратегию своих действий в этой ситуации и получить поддержку коллег.
IV.
МониторингМониторинг эффективности деятельности школы по созданию безопасной поддерживающей среды и противодействию буллингу. Включает критерии, показатели, инструменты оценки эффективности деятельности в рамках Комплексной межсекторной модели. Независимый характер экспертизы может быть достигнут за счет привлечения к проведению экспертизы как специалистов, направленных местными Органами управления образования, так и авторитетных представителей родительской общественности.
Отчет по мониторингу должен быть представлен на педагогическом совете и итоговом общешкольном родительском собрании. На основании результатов мониторинга - продуманы меры по устранению недочетов и разработан скорректирован план противодействия буллингу на следующий период, составлен план развития специалистов.
Для организации совместной работы межрегиональной группы экспертов –практиков по уточнению и разворачиванию содержания деятельности в контексте Модели был сформирован перечень технологических блоков внутри каждого направления и сформулированы межсекторные задачи.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ МОДЕЛИ I. ИНФОРМИРОВАНИЕ
- Информирование учеников, родителей, педагогов, школьного персонала, формирование мотивации к реализации Модели противодействия буллингу на территории школы.
- Работа с общественным мнением через распространение информации о возможностях противодействия буллингу (травле).
II. ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА
- Организация работы школьной антибуллинговой команды.
- Организация обучения завучей, педагогов и школьного персонала с целью противодействия школьной травле».
- Организация профессиональной поддержки педагогов с целью повышения коммуникативной компетентности и чувствительности к риску возникновения буллингу.
- Организация работы с родителями школьников с целью противодействия школьной травле.
- Организация и проведение профилактических мероприятий для школьников разных возрастных групп:
- Организация и проведение профилактических мероприятий для школьников начальных классов.
- Организация и проведение профилактических мероприятий для школьников 5-8 х классов.
- Организация и проведение профилактических мероприятий для школьников. 9-11 классов.
- Организация и проведение профилактических мероприятий для школьников 9-11 классов.
- Организация и проведение мероприятий для школьников, педагогов и родителей с целью профилактики травли с участием детей уязвимых групп:
- Организация и проведение мероприятий для школьников, педагогов и родителей с целью профилактики травли с участием детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Организация и проведение обучения педагогов, родителей и персонала с целью профилактики травли с участием детей из семей в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
- Организация и проведение мероприятий для педагогов и родителей с целью профилактики травли с участием детей из замещающих семей.
III. ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКА УЧЕНИКОВ, ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ, ЗАТРОНУТЫХ СИТУАЦИЕЙ БУЛЛИНГА
- Алгоритм работы со случаем буллинга (травли) в школе.
- Работа психолога и классного руководителя с классом в связи с выявленным случаем буллинга.
- Оказание экстренной психологической помощи и поддержки ученикам, педагогам и родителям, затронутым ситуацией буллинга региональной службой Детского Телефона Доверия, работающей под единым общероссийским номером, согласно разработанным алгоритмам.
- Специализированная психологическая помощь помощь ребенку (подростку), пострадавшему от буллинга и его родителям.
- Специализированная психологическая помощь ребенку (подростку) – инициатору буллинга и его родителям.
IV.МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЗДАНИЮ БЕЗОПАСНОЙ ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ БУЛЛИНГУ
- Мониторинг эффективности мероприятий по созданию поддерживающей среды и противодействию буллингу.
- Общественная экспертиза поддерживающей среды и противодействия буллингу в школе.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ БУЛЛИНГУ В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ
Разработка и внедрение Комплексной межсекторной модели противодействия буллингу (школьной травле) осуществлены в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов детей и Стратегии развития воспитания на 2015-2025 гг.
Важными ориентирами разработки и внедрения стали:
- Кооперация институтов гражданского общества на межрегиональном уровне для воспитания и защиты прав и законных интересов детей-школьников в стенах школы через организацию системной межсекторной деятельности по созданию поддерживающей среды и противодействию буллингу.
- Совершенствование и доведение до технологии силами межрегиональной команды экспертов СО НКО основных процессов противодействия буллингу (школьной травле) - информирования, профилактики, оказания помощи и мониторинга.
- Развитие и модернизация системы подготовки педагогических кадров, базирующейся на принципах открытого образования, для эффективного изучения и распространения передового опыта специалистов образовательных и общественных организаций продвижения лучших проектов и программ в области трансляции ценностей ненасильственного обучения и воспитания, повышения правовой культуры школьников, коммуникативной компетентности педагогов.
- Развитие механизмов эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями, формирование социально-культурной инфраструктуры для реализации прав и успешной социализации детей через совместное внедрение Комплексной межсекторной Модели противодействия буллингу в 15 регионах РФ.
В контексте деятельности Органов власти, разных социальных институтов и ведомств организация деятельности по противодействию буллингу отвечает сразу нескольким важным задачам развития гражданского общества. (См. Приложение 3 Оргсхема) Отвечает приоритетами государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов детей. Выполняет заказ родительского сообщества на обеспечение безопасности детей в образовательной организации. Гарантирует соблюдение прав и защиту человеческого достоинства детей. Отвечает современному запросу общества об обеспечении равных образовательных возможностей для всех детей, в том числе из уязвимых групп - детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из семей в трудной жизненной ситуации и социально опасного положения, детей-сирот (воспитанников замещающих семей).
Сопровождение внедрения Комплексной межсекторной модели противодействия буллингу Ресурсным центром.Российский и мировой опыт свидетельствует, что решение проблемы школьного насилия требует объединения образовательных организаций и экспертов, специализирующихся в области защиты детей от насилия и жестокого обращения в семье и школе. Противодействие буллингу подразумевает комплексную, системную работу со всеми участниками образовательного процесса. В большинстве школ сегодня травлю не замечают или не считают серьёзной проблемой, педагоги не готовы включать работу по профилактике буллинга в перечень своих профессиональных задач. Это барьер для внедрения, который нельзя не учитывать и преодолеть в приказном порядке.
Выстраивание в школе системы предупреждения и слаженного эффективного реагирования на возникающие случаи травли требует терпеливой и настойчивой работы по преодолению стереотипов и неэффективных установок педагогов в отношении работы с буллингом. Внедрение системных изменений требует участия экспертов в области защиты прав детей, экспертов в области работы с общественным мнением, специалистов по оказанию специализированной кризисной помощи, экспертов по работе с уязвимыми в отношении буллинга группами школьников и т.д. Такое объединение специалистов разных ведомств возможно в рамках проектов некоммерческих организаций. Поэтому именно на базе НКО появляются и развиваются Ресурсные центры по работе с буллингом. В рамках текущего проекта стало возможным организовать Межрегиональный центр антибуллинговых компетенций. Такое объединение Ресурсных центров на базе региональных НКО укрепляет деятельность по защите детей от школьной травли в масштабе страны.
Процесс внедрения инноваций требует освоения ценностей работы с буллингом, подходов, конкретных инструментов информирования, профилактики и реагирования. На начальном этапе требуется последовательная работа по укреплению мотивации педагогов к участию в антибуллинговой деятельности. Для решения организационных вопросов бывает полезно обратиться к опыту решения возникающих сложностей другими школами. Ресурсный центр нужен для методического укрепления, поддержки и обеспечения устойчивости школьной системы противодействия буллингу.
Настоящий сборник представляет собой описания технологий информирования, организации деятельности антибуллинговой команды, профессиональной поддержки педагогов на пути освоения новых компетентностей в работе с травлей, алгоритма работы со случаем, мониторинга. Эти тексты разработаны авторами-практиками, посвятившими длительное время партнерской работе с образовательными организациями и защите прав детей, противодействию насилию и травле в частности. Несмотря на то, что каждый вид деятельности описывал конкретный разработчик, постоянно требовалось взаимообучение и командная экспертиза на пути решения спорных вопросов и тонкостей осуществления помощи детям и поддержки специалистов, внедряющих изменения в школе.
Отдельные главы посвящены описанию конкретных технологий, инструментов работы с буллингом. «Организация работы антибуллинговой команды школы», «Алгоритм работы со случаем буллинга (травли) в школе», «Сопровождение внедрения Комплексной межсекторной модели противодействия школьному буллингу (травле) Ресурсным центром». Они написаны экспертами и специалистами АНО ДПО «Института социальных услуг «ВЕКТОР», командой опытных практиков, длительное время сопровождающих образовательные организации Пермского края, структурировали ценный практический опыт и предприняли попытку представить его в виде готовой технологии и инструментария; «Информирование учеников, родителей, педагогов, школьного персонала, формирование мотивации к реализации Модели противодействия буллингу на территории школы» разработана командой НПФ «Надежда».
Другие главы представляют вариант практики для реализации деятельности технологического блока конкретного направления Модели. Это прежде всего описания профилактической деятельности. Речь идет о профилактических программах для разных групп школьников, работе с классом в связи с выявленным случаем буллинга. Свой опыт представили специалисты КРОО «Кризисный центр для женщин и их семей, подвергшихся насилию «Верба» (Красноярск), АНО Ресурсный центр «Согласие» (Томск), АНО содействия социальной адаптации семьи и детей «Центр развития социального интеллекта» (Самара) и другие. Как практику представили свой опыт работы с общественным мнением специалисты Пресс-центра АНО ДПО «Института социальных услуг «ВЕКТОР».
Работа по оформлению Модели, уточнению описаний технологических блоков еще не завершена. Необходимо продолжить апробацию вновь созданных инструментов. Понять, какой должна быть общественная детско-взрослая экспертиза поддерживающей 27 среды в школе. Рассмотреть дополнительно разные подходы, варианты специализированной помощи и работы с агрессивными детьми и подростками. В этой области между специалистами много противоречий. Так же важно посвятить внимание вопросу разногласий по поводу степени вовлечения родителей в деятельность по противодействию буллингу.
В рамках проекта мы подготовили инструменты и настроили их для работы. Начали деятельность по внедрению в образовательных организациях из 15 регионов страны с учетом своеобразия ситуации в каждой территории и в каждой школе. Непременно важно продолжить эту работу и добиться того, чтобы школы справились с организационными задачами, обучением сотрудников. Для внедрения необходимых изменений в современной школе важно также, чтобы органы управления образованием изыскали необходимые ресурсы и организовали деятельность по решению проблем дополнительного нормативно-правового обеспечения деятельности.
Мы уверены, что с помощью продуманных организационных решений, профилактических инструментов, алгоритмов работы со случаем и оказания своевременной профессиональной кризисной помощи обеспечение безопасности детей со временем станет повседневной привычной деятельностью в каждой российской школе.