Версия для слабовидящих
Новости СМИ о нас

Буллинг – это болезнь системы

Школьное насилие, или буллинг, – тема, которая редко поднимается среди педагогов и родителей. Однако, последствия замалчивания этой проблемы могут быть необратимыми. Травля со стороны сверстников порой доводит ребенка до суицида.

АНО «Региональный центр «ВЕКТОР» при поддержке Министерства образования и науки Пермского края осуществляет проект по разработке и внедрению модели профилактики школьного насилия на базе образовательных организаций.Основная задача проекта – создать в школьных коллективах максимально безопасную для ребенка среду, исключить случаи травли детей, избежать детских суицидов.

Вера Кожарская, генеральный директор АНО «Региональный центр «ВЕКТОР»:

– О наличии насилия в школах нам хорошо известно от детей, которые обращаются в службу «Детский телефон доверия». Обычно дети, которых травят сверстники, чувствуют себя одинокими, поскольку взрослые предпочитают не видеть таких проблем. Ребенок нередко остается один на один с агрессорами и, при попустительстве остальных, переживает страх, унижение, ощущение тупика. Часто в такой субъективно невыносимой для ребенка ситуации он начинает задумываются о суициде.

Министерство образования и науки поддержало нашу инициативу по разработке и внедрению в школах технологий и услуг, направленных на предупреждений школьного насилия. Основная цель этого проекта – создание в школьных коллективах безопасной среды. Мы ведем работу с социальными педагогами, школьными психологами, классными руководителями общеобразовательных учреждений из Перми и муниципалитетов края. Помогаем им выявить истоки буллинга, его различные формы и последствия; определить варианты помощи сторонам насилия и основные принципы профилактики школьного насилия в образовательном пространстве.

Травля в школе – это системная проблема, и, как всякая системная проблема, требует изменения позиции всех сторон в учебном заведении: администрации школы, учителей, родителей, детей, которые могут влиять на сложившиеся отношения в классе. Оказалось, что сдвинуть с мертвой точки эту тему в школах очень не просто. Причина – в сопротивлении педагогов. Признать проблему – значит что-то делать с ней. Мы пригласили к работе в проекте лучших российских экспертов и тренеров, провели серию проектных и семинаров и супервизий, разработали программы обучения для педагогов.

Ирина Алексеева, тренер проекта, психолог-консультант, генеральный директор Фонда кризисной помощи детям и подросткам «Новые шаги», автор ряда методических и учебных пособий по профилактике жестокого обращения с детьми (г. Санкт Петербург):

– Важно понимать, что причина буллинга – не в особенностях ребенка, на которого нападают, и не в агрессивности одного или нескольких детей, а в характере отношений между детьми в коллективе. Обычно, если ребенок, которого травят, просто уходит из класса или школы, на его месте оказывается следующая жертва. Когда говорят о буллинге, имеют в виду не единичные конфликты между детьми, а сформировавшиеся отношения в учебном коллективе. В этих отношениях всегда есть жертва (ребенок, над которым издеваются); есть группа детей, проявляющих активную агрессию к этому ребенку (обычно в ней есть лидер, вокруг которого объединяются дети); есть свидетели и сочувствующие – дети, которые не участвуют непосредственно в издевательствах, но боятся оказать поддержку жертве, чтобы не оказаться на его месте.

Буллинг часто провоцируется, особенно в младших классах, и подкрепляется учителями и самой школьной системой. Поэтому первый шаг к решению этой проблемы – изменение установок педагогов. Пока они не начнут реагировать и вмешиваться в ситуации травли, ничего не изменится, и последствия могут быть катастрофичными.

В проект активно включились школьные команды из МБОУ «Добрянская основная общеобразовательная школа №3», МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 7» (г. Краснокамск), МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» (г. Пермь), МБОУ «Рябковская средняя общеобразовательная школа» (с. Рябки, Чернушинский муниципальный район) и др. Важными принципами работы со школьными командами являлись обращение к личному и профессиональному опыту педагогов, разбор конкретных ситуаций в классах, анализ возможного наличия буллинга и способствующих ему условий, поиск различных способов разрешения ситуации на индивидуальном уровне, на уровне класса и школы. Участники с помощью опытных тренеров имели возможность проанализировать трудные случаи из своей практики, освоить принципы и технологии превентивной работы.

Юлия Концова, тренер «Регионального центра «ВЕКТОР», эксперт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения (г. Москва):

– Буллинг – это проблема системы. А менять систему всегда очень сложно. В этом смысле педагоги, которые включились в проект, – настоящие герои и первопроходцы. Но чтобы разработанный проект сработал и профилактика состоялась, мне как тренеру нужно было осуществить главное – помочь учителям изменить собственные установки в отношении буллинга. Работа с этой проблемой возможна только при условии, что ответственность за происходящее будет разделена между всеми субъектами. Дети – еще не совсем зрелые личности, поэтому ответственность за происходящее должна в первую очередь лежать на взрослых. Задача взрослого – подсказать адекватные способы разрешения конфликта. Без конфликтов жить невозможно, важно знать, как их решать. Мы стараемся показать педагогам, что профилактика буллинга невозможна без формирования благоприятного климата в классе.

Итогом работы явилась разработка и апробация собственных проектов и моделей профилактики насилия в своих школах, включающие работу с педагогами, родителями, учащимися. Важно, чтобы это была по настоящему командная работа, поддерживаемая администрацией школы. Это залог успеха.

Алла Белокурова, заместитель директора по воспитательной работе МАОУ «СОШ №25» г. Перми:

– Проблема буллинга раньше в нашей школе никогда не поднималась. Многие закрывали глаза, не говорили открыто о школьном насилии. Начав работу в проекте, мы подробно ознакомились с темой и по-настоящему заинтересовались ею. Позже мы опросили детей и поняли: проблема в нашей школе есть. Когда мы провели опрос среди учителей, стало очевидно: многие педагоги не понимают, что означает буллинг. Сейчас в нашей команде работает 10 человек. Мы выбрали руководителя, написали школьный проект и работаем над его осуществлением. Был выявлен класс, в котором проблема буллинга ярко выражена, он стал пилотным. Важным компонентом работы с классом, например, является более пристальное отслеживание поведения детей на переменах и досуговых мероприятиях, здесь мы привлекаем старшеклассников. С детьми работать действительно сложно. Педагогам необходимо очень тщательно продумывать каждый шаг. Вообще тема достаточно щекотливая. Например, когда она поднимается на родительских собраниях, обычно мамам и папам это не нравится. Ведь каждый родитель всегда защищает своего ребенка. Нужно действовать очень аккуратно, чтобы выстроить с родителями конструктивный диалог. В конце года наша команда проведет анкетирование среди учеников и педагогов, чтобы отследить, как изменилась ситуация. Уже сейчас педагоги просят нас начать работу по профилактике буллинга и с другими классами. Конечно, мы планируем выходить с нашими наработками к остальным школьникам и родителям.

Марина Меркушева, заместитель директора по воспитательной работе, педагог психолог МБОУ «Добрянская основная общеобразовательная школа №3»:

– Главное, что мы поняли: профилактика буллинга требует включённости педагогов, психологов, родителей и, конечно, самих детей. На уровне школы важно выработать общее отношение к буллингу, достичь договоренности администрации и учителей о формах реагирования при возникновении таких ситуаций. Только когда все стороны осознают опасность этой «болезни системы», проявят инициативу и неравнодушное отношение к происходящему, проблема отступит. Важно не найти виновного, а, научить детей проявлять заботу о том, кто оказался жертвой, не занимать позицию наблюдателя, поддерживать правила, конструктивно разрешать конфликты. Замечательно, что есть подобный проект: всегда можно пройти обучение, получить супервизию или консультацию эксперта, а это дает понимание, как именно лучше действовать.

В рамках проекта родилось еще одно ноу-хау – «волонтерский десант». Партнерские организации ПРОО «ПравДА вместе» и лаборатория психологии образования и медиа-психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета проводят уникальные тренинговые программы для учащихся, которые помогают не только обсудить сложные проблемы, но и объединить детей, дать им альтернативное видение совместной жизни в школе.

Всего в мероприятиях проекта в 2015 г. приняли участие 114 представителей 34 образовательных организаций из 21 муниципального района Пермского края. Сегодня наши площадки становятся экспертами по решению проблемы насилия в школе. Опыт преодоления буллинга транслируются в другие регионы РФ.

Источник: Издательский дом «ДОСУГ»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: