Версия для слабовидящих
Без рубрики

Путешествие в Афинскую школу

Роль в проекте Конструктор социальных практик НКО-3: стажировочная площадка по развитию системы качества в малой НКО, оказывающей услуги семьям с детьми с ОВЗ.

Интервью Ольги Титковой, директора АНО содействия социальной адаптации семьи и детей «Центр развития социального интеллекта», Самара.

 

Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня у нас есть уникальная возможность познакомиться с Афинской школой. Не подумайте о виртуальных путешествиях. Мы не поедем в Древнюю Грецию и не будем изучать историю, философию или что-то еще.  Мы отправимся в Самару! Туда, где наши коллеги создали уникальное образовательное пространство, позволяющее эффективно, инновационно и качественно сопровождать образовательную деятельность очень разных детей.

“Зачем нам такое путешествие?” — спросите вы. Ответим так: знакомясь с опытом наших коллег, мы лучше понимаем себя, те смыслы, которые вкладываем свою работу, открываем новые возможности, позволяющие сделать жизнь лучше, отношения добрее и безопаснее. Так видят задачи этого медиакейса авторы. Возможно, у вас будут свои задачи и свои открытия, которыми вы обязательно поделитесь с нами на страницах соцсетей. 

Кому мы обязаны данным путешествием?

Афинская школа — проект некоммерческой организации Центр развития социального интеллекта (АНО «ЦРСИ»), которая профессионально помогает детям с особенностями развития. У Афинской школы два направления, определенные особенностями благополучателей: дети — нормы (с сохранным интеллектом) и дети с особенностями развития. ”Наша цель, — говорят о себе авторы Афинской школы – помочь особым детям овладеть необходимыми навыками, позволяющими:

— понимать эмоции других и свободно выражать собственные;

— соблюдать нормы и правила поведения в обществе;

— выстраивать общение со сверстниками и взрослыми;

Мы успешно работаем с детьми с аутизмом, синдромом Дауна, задержкой психического развития и другими ментальными нарушениями”.

Три прекрасных специалиста, вдохновляющие трудами своими на великие свершения, побудили нас отправиться в Афинскую школу. 

Знакомьтесь, Ольга Титкова Руководитель, Создатель и идейный вдохновитель организации. Сегодня она — главная героиня нашего кейса. Но не подумайте, что Ольга — одна в поле воин. С ней работают замечательные коллеги психолог Иван Титков и Специалист по PECS, логопед Мария Титкова. 

Мы представили основных деятелей этого проекта. С остальными участниками команды, вы можете познакомиться здесь: https://www.smc63.ru/o-nas/nasha-komanda/ 

Что такое Афинская школа?

Вот как рассказывают о своем проекте наши коллеги: “Это необычная школа. В ней солнечно, даже когда за окном дождь. Ученикам здесь не ставят отметок, а родители сами рассказывают об успехах детей на… антиродительских собраниях.

Мы предлагаем уникальную образовательную программу, основанную на приоритете знаний в области культуры, и утверждаем принцип уважения к личности каждого ученика.

Нашим занятиям свойствен дух гимнасий Древней Греции. Дух свободы и радости познания. «Мы с детьми размышляем об искусстве в свободной форме и удобных креслах», — говорит наш наставник и ведущий психолог Иван Титков.

Ребята встречаются раз в неделю с сентября по май. Они занимаются в малых группах по 5-8 человек, что позволяет каждому проявить себя и быть замеченным”.

Завораживает?! Работа Афинской школы — очень интересна и по содержанию, и по структуре. Если вы заинтересовались, можете заглянуть в их группу и узнать детали: https://vk.com/afinskay_shkola или послушать подкасты на канале: https://t.me/osobyedety 

Вот уже много лет “Вектор” активно сотрудничает с Ольгой Титковой и ее командой. За это время организация сменила название и кардинально перестроила свою работу, специалисты получили несколько дополнительных образований, но не перестали приносить пользу людям. Скорее стали полезны для определенной целевой группы. Думается, что сегодня подобное “сужение” важно и обоснованно. Коллеги не “топят космос”, размениваясь на массового потребителя услуг некоммерческой организации, а добиваются реальных результатов для небольшой, но очень нуждающейся в образовании и просвещении группы граждан.

При чем здесь “Вектор”?  

Многое для чудесной команды началось с общения с экспертами, партнерами “Вектора”, с работы в совместных проектах. О том, как происходили изменения, рассказывает Ольга Титкова: 

Опыт самарских специалистов сегодня интересен всех, кто только начинает свой путь некоммерческом секторе. Многие проекты АНО ДПО «Институт социальных услуг и инноваций «ВЕКТОР» обладают серьезным синергетическим эффектом: опыт одних (людей и организаций) позволяет другим избежать каких-то трудностей или вдохновляет на идеи, перемены, преобразования.

Итак, участие в проекте «МАСТЕРСКАЯ НКО: ТОЧКИ РОСТА» помогло нашим самарским коллегам переструктурировать собственную деятельность. До этого чудесная компания профессионалов работала под брендом “Школа — музей — культура”, занимаясь просветительской деятельностью. Организовывали выставки в школах, проводили экскурсии сами и учили этому делу детей. Конечно, дело благое и важное, но порой коллеги наблюдали и потребительское отношение со стороны школ, и “латание” дыр в воспитательной работе и даже некое пренебрежение. Сначала на подобные мелочи не хотелось обращать внимания, а потом захотелось иного дела. Пусть с меньшим охватом, но с большей пользой. 

Сегодня в “Центр развития интеллекта” приходят очень разные дети. Специалисты Центра Иван и Мария Титковы проводят очень разные занятия для детей двух категории — дети нормы и дети с особенностями развития (с аутизмом, синдромом Дауна, задержкой психического развития и другими ментальными нарушениями). Волей-неволей под влияние коллег попадают и родители, которые привели детей на занятия. В холле (место для ожидания) висит большой телевизор, транслирующий важную для родителей информацию в исполнении Ивана Титкова. Во многом успешность реализации всех идей и практик коллег в отношении детей, посещающих Афинскую школу, зависит и от действий родителей. Все, кто работает с детьми понимают как легко разрушить хрупкие (не ставшие ещё устойчивыми, не проросшие в практику) навыки, обретенные детьми на занятиях. Именно поэтому одним из важных направлений постепенно становится работа с родителями. И пока специалисты (Иван и Мария) ведут занятия с детьми, руководитель организации (Ольга) задается вопросам вовлечения родителей и их активного информирования не только об особенностях их детей, но и о педагогических способах и приемах, реализуемых в семейном общении.

Идеи третьего Конструктора прорастают в организации “Центр развития интеллекта” самым неожиданным образом. А казалось бы: нет инноваций и вроде как нечего стабилизировать. На самом деле сама деятельность организации — инновационна по своей сути. Регулярно, без перерывов на праздники и каникулы, дети получают важнейшие образовательные и социальные навыки. Где в России есть подобный опыт? Если не рассматривать специализированные учреждения, а говорить о гражданских инициативах. Это одна из идей, рожденных в рамках проекта. Вторая — качественный апгрейд экспертного бэкграунда Ольги Титковой. Вникните! Новая управленческая история рождается на наших глазах.

Таким образом, результаты проекта «Конструктор социальных практик НКО-3: Стабильность и качество инноваций в сфере защиты детства». позволили коллегам из Самары в очередной раз переосмыслить собственную деятельность и сформировать новые подходы к взаимодействию как с благополучателями, так и с коллегами по сектору. 

Думается, что «Конструктор социальных практик НКО-3: Стабильность и качество инноваций в сфере защиты детства» побудил многих специалистов с одной стороны задуматься о себе, с другой — увидеть новые перспективы для своего дела. Мы стали внимательнее присматриваться друг к другу. 

Знакомясь с опытом Ольги Титковой и её команды, понимаешь, что перемены — это не страшно, а спасительно и вдохновляюще! Не бойтесь сужать целевую группу. Не бойтесь перестраивать организацию! Стремитесь к осознанному использованию тех ресурсов, которые сегодня есть в вашем распоряжении. И помните: у нас в межрегиональной команде есть замечательный супервизор для специалистов НКО разного уровня — Ольга Титкова. 

________________________
Программа осуществляется в рамках проекта «Конструктор социальных практик НКО-3: Стабильность и качество инноваций в сфере защиты детства». Проект реализуется с использованием средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставляемого Фондом президентских грантов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: