Работая с детьми, пострадавшими от травли в школе, их родителями и учителями, мы видим, что вовремя заметить проблему взрослым и детям мешают неверные представления об этом явлении. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда родители или учителя из самых лучших побуждений предлагают ребенку простой и «логичный» способ реагирования на его проблемы, например, не обращать внимания на обидные клички или игнорировать бойкот в классе. В ситуации травли подобные советы — бесполезны, а иногда – могут сильно навредить.

Для того, чтобы как можно больше родителей и учителей своевременно замечали признаки школьной травли и протягивали руку помощи детям, попавшим в беду, мы задумали новый цикл статей.

В каждой публикации мы будем говорить о конкретном «мифе», иллюстрировать его реальной историей из жизни и пояснять, как лучше действовать, чтобы прекратить травлю и минимизировать её последствия.

Миф №3

Ребенок должен сам справиться с травлей, иначе он не научится себя защищать и вырастет слабаком.


История Вани *

Ваня был общительным и увлеченным техникой учеником обычной городской школы. За его огненно-рыжую голову бабушка ласково называла его «моё солнышко!», одноклассники звали «Ваня-рыжик», а друзья — просто «Рыжик».

Однажды в третьем классе кто-то из одноклассников начал громко петь на перемене песенку из мультфильма «Рыжий-рыжий, конопатый!». Некоторые одноклассники начали смеяться над Ваней, показывать на него пальцами, повторяя слова из мультика: «Рыжий-рыжий, конопатый убил дедушку лопатой!». Ваня растерялся, а когда песенку подхватили друзья — заплакал от обиды и выбежал из класса. Впервые после уроков он шел домой один, без друзей. Он хорошо помнит, как ночью долго не мог заснуть, его жгла горечь, перед глазами стояли его друзья, смеющиеся вместе со всеми.

Одноклассникам понравилось новое «развлечение» — довести Ваню до слёз. Ваня плакать не хотел, но каждый раз у него перехватывало горло от ощущения несправедливости происходящего и собственного одиночества, и невольно подступали слёзы. Когда он пожаловался учительнице на издевательства, та посоветовала ему перестать плакать из-за такой ерунды, а «сказать ребятам что-нибудь в ответ».

Спустя несколько месяцев Ваня пришел домой в слезах, так как «не плакать» как ему советовала учительница, не выходило, а одноклассники гурьбой провожали его едкими кричалками до самого дома. Папа, узнав о неприятностях Вани, велел дать отпор ребятам, которые его обидели, сказав «Ведь ты уже взрослый и должен сам постоять за себя, ты мужчина».

Несколько дней Ваня собирался с духом, чтобы суметь, как взрослый, «дать отпор» обидчикам. И однажды на перемене, когда главный задира – Олег, начал издеваться, Ваня сказал ему, оторопев, — «Да ты сам-то двоечник! И дурак!», и замер. Через несколько секунд ему на голову обрушился собственный портфель со всеми учебниками и в голове зазвенело одновременно со звонком на урок.

Учительница, зайдя в класс, обнаружила сидящего за партой Ваню, разбросанные вокруг него учебники, и ребят, кричащих «Он первый начал! Рыжий сам виноват!!!». У Вани не было сил защищаться. Предательство ребят, когда-то бывших ему друзьями, причиняло невыносимую боль, а из-за ушибленного книгами затылка снова хотелось плакать.

После этого инцидента Ваню начали обзывать «рыжей тряпкой». Пару раз в средней школе он пытался подраться с обидчиками, но тех всегда было больше.

Со временем Ваня, потерявший всех своих друзей, замкнулся, плакать он разучился, и все оставшиеся школьные годы ходил особняком.

Мы познакомились с Иваном несколько недель назад в кабинете психолога, сейчас ему 26 лет. Он молодой инженер, тихий и работящий, часто берет дополнительные вечерние и ночные смены, а если кто-то не может работать в выходные – Иван его заменяет. Старается избегать общества, и у него не ладятся отношения с родителями и женой. Жена настаивает, чтобы он потребовал от начальника повышения зарплаты, мама просит разобраться с буйными соседями. Иван честно признается, что любая перспектива отстаивать свои права и провоцировать конфликт его ужасает, в последнее время собственное существование начинает казаться ему бессмысленным. Единственная отдушина – это уйти в работу с головой, агрегаты, работу которых он контролирует, не требуют общения, там всё ясно и понятно.


Совет «дать отпор», «стукнуть в ответ» опасен тем, что за использованием насилия очень редко следует мир. Травля, как коллективное давление, значительно отличается от выяснения отношений «один на один». Когда отпор необходимо давать всем и ежедневно, высок риск, что человек не справится. Далеко не каждый взрослый способен успешно противостоять коллективу, где его открыто преследуют и не принимают. Ребенок в силу возрастных особенностей тем более не в силах в одиночку противостоять целому классу.

Бросать маленького человека одного в надежде, что это сделает его сильнее и увереннее – бесполезное и жестокое занятие. Для развития навыков уверенного поведения ребенку важна поддержка и убежденность в том, что в случае необходимости к нему обязательно придут на помощь. В противном случае у веры в себя не будет необходимого «субстрата» для роста и ребенок рискует вырасти в страдающего от своей нерешительности, тревожности и неумения просить помощи взрослого.

*все истории мы публикуем с согласия детей и родителей, изменяя по их просьбе имена.

Проект по профилактике школьного буллинга «Давайте жить дружно», реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

#нко #вектор#джд#давайтежитьдружно#президентскиегранты#фондпрезидентскихгрантов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.