Работая с детьми, пострадавшими от травли в школе, их родителями и учителями, мы видим, что вовремя заметить проблему взрослым и детям мешают неверные представления об этом явлении. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда родители или учителя из самых лучших побуждений предлагают ребенку простой и «логичный» способ реагирования на его проблемы, например, не обращать внимания на обидные клички или игнорировать бойкот в классе. В ситуации травли подобные советы — бесполезны, а иногда – могут сильно навредить.

Для того, чтобы как можно больше родителей и учителей своевременно замечали признаки школьной травли и протягивали руку помощи детям, попавшим в беду, мы задумали новый цикл статей.
В каждой публикации мы будем говорить о конкретном «мифе», иллюстрировать его реальной историей из жизни и пояснять, как лучше действовать, чтобы прекратить травлю и минимизировать её последствия.

Миф №2
Если перевести ребенка, которого травят, в другой коллектив – исчезнет повод для травли и атмосфера в классе нормализуется.


История Серафимы и Лизы.

Серафима пришла в первый класс с уверенностью, что обязательно найдет здесь близких и верных подруг, и что каждый день в школе будет интересным и веселым.

Сима умела развеселить кого угодно, постоянно придумывала разные шалости и не стеснялась постоять за себя. Однако такое поведение не нравилось Анжелике Валерьевне, их классной руководительнице. Она постоянно делала Симе замечания про «шило в одном месте», и то, что она «совершенно не дает классу нормально учиться». К третьему классу за Симой закрепился имидж нарушительницы спокойствия и уже сами одноклассники шикали на нее на уроках, а во время перемен, изображая голос Анжелики Валерьевны говорили разные гадости. Самым обидным было услышать «Ты хуже любого мальчишки в нашей школе».
В четвертом классе кто-то написал на доске «Сима=Сифа», а с пятого класса иначе Симу уже никто не называл. Единственная подруга Симы — Лиза, как могла, защищала её, поэтому с шестого класса обеих девочек начали называть «сифозницами» и «позором класса», хотя одноклассники уже не помнили, каким образом две подружки превратились в «тех, к кому нельзя подходить».

Однажды в седьмом классе Сима забыла учебник по математике в классе и побежала обратно, чтобы его забрать. На лестнице третьего этажа она увидела одноклассницу Настю, которая двумя пальцами держала Симин учебник и всем своим видом демонстрировала отвращение. Сима даже не успела попросить книгу, как Настя бросила учебник на лестничный пролет. В попытке поймать книгу Сима споткнулась и покатилась с лестницы вниз.

Сима сломала руку, и после этого ситуация в классе дошла до директора, которая предложила «от греха подальше убрать Серафиму из этого класса». Родители отступились и решили перевести обеих девочек в другую школу, а те — согласились.

А что же произошло с классом, из которого ушли Лиза и Сима? Настало лето, и Настя с парой подруг из класса уехала в лагерь. В середине смены выяснилось, что в длинных Настиных волосах, откуда ни возьмись, появились вши. Подругам повезло больше – их проблема коснуться не успела. Настю забрали из лагеря раньше, а когда кончилась смена и подруги тоже вернулись в город, она не смогла до них дозвониться и обнаружила себя в черном списке в соцсетях. 1 сентября на классной доске 8«В» красовалась надпись «Настя – вшивая Сифа».


Чем дольше длится травля в детском коллективе, тем сильнее закрепляется в среде детей система насильственных отношений. Каждый ребенок в классе начинает играть определенную роль в системе травли и становится либо «жертвой», либо «агрессором», либо «наблюдателем».

Со временем травля начинает восприниматься детьми как норма, к ней привыкают, она становится ежедневным и обыденным фоном. И когда пострадавший ребенок какое-то время не посещает школу, либо совсем уходит из класса, в пораженном травлей детском коллективе быстро находится новая «жертва» на замену ушедшей. Аналогично происходит если агрессор, по той или иной причине, уходит из класса (например, в случае перевода в другую школу), через некоторое время его место занимает другой и начинается новый виток преследований.

Травля – это «болезнь всего класса», которой подвержены все ученики коллектива. Перевод ребенка в другую школу – мера, способная изменить к лучшему жизнь только этого человека. Обстановка в классе изменится, когда взрослые покажут детям ненормальность таких отношений и совместно с детьми определят границы допустимого и недопустимого поведения. Равнодушие в ситуации жестокости наносит серьёзный вред не только тому, на кого эта жестокость направлена, но и тем, кто проявляет жестокость, а также тем, кто наблюдает рядом с собой акт жестокости и соглашается с происходящим.

Проект по профилактике школьного буллинга «Давайте жить дружно», реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

#нко #вектор #джд #давайтежитьдружно#президентскиегранты#фондпрезидентскихгрантов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.