Работая с детьми, пострадавшими от травли в школе, их родителями и учителями, мы видим, что вовремя заметить проблему взрослым и детям мешают неверные представления об этом явлении. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда родители или учителя из самых лучших побуждений предлагают ребенку простой и «логичный» способ реагирования на его проблемы, например, не обращать внимания на обидные клички или игнорировать бойкот в классе. В ситуации травли подобные советы — бесполезны, а иногда – могут сильно навредить.

Для того, чтобы как можно больше родителей и учителей своевременно замечали признаки школьной травли и протягивали руку помощи детям, попавшим в беду, мы задумали новый цикл статей.

В каждой публикации мы будем говорить о конкретном «мифе», иллюстрировать его реальной историей из жизни и пояснять, как лучше действовать, чтобы прекратить травлю и минимизировать её последствия.

Миф №5

«В классе у опытного педагога травли не бывает»

 


История Марии Семеновны

Для того чтобы попасть в 1А класс именно к Марии Семеновне родители некоторых ребят были готовы отдавать их в школу в шесть или восемь лет. Двадцать пять лет педагогического стажа, серьезные профессиональные награды, признание коллег и работа в одной из лучших школ города – все говорило само за себя.

Новый 1А класс выгодно отличался в своей параллели большим количеством прекрасно подготовленных к школе ребят, практически каждый из которых кроме школы был увлечен каким-либо занятием – спортом или творчеством. Все – яркие индивидуальности, старательные и увлеченные. Три учебных года пролетели незаметно. «А»-класс стабильно был первым по успеваемости в параллели и единственное, в чем отставали от других – это участие в общешкольных мероприятиях. Мария Семеновна и родители списывали это на большую занятость детей вне школы и высокую конкуренцию внутри класса. Каждый старался воспитать в своем ребенке Лидера.

В новом учебном году четвертого «А» все шло, казалось бы, как обычно. Однако меньше чем через месяц учебы произошел неприятный инцидент. Двое ребят-спортсменов и отличников Алик и Виталик решили отнять у одноклассника Максима купленный им в столовой сок. Получив отпор, они наплевали ему в порцию супа и убежали.

Максим пожаловался Марии Семеновне, но поверить в то, что Алик и Виталик могли так отвратительно себя повести, было слишком сложно, а свидетелей происшествия отчего-то не нашлось. Еще через три недели Максим заболел, а с жалобами на мальчишек обратились девочки, чьи вещи после физкультуры оказались в туалете мальчиков. Странные происшествия с девочками закончились, как только с больничного вышел Максим. Мария Семеновна решив, что все наладилось, уехала на очередной конкурс-смотр. Каникулы прошли без происшествий, а в первый же день второй четверти на улице после уроков сломал руку Алик, которому, по свидетельствам очевидцев, подставил подножку Максим.

В тот же день учительница физкультуры в разговоре с Марией Семеновной упомянула о том, что отношения между ребятами как-то не заладились с самого сентября, а Алика и Виталика начал побаиваться весь класс. «Знаешь, это похоже на травлю, Маша» — эти слова не шли из головы Марии Семеновны весь вечер. Она была уверена в том, что в ее классе нет места насилию, ведь «все дети заняты, все учатся» и «времени на всякую ерунду» оставаться не должно. Было страшно даже подумать о завтрашнем дне, педсовете и возможности заговорить об этой проблеме, ведь «Такого не может быть, потому что просто не может быть такого в моем классе!» повторяла она.

К нам за помощью обратились родители Алика, того самого, сломавшего руку мальчишки. Скажем честно, распутывание этой истории заняло у нас не день и даже не неделю. И только после того, как мы смогли пообщаться со всеми участниками тех событий и со всем 4«А» классом стало понятно, как вдруг в таком благополучном классе стали происходить настолько неприятные вещи.

Подросшие за лето и первый раз съездившие в спортивные лагерь Виталик и Алик, в полной мере прочувствовали на себе тяготы детской «дедовщины», сумели в ней адаптироваться и «привезли» с собой в школу. Детский коллектив (да и взрослый, впрочем) оказался неготовым к тому, чтобы как-то противостоять зарождающейся травле и поэтому в итоге один из ребят все же пострадал.

Скажем сразу, что эта история имеет хороший конец. После проведенной с классом работы ребята много говорили, что «наконец-то научились дружить», а в конце года с помощью родителей и Марии Семеновны подготовили целый спектакль-сказку про то, как важно уметь слышать друг друга.


Травля – то, что может возникнуть неожиданно и совершенно незапланированно для взрослых. «Семена» буллинга – насилие, властолюбие, безразличие к чужим чувствам, жестокость, страх, унижение можно найти повсюду. Однако они смогут прорасти не на всякой «земле». Там, где есть разрозненность, конкуренция в отсутствии дружбы и тепла, они легко идут в рост и с каждым днем противостоять им становится все сложнее. Если же в коллективе присутствуют ценность дружбы, правила бережного общения, взаимный интерес и внимательность к себе и другому, для травли просто не найдется места.

*все истории мы публикуем с согласия детей и родителей,педагогов изменяя по их просьбе имена.

Проект по профилактике школьного буллинга «Давайте жить дружно», реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

#нко #вектор #джд#давайтежитьдружно#президентскиегранты#фондпрезидентскихгрантов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.