КОНСТРУКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК НКО: ОТ ЛУЧШЕЙ ПРАКТИКИ К УСТОЙЧИВОЙ ИННОВАЦИИ

ИСТОРИЯ ПРОЕКТА

АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР» с 2014 года является Ресурсным центром по развитию антибуллинговых программ и ведет при поддержке Министерства образования и науки Пермского края пролонгированный проект по разработке и внедрению технологий профилактики школьного насилия в образовательных организациях. С 2018 года является исполнителем краевой субсидии, выделяемой на эти цели. Постепенно из практики сложилась пермская модель профилактики школьной травли, имеющая две базовые характеристики: комплексность и межсекторность.

Комплексность
Мы выстраиваем антибуллинговую деятельность школы как комплексную, предполагающую работу со всеми участниками образовательного процесса: детьми, педагогами, родителями. Считаем, что ведущая фигура — это педагог, непосредственно работающий с детьми. Поскольку буллинг является проявлением ежедневных взаимоотношений в детском коллективе, то работа по противодействию травле включает не разовые мероприятия, а постоянное наблюдение и мониторинг риска насилия в классах, заботу о создании механизмов поддержания доброжелательной школьной социальной среды, в которой травля становится недопустимой в глазах всех участников образовательного процесса.

Мы исходим из того, что буллинг прекратится или будет сведен к минимуму только тогда, когда образовательная среда, т. е. ежедневная жизнь школы, изменится и станет более безопасной и поддерживающей как для учащихся, так и для педагогов, когда появятся, «приживутся» и будут приняты школьным сообществом и закреплены локальной нормативной базой принципы, правила и механизмы, которые создают и удерживают это новое качество школьной среды. Появятся новые компетенции и полномочия у сотрудников, направленные на предупреждение буллинга, инфраструктура профилактической деятельности (антибуллинговая команда), новый инструментарий, алгоритмы действий, планы профилактической работы, разработки мероприятий и своя организационная модель реализации данного направления работы школы. Эти системные изменения и составляют суть школьной модели профилактики травли.

Межсекторность
Наш опыт показал: чтобы такие изменения в школе произошли и закрепились, необходимо профессиональное экспертное сопровождение школьных команд в процессе инновационной деятельности. Это значит, что школе как институции также нужна поддержка извне, подпитка ее новыми идеями, информацией, новыми технологиями, отвечающими запросам времени. Кроме того, школе также нужны дополнительные ресурсы, выстроенные партнерские связи с профессиональными организациями и социальными службами для организации помощи детям и педагогам. Для этого очень важно, чтобы школа стала более открытой, способной к партнерскому взаимодействию с гражданским обществом, профессиональными и волонтерскими некоммерческими организациями, с бизнесом. В 2018–2019 годах командой АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР» при 8 поддержке Фонда президентских грантов был реализован проект по снижению школьного насилия «Давайте жить дружно». В его рамках создана команда экспертов-практиков по профилактике буллинга, способных транслировать антибуллинговые компетенции, помогать школам Пермского края проектировать собственные модели противодействия травле. В этот период началась работа по «выращиванию» антибуллинговых команд в пилотных школах, были созданы варианты образовательных программ для различных участников образовательного процесса — администраторов, педагогов-психологов, педагогов, отрабатывалась технология сопровождения школ Ресурсным центром, созданным на базе НКО. Шел активный поиск механизмов объединения ресурсов сообщества для противодействия школьной травле. Так была начата работа по «форматированию» службы краевой Детский телефон доверия «Перемена Плюс», работающей под единым общероссийским номером, для оказания экстренной помощи детям и взрослым, задетым ситуацией травли. Была апробирована модель привлечения партнерских СО НКО и волонтеров из числа студентов вузов к антибуллинговой работе с учащимися школ.

За эти годы в работу по противодействию буллингу были вовлечены более 70 школ и партнерских организаций Пермского края, разработаны основные подходы к созданию краевой межсекторной модели профилактики школьной травли, созданы методические пособия, апробирована технология сопровождения Ресурсным центром, созданным на базе СО НКО, образовательных организаций в процессе внедрения школьных антибуллинговых моделей.

Наш опыт показал, насколько важно для решения проблемы буллинга развивать эффективные механизмы объединения ресурсов школ, государственных и некоммерческих организаций, родительского сообщества для создания поддерживающей безопасной среды на общешкольном и межсекторном уровнях, как важно искать и отрабатывать механизмы внедрения антибуллинговых моделей в практику регионов. Так родился антибуллинговый Конструктор.

КОНСТРУКТОР — ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА

В работе с насилием, жестоким обращением трудно действовать в одиночку, поэтому мы стремимся развивать технологии командного взаимодействия, позволяющие выстраивать сильные межсекторные и межрегиональные горизонтальные связи в профессиональном и экспертном сообществах для совместного создания и продвижения наиболее эффективных подходов в решении острых социальных проблем детства. В ходе многолетней проектной работы АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР» с привлечением ведущих экспертов в сфере профилактики детского и семейного неблагополучия постепенно оформилась авторская программа социального проектирования, которую мы назвали «Конструктор социальных практик НКО». По сути, Конструктор является методологией создания, апробации, внедрения и сохранения устойчивости инновационных технологий, разработанных некоммерческим сектором. В основе Конструктора лежат принципы социальной работы и социального проектирования, командного взаимодействия и кооперации некоммерческих организаций, чьи практики доказали свою состоятельность, стали лучшими в области помощи семьям с детьми, защиты прав и законных интересов детей.

Когда одна из доказательных практик НКО оказывается востребованной для многих регионов, запускается очередной Конструктор.

В настоящее время в АНО ДПО Институт социальных услуг «ВЕКТОР» создан портфель
проектов, направленных на решение актуальных задач в сфере профилактики детского
и семейного неблагополучия:

  • «Конструктор социальных практик НКО: Улучшение качества жизни детей в замещающих семьях». Реализован при поддержке Фонда президентских грантов в 2018 - 2019 годах.
​​
  • «Конструктор социальных практик НКО-2: Объединение ресурсов сообщества для разработки и внедрения Комплексной межсекторной модели противодействия школьному буллингу (травле)». Реализован при поддержке Фонда президентских грантов в 2019–2021 годах.
​​
  • «Конструктор социальных практик НКО-3: Стабильность и качество инноваций в сфере защиты детства». Реализуется при поддержке Фонда президентских грантов в 2020–2021 годах.
​​
  • «Конструктор социальных практик НКО-4: Через кризис к стабильности и устойчивому развитию». Реализуется при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина в 2021–2022 годах.
Ключевой элемент Конструктора — мультидисциплинарная межрегиональная команда, в которую входят специалисты партнерских НКО-площадок из разных регионов, профессионалы, заинтересованные в развитии лучшей практики, ведущие эксперты по теме проекта.

Проектной командой проводится анализ опыта деятельности в данной сфере, практика оценивается, корректируется, дополняется рационализаторскими разработками, создается стартовый вариант модели/технологии.

На ее основе создается образовательная программа для специалистов заинтересованных регионов. Программа является разноуровневой, чтобы учесть образовательные потребности специалистов всех направлений деятельности, работающих с целевыми группами конструируемой практики. Прежде всего обучение проходят основные специалисты НКО-площадок по апробации и внедрению новой модели/технологии в пилотных регионах. Каждая площадка, исходя из своего опыта и региональных условий, выбирает, а затем детально и прицельно прорабатывает свою часть общей модели/ технологии (свою деталь Конструктора), описывает опыт внедрения и специфические особенности функционирования «детали». Программа внедрения гибкая, с учетом местных условий и формата, но с обязательным соблюдением основополагающих принципов и выполнением инвариантных компонентов, являющихся «несущей конструкцией» инновационной технологии, которые отличают данную практику от других и делают ее лучшей.

В ходе реализации проекта экспертной командой осуществляется методическое и супервизорское сопровождение процесса разработки и внедрения инноваций (Экспертный совет проекта). Главная задача, которая решается в ходе такого сопровождения, — сохранение методологической точности и базовых принципов инновационной технологии, ее сущностных компонентов, которые могут легко «размываться» и искажаться при реализации разными региональными командами и адаптации к разным условиям регионов.

Важные принципы Конструктора — совместное открытое обсуждение, согласование материалов и наработок отдельных площадок внутри межрегиональной команды 10 в формате совместных супервизий, рабочих групп, мастермайндов, семинаров и вебинаров, на которых обсуждаются сложности внедрения, идет обмет опытом, осуществляется совместное проектирование решений. Так выстраивается единая инновационная модель/технология, функционирующая одновременно в нескольких регионах РФ.

По завершении проекта внедряемая модель/технология оказывается проверенной на прочность условиями разных территорий, апробированной в деятельности десятков специалистов разноплановых НКО и государственных организаций, методически выверенной в ходе экспертных обсуждений, «присвоенной» всеми участниками проекта. Такая инновация обеспечивает повышение эффективности процессов и достижение результатов, на которые направлена. Она оказывается значительно продуктивнее и проработаннее стартовой версии за счет творческих вкладов и практических находок региональных команд. Кроме этого, она адаптирована под специфику разных регионов и отвечает социально-экономическим и культурным потребностям конкретной территории внедрения.

"КОМПЛЕКСНАЯ МЕЖСЕКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЬНОМУ
БУЛЛИНГУ (ТРАВЛЕ)" — ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ КОНСТРУКТОРА

В 2019–2021 годах в партнерстве с ведущими российскими экспертами и НКО был разработан и реализован межрегиональный проект «Конструктор социальных практик НКО-2: Объединение ресурсов сообщества для разработки и внедрения Комплексной межсекторной модели противодействия школьному буллингу (травле)» (далее — «Конструктор социальных практик НКО-2»), поддержанный Фондом президентских грантов. Основной замысел — в рамках деятельности межрегиональной команды экспертов и практиков на основе накопленного опыта доработать, структурировать, апробировать, внедрить и описать практико-ориентированную Модель противодействия школьному буллингу, которая, впоследствии, может быть масштабирована во все регионы Российской Федерации.

В состав межрегиональной команды проекта вошли специалисты АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР», приглашенные эксперты и ключевые специалисты из 23 СО НКО и государственных организаций из 15 пилотных регионов РФ. С учетом опыта создания межсекторной Модели профилактики школьного насилия в Пермском крае, реального положения дел в сегодняшней школе, осмысления достижений и проблем практической работы в области противодействия буллингу в пилотных регионах была разработана и согласована со всеми участниками стартовая конструкция «Комплексной межсекторной модели противодействия школьному буллингу (травле)». На базе опорных и стажировочных площадок была организована сеть Ресурсных центров по апробации, внедрению, доработке и описанию Модели и ее отдельных технологических блоков.

Полный вариант Модели включает 4 направления и 24 технологических блока, описывающих содержание и структуру деятельности для разных целевых групп профилактики школьного буллинга. Межрегиональная команда разработчиков сумела соединить воедино многие отработанные части Модели, придать описанию целостность и обоснованность, творчески переработать и конкретизировать содержание и конструкцию Модели. Важным дополнением является разработанный и апробированный площадками инструментарий и рекомендации его использования в практике. (Подробнее — «Методологические основы и конструкция Комплексной межсекторной модели противодействия школьному буллингу (травле)»)

ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ В ПИЛОТНЫХ РЕГИОНАХ

В ситуации социального проектирования сама по себе Модель, даже хорошо структурированная и описанная, не обладает инновационной ценностью и социальной значимостью. Модель должна быть воплощена в жизнь, а ее эффективность доказана устойчивыми результатами и качественными позитивными изменениями в социальной ситуации. Как показал наш опыт, для успешного внедрения и «приживления» антибуллинговых механизмов в школьную среду важно организовать разноуровневое сопровождение этого процесса. Ниже описаны два уровня сопровождения внедрения Модели в пилотных регионах: межрегиональный и региональный.

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ

Включает организационную, образовательную и экспертно-методическую поддержку специалистов пилотных площадок, осуществляемую командой АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР» и ведущими экспертами проекта.

Вступая в проект, НКО-площадки имели разный опыт работы с проблемой школьного насилия, но каждая команда была заинтересована в развитии, в освоении новых компетенций и продвижении новых механизмов помощи школам, детям и родителям у себя в регионе.

С помощью экспертов проекта каждая площадка определилась с масштабом и уровнем внедрения Модели, выбрала приоритетные направления и технологические блоки, наиболее актуальные для практики конкретной НКО, конкретной партнерской школы и ситуации региона в целом. На базе пилотных НКО-площадок, выполняющих роль Ресурсных центров, были сформированы региональные межсекторные команды, определены пилотные школы и партнерские организации для совместной апробации Модели в местных условиях. Образовательные организации, вовлеченные в реализацию Модели, также отличались по типам образовательных программ, количеству педагогов, составу учащихся, уровню мотивированности к работе с буллингом, степени развития межсекторного взаимодействия, уровню доступа к непосредственной работе с детьми и педагогами на базе школ.

Анализ состояния готовности к внедрению Модели партнерских образовательных организаций и уровня осведомленности самих участников о феномене буллинга, о специфике противодействия ему показал высокую потребность в обучении и дополнительном регулярном информировании о современных подходах, исследованиях и передовом опыте противодействия буллингу. В целях расширения образовательных и информационных возможностей сопровождения участников проекта в процессе внедрения Модели командой АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР» были разработаны и запущены: Межрегиональный партнерский центр антибуллинговых компетенций и Пресс-центр для НКО.

Межрегиональный партнерский Центр антибуллинговых компетенций
как механизм внедрения Модели

Центр решает основные задачи:

  • формирование у всех участников проекта — специалистов НКО, администраторов и педагогов образовательных организаций — антибуллинговых ценностей, навыков реализации основных направлений и технологических блоков Модели;

  • выявление образовательных дефицитов и профессиональное сопровождение региональных команд в ходе адаптации и внедрения Модели;

  • выявление и презентация лучших практик в решении проблемы буллинга, создание профессиональных лифтов для педагогов и сотрудников НКО;

  • информационная поддержка инновационной деятельности.

В центре создаются и реализуются программы образовательной, экспертно-методической, информационной и PR-поддержки пилотных площадок-участников, вовлеченных в проект.

Образовательная поддержка
Разработана открытая практико-ориентированная модульная программа повышения квалификации, направленная на освоение ценностей и навыков реализации Комплексной межсекторной модели противодействия школьному буллингу (травле), предполагающая как очные, так и дистанционные форматы обучения.

Дистанционный Базовый модуль программы, направленный на знакомство с Моделью и освоение базовых навыков ее реализации, размещен на цифровой образовательной платформе проекта. Он находился в доступе для всех желающих на протяжении всего проекта.

Специализированные модули, направленные на продвинутую подготовку определенных целевых групп исполнителей, занятых в реализации Модели (педагогов, тренеров и специалистов НКО, руководителей организаций, вовлеченных в проект), предлагались межсекторным командам пилотных регионов.

Прежде всего осуществлялась поэтапная подготовка тренеров НКО — Ресурсных центров для разработки и трансляции Комплексной межсекторной модели противодействия школьному буллингу (травле), ее отдельных направлений и технологических блоков. По итогам обучения команды пилотных площадок разработали и представили свои планы внедрения Модели в регионе. Разработали обучающие программы для коллективов пилотных школ и провели дополнительное обучение педагогических коллективов в соответствии с задачами внедрения.

Экспертно-методическая поддержка
Внедрение и апробация Модели, а также описание каждой детали конструкции (технологического блока), сопровождались экспертами и руководством проекта. С каждой площадкой был заключен договор с четким техническим заданием по апробации и внедрению (описанию) конкретного технологического блока (далее — Т-блока), четкими показателями ожидаемых количественных и качественных результатов внедрения Модели в школах. Планы внедрения формировались региональными командами гибко, в зависимости от возможностей и условий каждой площадки.

Для координации работы Ресурсных центров, создающих условия для «присвоения» пилотными школами Модели или ее отдельных технологических блоков, для дальнейшей устойчивости развития Модели в каждом конкретном случае, в ходе специально организованных проектных сессий были выработаны методические рекомендации по проектированию этапов и уровней внедрения Модели в образовательной организации в зависимости от региональных условий. Данные рекомендации были использованы при проектировании мониторинга эффективности реализации антибуллинговых мероприятий и оценки деятельности площадок. По результатам анализа достижений и трудностей каждой площадки принимались конкретные действия по адресной профессиональной 13 поддержке: информированию, консультированию, обучению или супервизорскому разбору конкретных ситуаций.

В связи с условиями пандемии и самоизоляции, с целью профилактики срыва инновационного процесса экспертами проекта была разработана и реализована программа поддержки пилотных площадок по освоению цифровых навыков взаимодействия с целевыми группами в дистанционных условиях реализации мероприятий проекта.

Такой способ организации образовательной и методической поддержки позволил гибко удовлетворять основные образовательные потребности участников проекта, поступательно разрабатывая и корректируя обучающие и методические модули с учетом дефицитов компетенций, выявляемых на каждом этапе реализации проекта.

Информационная поддержка
В целях поддержки инноваций в решении проблемы детской травли в проекте был создан Пресс-центр по продвижению антибуллинговых ценностей, объединивший специалистов по медиа-сопровождению опорных и стажировочных площадок, а также медиа-активистов из других российских НКО. В рамках Пресс-центра была разработана и реализована программа обучения медиа-активистов для работы с буллингом. Реализована информационная кампания в социальных сетях и на сайтах организаций-участников, направленная на создание и распространение просветительских материалов, связанных с мотивированием целевых аудиторий на системную работу с буллингом и вовлечение новых участников в обсуждение данной проблемы. Регулярное освещение темы детской травли с помощью Пресс-центра помогло многим пилотным площадкам сделать эту тему актуальной и обсуждаемой на местном уровне, что способствовало признанию наличия проблемы школьного буллинга и необходимости ее решения, как на уровне образовательной системы, так и в сообществе.

Презентация и PR-поддержка лучших практик реализации Модели в регионах
В задачи межрегионального центра антибуллинговых компетенций входит выявление и презентация лучших практик в решении проблемы буллинга, создание профессиональных лифтов для педагогов и сотрудников НКО — участников проекта. С этой целью был организован цикл открытых вебинаров — презентаций по реализации отдельных технологических блоков Модели от опорных и стажировочных площадок проекта. Состоялась межрегиональная итоговая конференция с презентацией Модели, ее отдельных технологических блоков и практических наработок от участников проекта. Всего в открытом доступе на цифровых платформах Конструктора размещено 34 вебинара, мастер-класса, презентаций разработок, созданных участниками проекта.

Региональный уровень сопровождения внедрения Модели

Включает организационную, образовательную, методическую поддержку процесса внедрения Модели в пилотных школах специалистами регионального Ресурсного центра.

Сопровождение Ресурсным центром процесса внедрения Комплексной межсекторной модели противодействия буллингу представляет собой поддержку системных изменений, которые должны произойти в школе в рамках инновационной деятельности. Известно, что процесс внедрения инноваций в любой социальной системе подчиняется определенным законам и происходит поэтапно. Задачи Ресурсного центра:

  • донести до административных команд школ основной смысл и логику внедрения Модели;
  • выстроить поэтапный план инновационной деятельности совместно со школой, с четом ее специфических потребностей;
  • согласовать роли и границы взаимодействия;
  • выработать механизмы, способствующие созданию поддерживающей образовательной среды в условиях конкретной школы.

Ресурсный центр предоставляет нужную информацию, необходимые методические материалы, мотивирует школьные команды на активное включение в антибуллинговую деятельность, обучает и консультирует сотрудников школ, супервизирует решение трудных случаев. Таким образом, снижаются риски срыва и создаются условия для стабилизации инновационного процесса.

Методическая поддержка специалистов Ресурсного центра позволяет сотрудникам образовательной организации не останавливаться на начальных этапах антибуллинговой работы (например, только на обучении педагогов), а последовательно выстраивать системную работу: создать антибуллинговую команду школы, отладить механизмы взаимодействия, внедрить новые эффективные инструменты и практики профилактики буллинга в учебно-воспитательный процесс, планомерно работать над созданием поддерживающей среды в образовательной организации, постепенно вовлекая всех сотрудников в реализацию Модели.

Сопровождение школ — участников в регионах осуществляется Ресурсными центрами, созданными на базе опорных и стажировочных площадок проекта. Эту задачу каждая площадка решает исходя из своего опыта, условий и имеющихся ресурсов при поддержке экспертов и межрегиональной команды. В наиболее полном и завершенном виде технология сопровождения Ресурсным центром пилотной школы и поэтапного внедрения Модели в образовательное пространство региона отработана и описана командой АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР». (Подробнее — «Сопровождение внедрения Комплексной межсекторной модели противодействия школьному буллингу (травле) Ресурсным центром»)

КАК РАБОТАЕТ МОДЕЛЬ: ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ПИЛОТНЫХ РЕГИОНАХ

Всего в апробацию и внедрение Модели вовлечено более 50 образовательных организаций разного типа; 1979 педагогов и специалистов школ прошли разноуровневое обучение и включились в антибуллинговую работу; 27 430 учащихся пилотных школ приняли участие в профилактических программах и получили помощь; 95 249 детей, родителей и специалистов повысили осведомленность в теме буллинга, ненасильственных способах общения и возможностях получения помощи в ситуации травли через участие в информационных кампаниях проекта.

Не во всех регионах мы получили одинаково высокие и сравнимые результаты. Во многом это зависело от политики местных органов власти в отношении сотрудничества образовательной системы и НКО-сектора, от степени открытости системы образования к новшествам, от опыта и возможностей самой НКО-площадки. Важным общим эффектом явилось то, что во всех пилотных регионах был снят негласный «запрет» на обсуждение темы буллинга. С нашей точки зрения, это большой качественный сдвиг.

Наиболее полно Модель была отработана в школах Пермского края, Оренбургской и Томской областей, Красноярского края. В данных регионах удалось выстроить эффективное взаимодействие ресурсных площадок и образовательных организаций. Пилотные школы смогли воспринять предлагаемую Модель, структурировать деятельность по 15 предотвращению травли и включить ее в систему учебно-воспитательной работы. В региональных системах образования произошел качественный сдвиг в сторону признания и «присвоения» проблемы буллинга как на уровне отдельных школ, так и на уровне органов управления образования. Можно сказать, что пилотные школы начали активно «присваивать» проблему буллинга и принимать на себя ответственность за ее решение.

Педагоги стали проявлять большую компетентность в вопросах противодействия травле. Сотрудники школ научились четко дифференцировать конфликт и буллинг и, соответственно, больше стали замечать случаи травли, купировать ее. Главный сдвиг состоит в том, что от разовых акций и отдельных мероприятий по теме буллинга в большинстве пилотных школ начала выстраиваться системная работа, создаваться антибуллинговые команды, вырабатываться и закрепляться нормативными актами антибуллинговая политика. Большой популярностью в наиболее продвинутых школах пользуется Алгоритм реагирования на случаи буллинга, который позволяет работать не в пожарном, а в плановом режиме, накапливать и анализировать информацию о состоянии проблемы насилия в школе.

Социальным эффектом проекта стали качественные изменения, которые свидетельствуют о том, что образовательная среда в школах стала более безопасной: можно сказать, что у детей и взрослых усилилось ощущение нужности, защищенности и взаимного уважения.

Аналитические отчеты площадок и данные мониторинга свидетельствуют о том, что в пилотных школах значительно вырос авторитет педагогов. Выросло доверие к классному руководителю. Родители учащихся средней и старшей школы стали больше интересоваться самочувствием детей, их отношениями со сверстниками, а также участвовать в жизни класса. Родители проявляют высокую заинтересованность в обсуждении темы буллинга, считают ее важной и готовы сотрудничать со школой в решении этой проблемы.

Успешным механизмом социальных перемен явилось информирование и правовое просвещение всех участников образовательного процесса, организованное на постоянной основе. Известно, что школьный буллинг процветает в закрытой, непросвещенной среде, где присутствует неравенство сил. Чем больше прозрачности и публичности в школьной жизни, тем меньше шансов для травли. Способность школы продемонстрировать свою открытость при обсуждении темы травли, организованные специалистами Ресурсных центров и школ полномасштабные кампании по правовому информированию, стали поворотным моментом в отношениях родителей с педагогами и представителями администраций школ.

Важным результатом реализации Модели стало изменение отношения учащихся пилотных школ к проблеме травли. У детей сформировано правильное понимание сути и причин этого явления, готовность обращаться за помощью к старшим в ситуации буллинга. По данным мониторинга, большинство учеников пилотных школ (63,7%) в случае буллинга готовы обратиться к классному руководителю; 30,4% ребят будут искать помощи родителей; 19,6% обучающихся предпочитают разбираться сами и только 6% учащихся считают, что от обращения за помощью к взрослым станет только хуже. Важным показателем качества среды является улучшение психологического климата в классах за последний учебный год. Это отмечают 58,4% учащихся. Не видят изменений и говорят «все, как обычно» 33% обучающихся. Только 2,4% ребят хотели бы учиться в другом классе в связи с плохой обстановкой.

В целом школы-участники проекта стали более открытыми, выстроили сотрудничество с НКО и другими организациями по вопросам профилактики буллинга и помощи детям.

Выросла востребованность и авторитет НКО-сектора в регионах. Большинство опорных и стажировочных площадок проекта заявили о себе как об экспертных организациях в теме буллинга. Часть из них стала признанными региональными Ресурсными центрами по продвижению Модели. Командная работа, совместное обучение и совместное проектирование мероприятий способствовали усилению горизонтальных связей как внутри организаций-участников, так и на межсекторном уровне. Проект показал, как можно выстраивать эффективное межсекторное взаимодействие через оказание помощи школе в создании организационных и методических условий для эффективного обеспечения поддерживающей среды и противодействия буллингу.

Важным результатом проекта считаем отработку механизмов включения региональной службы Детского телефона доверия, работающей под единым общероссийским номером, в антибуллинговую работу. Участниками проекта были разработаны и внедрены в работу служб пилотных регионов (Пермский край, Республика Татарстан, Оренбургская область) алгоритмы экстренной дистанционной помощи детям и взрослым в ситуации буллинга, создана образовательная программа для сотрудников служб ДТД, 52 сотрудника служб ДТД прошли обучение, освоили новые алгоритмы и организовали оказание качественной экстренной психологической помощи детям в 486 случаях.

В целом, мы можем констатировать значительный рост интереса к теме буллинга и системным способам его преодоления в профессиональном сообществе.

Проект вовлек в работу новую, сложную, ранее не участвующую в программах противодействия буллингу целевую аудиторию обучающихся и педагогов СПО. 50 специалистов колледжей из 4-х регионов РФ (Казань, Киров, Владимир, Кострома) прошли обучение по специализированной программе и смогли включиться в апробацию Модели. Предметный интерес к Модели проявили и продолжают проявлять специалисты не только пилотных регионов. 331 представитель НКО, образовательных организаций различных типов, вузов, представителей ведомств из 28 регионов прошли дистанционный Базовый курс в рамках открытой образовательной программы проекта. Для прохождения обучения на открытой платформе проекта подали заявки 1365 специалистов из 42 регионов РФ.

Большой интерес к проекту проявили специалисты различных ведомств и учреждений социальной защиты населения, КДНи ЗП, ОПП, силовых ведомств. Для них был разработан ряд специальных мероприятий, обобщен и описан опыт включения субъектов профилактики в региональные межсекторные модели противодействия буллингу. Участниками проекта описаны практики межведомственного и межсекторного взаимодействия в зависимости от местных условий (Республика Хакасия, Пермский край, Республика Татарстан ).

Проект показал объем, значимость проблемы, «вывел буллинг из зоны молчания». Антибуллинговая деятельность все чаще воспринимается не узко профессионально, а является предметом общественного интереса. Она затрагивает широкие слои нашего общества, поскольку школа решает не только образовательные, но и воспитательные задачи, являясь инструментом социализации детей.

Мы можем сказать, что наработанный в проекте «Конструктор социальных практик НКО-2» инновационный опыт и инновационные продукты широко востребованы и могут быть «присвоены», институционализированы системой образования и другими субъектами профилактики регионов. Комплексная системная работа по противодействию буллингу, встроенная в ежедневную ткань школьной жизни с вовлечением НКО, специализированных служб, ведомств, родительской общественности, позволит 17 эффективно снижать риски травли и повысить безопасность и качество жизни наших детей.

ПАКЕТ ИТОГОВЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРОЕКТА

Настоящий сборник представляет собой сокращенный, но при этом цельный, вариант описания Комплексной межсекторной модели противодействия школьному буллингу (травле). В него включены базовые материалы, раскрывающие методологические и структурные основы Модели, содержание направлений и ведущих технологических блоков. Можно сказать, это «несущая конструкция» Модели, ее инвариантная часть, которая должна быть внедрена в образовательной организации, стремящейся быть современной, открытой, уважающей достоинство и уникальность каждого ребенка. Кроме того, в сборник включены материалы, которые помогут организовать процесс внедрения инноваций в школе, включить ресурсы сообщества, добиться значимых результатов в создании безопасной среды, в которой растут и учатся наши дети.

По результатам проекта также подготовлена электронная версия итогового пакета материалов, в которой представлены полные варианты авторских текстов с описанием всех разработанных и апробированных в практике технологических блоков Модели и приложения к ним: разработки занятий, практический инструментарий, рабочие документы, описания лучших практик, ссылки на источники, различные инструкции и другое.


Made on
Tilda