Версия для слабовидящих
Новости

По ту сторону трубки. Часть 2.

Мать и сын

Вы – уверенный в себе родитель? Задумайтесь. Всегда ли вы можете дать ребёнку верное наставление, рекомендацию, предложить решение ситуации или подсказать, где и как найти специалиста? Честным будет ответ «не всегда», поскольку жизнь столь многообразна, что никаких наших профессиональных или родительских компетенций не хватит, чтобы закрыть все возможные повороты различных событий. Сегодня мы поделимся одной историей, которая наглядно демонстрирует как можно обеспечить ребёнка одним из эффективных вариантов поддержки. 

По ту сторону трубки детского телефона доверия

Итак, представьте: квартира где-то в Перми, пасмурный вечер, мать беседует с сыном подростком.

— Знаешь, дорогой, ты так быстро взрослеешь. Возможно, у тебя уже есть какие-то темы или ситуации, о которых тебе неловко говорить со мной.

— Ты чего это, мама? У нас хорошие, я бы даже сказал дружеские отношения. Почему я должен искать помощи где-то в других местах и у других людей, если есть ты – классный специалист, умный человек. К тебе вон сколько народу за консультациями обращаются.

— Сын, есть в жизни человека такие переживания, которыми не хочется делиться с близкими. Это трудно объяснить, потому что у каждого человека они свои. Ты, наверно, слышал, как рассказывают, что в поезде ехали и очень свободно говорили обо всем на свете с совершенно незнакомыми людьми, потому что понимали, что каждый выйдет на своей станции и больше ничего общего в жизни не произойдёт. Все истории останутся вот в этом купе, не уйдут за его пределы. Иногда каждому человеку нужно, грубо говоря, «прокатиться в поезде», чтобы выговориться. Именно для этого есть такая услуга – телефон доверия. Есть для взрослых, а есть – для детей. Туда можно просто позвонить и поговорить со специально подготовленными специалистами, о чем хочешь.

— Как просто поговорить?

— Ну, так: ты будешь рассказывать, тебя будут слушать. Или тебе будут вопросы задавать, которые помогут разобраться в чувствах или в ситуации. Никто никогда не знает, как будет развиваться общение. Это как музыкальная импровизация. Собрались хорошие музыканты, взяли какую-то тему и каждый играет как чувствует.

По ту сторону трубки детского телефона доверия

— Ты хочешь сказать, что чужой человек меня почувствует и сможет понять то, чего я, вероятно, сам о себе не понимаю?

— Он или она – разные люди работают в этой службе – будет стараться понять, разобраться, задавая тебе вопросы, уточняя, предлагая версии и варианты. У специалистов, которые там работают есть специальная подготовка. Они умеют в разных ситуациях действовать и к разным людям подход находить. Плюс они очень человекоориентированные.

— Это как?

— Любой звонок для них важен. Любой человек для них значим и ценен сама по себе. Они не будут узнавать лишние детали, не будут навязчиво расспрашивать, если ты не захочешь о чем-то говорить. Уважение к человеку, который звонит – важнейшее основание этой деятельности. Не можешь уважать и ценить, быть готовым помочь любому позвонившему – значит, эта работа не для тебя.

— Не понимаю, как можно одинаково относиться к очень разным людям. Но попробую тебе поверить. Скажи, а если я позвоню и буду молчать.

— Тебя будут слушать. С тобой попробуют выстроить контакт.

— А можно я какую-нибудь глупость расскажу?

— Можно.

— А если я придумаю историю не про себя?

— Это твой выбор.

— А если я буду грубо разговаривать?

— С тобой будут спокойно и вежливо общаться.

— А если я хулиганить буду.

— Ну, что тут поделаешь – хулигань.

— Мама, это какое-то идеальное место, где можно делать всё, что хочешь.

— Люди очень по-разному просят о помощи, потому что боятся это делать, не привыкли просить, не знают почему им плохо или знают, но стесняются. Есть тысячи причин объясняющих почему люди ведут себя очень по-разному. Взрослым чуть легче: у них за спиной какой-то опыт, образование, представления о традициях… Детям – сложнее, поскольку они часто не могут оценить риски той или иной ситуации, состояния, отношений. Взрослые тоже не со всем справляются. Многим людям нужна помощь. Очень разная помощь.

— Ну, мне-то помощь пока не требуется. У меня всё хорошо, — заявил подросток с довольным видом и отправился в свою комнату, строить свои виртуальные миры.

По ту сторону трубки детского телефона доверия

Мать не стала спорить. Просто положила визитку с номером Детского телефона доверия на видное место. Несколько месяцев спустя, сын, слегка смущаясь сказал: «Знаешь, ты была права – они там действительно очень терпеливо и внимательно слушают».

— Где ТАМ? – уточнила мама, которая уже сама догадалась, о чем идёт речь.

— Да в детском телефоне, про который ты мне как-то рассказывала. Мне было интересно проверить – правда ли они всё слушать будут. Слушают. Удивительно! Я знаю мало взрослых, у которых хватает терпения слушать других. Рассказал ребятам в классе. Тоже не верят. Но, может сами попробуют и убедятся.

Мораль этой истории проста: важно показывать детям возможности получить помощь, если таковая им потребуется. Делать это лучше, как наша героиня – ненавязчиво, между делом, по случаю, если к слову вдруг приходится. Показать возможность. А дальше… У каждого будет по-своему. Главное знать, что есть места и специалисты, готовые помочь профессионально и безопасно. Детский телефон доверия – как раз об этом.

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: