Ключевой элемент Конструктора — мультидисциплинарная межрегиональная команда, в которую входят специалисты партнерских НКО-площадок из разных регионов, профессионалы, заинтересованные в развитии лучшей практики, ведущие эксперты по теме проекта.
Проектной командой проводится анализ опыта деятельности в данной сфере, практика оценивается, корректируется, дополняется рационализаторскими разработками, создается стартовый вариант модели/технологии.
На ее основе создается образовательная программа для специалистов заинтересованных регионов. Программа является разноуровневой, чтобы учесть образовательные потребности специалистов всех направлений деятельности, работающих с целевыми группами конструируемой практики. Прежде всего обучение проходят основные специалисты НКО-площадок по апробации и внедрению новой модели/технологии в пилотных регионах. Каждая площадка, исходя из своего опыта и региональных условий, выбирает, а затем детально и прицельно прорабатывает свою часть общей модели/ технологии (свою деталь Конструктора), описывает опыт внедрения и специфические особенности функционирования «детали». Программа внедрения гибкая, с учетом местных условий и формата, но с обязательным соблюдением основополагающих принципов и выполнением инвариантных компонентов, являющихся «несущей конструкцией» инновационной технологии, которые отличают данную практику от других и делают ее лучшей.
В ходе реализации проекта экспертной командой осуществляется методическое и супервизорское сопровождение процесса разработки и внедрения инноваций (Экспертный совет проекта). Главная задача, которая решается в ходе такого сопровождения, — сохранение методологической точности и базовых принципов инновационной технологии, ее сущностных компонентов, которые могут легко «размываться» и искажаться при реализации разными региональными командами и адаптации к разным условиям регионов.
Важные принципы Конструктора — совместное открытое обсуждение, согласование материалов и наработок отдельных площадок внутри межрегиональной команды 10 в формате совместных супервизий, рабочих групп, мастермайндов, семинаров и вебинаров, на которых обсуждаются сложности внедрения, идет обмет опытом, осуществляется совместное проектирование решений. Так выстраивается единая инновационная модель/технология, функционирующая одновременно в нескольких регионах РФ.
По завершении проекта внедряемая модель/технология оказывается проверенной на прочность условиями разных территорий, апробированной в деятельности десятков специалистов разноплановых НКО и государственных организаций, методически выверенной в ходе экспертных обсуждений, «присвоенной» всеми участниками проекта. Такая инновация обеспечивает повышение эффективности процессов и достижение результатов, на которые направлена. Она оказывается значительно продуктивнее и проработаннее стартовой версии за счет творческих вкладов и практических находок региональных команд. Кроме этого, она адаптирована под специфику разных регионов и отвечает социально-экономическим и культурным потребностям конкретной территории внедрения.
"КОМПЛЕКСНАЯ МЕЖСЕКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЬНОМУБУЛЛИНГУ (ТРАВЛЕ)" — ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ КОНСТРУКТОРА
В 2019–2021 годах в партнерстве с ведущими российскими экспертами и НКО был разработан и реализован межрегиональный проект «Конструктор социальных практик НКО-2: Объединение ресурсов сообщества для разработки и внедрения Комплексной межсекторной модели противодействия школьному буллингу (травле)» (далее — «Конструктор социальных практик НКО-2»), поддержанный Фондом президентских грантов. Основной замысел — в рамках деятельности межрегиональной команды экспертов и практиков на основе накопленного опыта доработать, структурировать, апробировать, внедрить и описать практико-ориентированную Модель противодействия школьному буллингу, которая, впоследствии, может быть масштабирована во все регионы Российской Федерации.
В состав межрегиональной команды проекта вошли специалисты АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР», приглашенные эксперты и ключевые специалисты из 23 СО НКО и государственных организаций из 15 пилотных регионов РФ. С учетом опыта создания межсекторной Модели профилактики школьного насилия в Пермском крае, реального положения дел в сегодняшней школе, осмысления достижений и проблем практической работы в области противодействия буллингу в пилотных регионах была разработана и согласована со всеми участниками стартовая конструкция «Комплексной межсекторной модели противодействия школьному буллингу (травле)». На базе опорных и стажировочных площадок была организована сеть Ресурсных центров по апробации, внедрению, доработке и описанию Модели и ее отдельных технологических блоков.
Полный вариант Модели включает 4 направления и 24 технологических блока, описывающих содержание и структуру деятельности для разных целевых групп профилактики школьного буллинга. Межрегиональная команда разработчиков сумела соединить воедино многие отработанные части Модели, придать описанию целостность и обоснованность, творчески переработать и конкретизировать содержание и конструкцию Модели. Важным дополнением является разработанный и апробированный площадками инструментарий и рекомендации его использования в практике.
(Подробнее — «Методологические основы и конструкция Комплексной межсекторной модели противодействия школьному буллингу (травле)»)ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ В ПИЛОТНЫХ РЕГИОНАХ
В ситуации социального проектирования сама по себе Модель, даже хорошо структурированная и описанная, не обладает инновационной ценностью и социальной значимостью. Модель должна быть воплощена в жизнь, а ее эффективность доказана устойчивыми результатами и качественными позитивными изменениями в социальной ситуации. Как показал наш опыт, для успешного внедрения и «приживления» антибуллинговых механизмов в школьную среду важно организовать разноуровневое сопровождение этого процесса. Ниже описаны два уровня сопровождения внедрения Модели в пилотных регионах: межрегиональный и региональный.
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ
Включает организационную, образовательную и экспертно-методическую поддержку специалистов пилотных площадок, осуществляемую командой АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР» и ведущими экспертами проекта.
Вступая в проект, НКО-площадки имели разный опыт работы с проблемой школьного насилия, но каждая команда была заинтересована в развитии, в освоении новых компетенций и продвижении новых механизмов помощи школам, детям и родителям у себя в регионе.
С помощью экспертов проекта каждая площадка определилась с масштабом и уровнем внедрения Модели, выбрала приоритетные направления и технологические блоки, наиболее актуальные для практики конкретной НКО, конкретной партнерской школы и ситуации региона в целом. На базе пилотных НКО-площадок, выполняющих роль Ресурсных центров, были сформированы региональные межсекторные команды, определены пилотные школы и партнерские организации для совместной апробации Модели в местных условиях. Образовательные организации, вовлеченные в реализацию Модели, также отличались по типам образовательных программ, количеству педагогов, составу учащихся, уровню мотивированности к работе с буллингом, степени развития межсекторного взаимодействия, уровню доступа к непосредственной работе с детьми и педагогами на базе школ.
Анализ состояния готовности к внедрению Модели партнерских образовательных организаций и уровня осведомленности самих участников о феномене буллинга, о специфике противодействия ему показал высокую потребность в обучении и дополнительном регулярном информировании о современных подходах, исследованиях и передовом опыте противодействия буллингу. В целях расширения образовательных и информационных возможностей сопровождения участников проекта в процессе внедрения Модели командой АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР» были разработаны и запущены: Межрегиональный партнерский центр антибуллинговых компетенций и Пресс-центр для НКО.
Межрегиональный партнерский Центр антибуллинговых компетенцийкак механизм внедрения Модели
Центр решает основные задачи:
- формирование у всех участников проекта — специалистов НКО, администраторов и педагогов образовательных организаций — антибуллинговых ценностей, навыков реализации основных направлений и технологических блоков Модели;
- выявление образовательных дефицитов и профессиональное сопровождение региональных команд в ходе адаптации и внедрения Модели;
- выявление и презентация лучших практик в решении проблемы буллинга, создание профессиональных лифтов для педагогов и сотрудников НКО;
- информационная поддержка инновационной деятельности.
В центре создаются и реализуются программы образовательной, экспертно-методической, информационной и PR-поддержки пилотных площадок-участников, вовлеченных в проект.
Образовательная поддержкаРазработана открытая практико-ориентированная модульная программа повышения квалификации, направленная на освоение ценностей и навыков реализации Комплексной межсекторной модели противодействия школьному буллингу (травле), предполагающая как очные, так и дистанционные форматы обучения.
Дистанционный Базовый модуль программы, направленный на знакомство с Моделью и освоение базовых навыков ее реализации, размещен на цифровой образовательной платформе проекта. Он находился в доступе для всех желающих на протяжении всего проекта.
Специализированные модули, направленные на продвинутую подготовку определенных целевых групп исполнителей, занятых в реализации Модели (педагогов, тренеров и специалистов НКО, руководителей организаций, вовлеченных в проект), предлагались межсекторным командам пилотных регионов.
Прежде всего осуществлялась поэтапная подготовка тренеров НКО — Ресурсных центров для разработки и трансляции Комплексной межсекторной модели противодействия школьному буллингу (травле), ее отдельных направлений и технологических блоков. По итогам обучения команды пилотных площадок разработали и представили свои планы внедрения Модели в регионе. Разработали обучающие программы для коллективов пилотных школ и провели дополнительное обучение педагогических коллективов в соответствии с задачами внедрения.
Экспертно-методическая поддержкаВнедрение и апробация Модели, а также описание каждой детали конструкции (технологического блока), сопровождались экспертами и руководством проекта. С каждой площадкой был заключен договор с четким техническим заданием по апробации и внедрению (описанию) конкретного технологического блока (далее — Т-блока), четкими показателями ожидаемых количественных и качественных результатов внедрения Модели в школах. Планы внедрения формировались региональными командами гибко, в зависимости от возможностей и условий каждой площадки.
Для координации работы Ресурсных центров, создающих условия для «присвоения» пилотными школами Модели или ее отдельных технологических блоков, для дальнейшей устойчивости развития Модели в каждом конкретном случае, в ходе специально организованных проектных сессий были выработаны методические рекомендации по проектированию этапов и уровней внедрения Модели в образовательной организации в зависимости от региональных условий. Данные рекомендации были использованы при проектировании мониторинга эффективности реализации антибуллинговых мероприятий и оценки деятельности площадок. По результатам анализа достижений и трудностей каждой площадки принимались конкретные действия по адресной профессиональной 13 поддержке: информированию, консультированию, обучению или супервизорскому разбору конкретных ситуаций.
В связи с условиями пандемии и самоизоляции, с целью профилактики срыва инновационного процесса экспертами проекта была разработана и реализована программа поддержки пилотных площадок по освоению цифровых навыков взаимодействия с целевыми группами в дистанционных условиях реализации мероприятий проекта.
Такой способ организации образовательной и методической поддержки позволил гибко удовлетворять основные образовательные потребности участников проекта, поступательно разрабатывая и корректируя обучающие и методические модули с учетом дефицитов компетенций, выявляемых на каждом этапе реализации проекта.
Информационная поддержкаВ целях поддержки инноваций в решении проблемы детской травли в проекте был создан Пресс-центр по продвижению антибуллинговых ценностей, объединивший специалистов по медиа-сопровождению опорных и стажировочных площадок, а также медиа-активистов из других российских НКО. В рамках Пресс-центра была разработана и реализована программа обучения медиа-активистов для работы с буллингом. Реализована информационная кампания в социальных сетях и на сайтах организаций-участников, направленная на создание и распространение просветительских материалов, связанных с мотивированием целевых аудиторий на системную работу с буллингом и вовлечение новых участников в обсуждение данной проблемы. Регулярное освещение темы детской травли с помощью Пресс-центра помогло многим пилотным площадкам сделать эту тему актуальной и обсуждаемой на местном уровне, что способствовало признанию наличия проблемы школьного буллинга и необходимости ее решения, как на уровне образовательной системы, так и в сообществе.
Презентация и PR-поддержка лучших практик реализации Модели в регионахВ задачи межрегионального центра антибуллинговых компетенций входит выявление и презентация лучших практик в решении проблемы буллинга, создание профессиональных лифтов для педагогов и сотрудников НКО — участников проекта. С этой целью был организован цикл открытых вебинаров — презентаций по реализации отдельных технологических блоков Модели от опорных и стажировочных площадок проекта. Состоялась межрегиональная итоговая конференция с презентацией Модели, ее отдельных технологических блоков и практических наработок от участников проекта. Всего в открытом доступе на цифровых платформах Конструктора размещено 34 вебинара, мастер-класса, презентаций разработок, созданных участниками проекта.
Региональный уровень сопровождения внедрения МоделиВключает организационную, образовательную, методическую поддержку процесса внедрения Модели в пилотных школах специалистами регионального Ресурсного центра.
Сопровождение Ресурсным центром процесса внедрения Комплексной межсекторной модели противодействия буллингу представляет собой поддержку системных изменений, которые должны произойти в школе в рамках инновационной деятельности. Известно, что процесс внедрения инноваций в любой социальной системе подчиняется определенным законам и происходит поэтапно. Задачи Ресурсного центра:
- донести до административных команд школ основной смысл и логику внедрения Модели;
- выстроить поэтапный план инновационной деятельности совместно со школой, с четом ее специфических потребностей;
- согласовать роли и границы взаимодействия;
- выработать механизмы, способствующие созданию поддерживающей образовательной среды в условиях конкретной школы.
Ресурсный центр предоставляет нужную информацию, необходимые методические материалы, мотивирует школьные команды на активное включение в антибуллинговую деятельность, обучает и консультирует сотрудников школ, супервизирует решение трудных случаев. Таким образом, снижаются риски срыва и создаются условия для стабилизации инновационного процесса.
Методическая поддержка специалистов Ресурсного центра позволяет сотрудникам образовательной организации не останавливаться на начальных этапах антибуллинговой работы (например, только на обучении педагогов), а последовательно выстраивать системную работу: создать антибуллинговую команду школы, отладить механизмы взаимодействия, внедрить новые эффективные инструменты и практики профилактики буллинга в учебно-воспитательный процесс, планомерно работать над созданием поддерживающей среды в образовательной организации, постепенно вовлекая всех сотрудников в реализацию Модели.
Сопровождение школ — участников в регионах осуществляется Ресурсными центрами, созданными на базе опорных и стажировочных площадок проекта. Эту задачу каждая площадка решает исходя из своего опыта, условий и имеющихся ресурсов при поддержке экспертов и межрегиональной команды. В наиболее полном и завершенном виде технология сопровождения Ресурсным центром пилотной школы и поэтапного внедрения Модели в образовательное пространство региона отработана и описана командой АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР».
(Подробнее — «Сопровождение внедрения Комплексной межсекторной модели противодействия школьному буллингу (травле) Ресурсным центром»)
КАК РАБОТАЕТ МОДЕЛЬ: ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ПИЛОТНЫХ РЕГИОНАХ
Всего в апробацию и внедрение Модели вовлечено более 50 образовательных организаций разного типа; 1979 педагогов и специалистов школ прошли разноуровневое обучение и включились в антибуллинговую работу; 27 430 учащихся пилотных школ приняли участие в профилактических программах и получили помощь; 95 249 детей, родителей и специалистов повысили осведомленность в теме буллинга, ненасильственных способах общения и возможностях получения помощи в ситуации травли через участие в информационных кампаниях проекта.
Не во всех регионах мы получили одинаково высокие и сравнимые результаты. Во многом это зависело от политики местных органов власти в отношении сотрудничества образовательной системы и НКО-сектора, от степени открытости системы образования к новшествам, от опыта и возможностей самой НКО-площадки. Важным общим эффектом явилось то, что во всех пилотных регионах был снят негласный «запрет» на обсуждение темы буллинга. С нашей точки зрения, это большой качественный сдвиг.
Наиболее полно Модель была отработана в школах Пермского края, Оренбургской и Томской областей, Красноярского края. В данных регионах удалось выстроить эффективное взаимодействие ресурсных площадок и образовательных организаций. Пилотные школы смогли воспринять предлагаемую Модель, структурировать деятельность по 15 предотвращению травли и включить ее в систему учебно-воспитательной работы. В региональных системах образования произошел качественный сдвиг в сторону признания и «присвоения» проблемы буллинга как на уровне отдельных школ, так и на уровне органов управления образования. Можно сказать, что пилотные школы начали активно «присваивать» проблему буллинга и принимать на себя ответственность за ее решение.
Педагоги стали проявлять большую компетентность в вопросах противодействия травле. Сотрудники школ научились четко дифференцировать конфликт и буллинг и, соответственно, больше стали замечать случаи травли, купировать ее. Главный сдвиг состоит в том, что от разовых акций и отдельных мероприятий по теме буллинга в большинстве пилотных школ начала выстраиваться системная работа, создаваться антибуллинговые команды, вырабатываться и закрепляться нормативными актами антибуллинговая политика. Большой популярностью в наиболее продвинутых школах пользуется Алгоритм реагирования на случаи буллинга, который позволяет работать не в пожарном, а в плановом режиме, накапливать и анализировать информацию о состоянии проблемы насилия в школе.
Социальным эффектом проекта стали качественные изменения, которые свидетельствуют о том, что образовательная среда в школах стала более безопасной: можно сказать, что у детей и взрослых усилилось ощущение нужности, защищенности и взаимного уважения.
Аналитические отчеты площадок и данные мониторинга свидетельствуют о том, что в пилотных школах значительно вырос авторитет педагогов. Выросло доверие к классному руководителю. Родители учащихся средней и старшей школы стали больше интересоваться самочувствием детей, их отношениями со сверстниками, а также участвовать в жизни класса. Родители проявляют высокую заинтересованность в обсуждении темы буллинга, считают ее важной и готовы сотрудничать со школой в решении этой проблемы.
Успешным механизмом социальных перемен явилось информирование и правовое просвещение всех участников образовательного процесса, организованное на постоянной основе. Известно, что школьный буллинг процветает в закрытой, непросвещенной среде, где присутствует неравенство сил. Чем больше прозрачности и публичности в школьной жизни, тем меньше шансов для травли. Способность школы продемонстрировать свою открытость при обсуждении темы травли, организованные специалистами Ресурсных центров и школ полномасштабные кампании по правовому информированию, стали поворотным моментом в отношениях родителей с педагогами и представителями администраций школ.
Важным результатом реализации Модели стало изменение отношения учащихся пилотных школ к проблеме травли. У детей сформировано правильное понимание сути и причин этого явления, готовность обращаться за помощью к старшим в ситуации буллинга. По данным мониторинга, большинство учеников пилотных школ (63,7%) в случае буллинга готовы обратиться к классному руководителю; 30,4% ребят будут искать помощи родителей; 19,6% обучающихся предпочитают разбираться сами и только 6% учащихся считают, что от обращения за помощью к взрослым станет только хуже. Важным показателем качества среды является улучшение психологического климата в классах за последний учебный год. Это отмечают 58,4% учащихся. Не видят изменений и говорят «все, как обычно» 33% обучающихся. Только 2,4% ребят хотели бы учиться в другом классе в связи с плохой обстановкой.
В целом школы-участники проекта стали более открытыми, выстроили сотрудничество с НКО и другими организациями по вопросам профилактики буллинга и помощи детям.
Выросла востребованность и авторитет НКО-сектора в регионах. Большинство опорных и стажировочных площадок проекта заявили о себе как об экспертных организациях в теме буллинга. Часть из них стала признанными региональными Ресурсными центрами по продвижению Модели. Командная работа, совместное обучение и совместное проектирование мероприятий способствовали усилению горизонтальных связей как внутри организаций-участников, так и на межсекторном уровне. Проект показал, как можно выстраивать эффективное межсекторное взаимодействие через оказание помощи школе в создании организационных и методических условий для эффективного обеспечения поддерживающей среды и противодействия буллингу.
Важным результатом проекта считаем отработку механизмов включения региональной службы Детского телефона доверия, работающей под единым общероссийским номером, в антибуллинговую работу. Участниками проекта были разработаны и внедрены в работу служб пилотных регионов (Пермский край, Республика Татарстан, Оренбургская область) алгоритмы экстренной дистанционной помощи детям и взрослым в ситуации буллинга, создана образовательная программа для сотрудников служб ДТД, 52 сотрудника служб ДТД прошли обучение, освоили новые алгоритмы и организовали оказание качественной экстренной психологической помощи детям в 486 случаях.
В целом, мы можем констатировать значительный рост интереса к теме буллинга и системным способам его преодоления в профессиональном сообществе.
Проект вовлек в работу новую, сложную, ранее не участвующую в программах противодействия буллингу целевую аудиторию обучающихся и педагогов СПО. 50 специалистов колледжей из 4-х регионов РФ (Казань, Киров, Владимир, Кострома) прошли обучение по специализированной программе и смогли включиться в апробацию Модели. Предметный интерес к Модели проявили и продолжают проявлять специалисты не только пилотных регионов. 331 представитель НКО, образовательных организаций различных типов, вузов, представителей ведомств из 28 регионов прошли дистанционный Базовый курс в рамках открытой образовательной программы проекта. Для прохождения обучения на открытой платформе проекта подали заявки 1365 специалистов из 42 регионов РФ.
Большой интерес к проекту проявили специалисты различных ведомств и учреждений социальной защиты населения, КДНи ЗП, ОПП, силовых ведомств. Для них был разработан ряд специальных мероприятий, обобщен и описан опыт включения субъектов профилактики в региональные межсекторные модели противодействия буллингу. Участниками проекта описаны практики межведомственного и межсекторного взаимодействия в зависимости от местных условий (Республика Хакасия, Пермский край, Республика Татарстан ).
Проект показал объем, значимость проблемы, «вывел буллинг из зоны молчания». Антибуллинговая деятельность все чаще воспринимается не узко профессионально, а является предметом общественного интереса. Она затрагивает широкие слои нашего общества, поскольку школа решает не только образовательные, но и воспитательные задачи, являясь инструментом социализации детей.
Мы можем сказать, что наработанный в проекте «Конструктор социальных практик НКО-2» инновационный опыт и инновационные продукты широко востребованы и могут быть «присвоены», институционализированы системой образования и другими субъектами профилактики регионов. Комплексная системная работа по противодействию буллингу, встроенная в ежедневную ткань школьной жизни с вовлечением НКО, специализированных служб, ведомств, родительской общественности, позволит 17 эффективно снижать риски травли и повысить безопасность и качество жизни наших детей.
ПАКЕТ ИТОГОВЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРОЕКТАНастоящий сборник представляет собой сокращенный, но при этом цельный, вариант описания Комплексной межсекторной модели противодействия школьному буллингу (травле). В него включены базовые материалы, раскрывающие методологические и структурные основы Модели, содержание направлений и ведущих технологических блоков. Можно сказать, это «несущая конструкция» Модели, ее инвариантная часть, которая должна быть внедрена в образовательной организации, стремящейся быть современной, открытой, уважающей достоинство и уникальность каждого ребенка. Кроме того, в сборник включены материалы, которые помогут организовать процесс внедрения инноваций в школе, включить ресурсы сообщества, добиться значимых результатов в создании безопасной среды, в которой растут и учатся наши дети.
По результатам проекта также подготовлена электронная версия итогового пакета материалов, в которой представлены полные варианты авторских текстов с описанием всех разработанных и апробированных в практике технологических блоков Модели и приложения к ним: разработки занятий, практический инструментарий, рабочие документы, описания лучших практик, ссылки на источники, различные инструкции и другое.